Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значительные социально-экономические изменения, накопление новых знаний из различных областей науки, совершенствование технологических процессов производства, быстрая компьютеризация общества - все это создало новые потребности людей. Современному обществу нужны люди, которые умеют не только жить с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал. Однако большинство молодых людей в настоящее время борются с трудностями социальной инновации в процессе адаптации к изменяющейся реальности. Поэтому на начальном этапе профессиональной подготовки важна социально-психологическая адаптация студентов.
Э. Эриксон, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, Л. С. Выготский, Л. Божович, В. Столин, М. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н. А. Зенков, Е. Божович и другие.
Исследования показывают, что спонтанная адаптация у студентов третьего курса работает недостаточно хорошо. Поэтому необходимо умело и осознанно управлять этим процессом. Прежде всего, необходимо описать основные возрастные и социально-психологические характеристики.
Следовательно, новое центральное образование молодого человека - это индивидуальная система самопознания и связанная с ней определенная позиция самооценки, которая, как известно, является результатом осознания человеком своих суждений другие люди и отношение этих рейтингов к их. Психологи установили, что студенты, которые правильно оценивают себя и получают высокие баллы в своей группе, - это студенты, недовольные своими коммуникационными потребностями и низкой самооценкой, а также те, у кого высокая самооценка, они независимо получают более низкие баллы в группе.
Существенно обновляется чувство взрослости, готовность принимать самостоятельные решения и разрабатывать индивидуальную жизненную стратегию. Студенты очень критически относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, а также к преобладающим стереотипам ведения бизнеса. Однако этот социальный опыт позволяет мальчикам и девочкам выбирать правильные ценностные ориентации и соответствующее поведение, которых часто не хватает, что часто приводит к недопониманию, а иногда и к конфликтам с родителями, учителями и коллегами.
Заметная характеристика взросления - готовность идти своим путем, профессиональное самоопределение. В то же время образовательная деятельность играет особую роль в достижении жизненных перспектив. Студенты начинают с формирования личностных ценностных ориентаций и в дальнейшем развивают свои области мотивации и потребности. Область оценки личности в подростковом возрасте характеризуется умением наблюдать за собой, поиском собственных интересов и идеалов, осознанием социальных ценностей. Развитие ориентации, основанной на личных ценностях, способствует интенсификации его деятельности по развитию личности. Одним из наиболее важных аспектов этой деятельности является переход от осознания собственных интересов, от понимания того, к чему стремиться, к искренним попыткам изменения, к развитию качеств, которые делают эту тему позитивной и социальной. В.В. Столин отмечал, что когда студент воспринимает выбор профессии как самостоятельный процесс, определяемый его интересами и склонностями, он обнаруживает, что его мотивирует будущая профессиональная деятельность и проявляет уважение к себе и другим. Если поступление в колледж рассматривается как совпадение, то легкость поступления, влияние родителей и посещаемость колледжа рассматриваются просто как дань инерции - нехватке навыков, уважение к себе или другим. В этом смысле необходимо целенаправленно формировать отношение достойных студентов к высшему образованию и выбранной специальности, а также их будущий социальный статус. При этом особое внимание следует уделить организации других видов студенческой деятельности, в том числе научной, общественно-политической, спортивно-развлекательной, культурно-просветительской. В контексте этих и других событий создается и формируется система межличностных взаимодействий.
Цель исследования: изучить особенности социальной инновации в процессе адаптации студентов к обучению в вузе.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по социальной инновации в процессе адаптации первокурсников;
• проведение эмпирических исследований по диагностике социальной инновации в процессе адаптации студентов к высшему образованию;
• проанализировать полученные результаты.
Тема исследования: Социальные инновации в социальном сопровождении студентов в вузе.
Предмет исследования: социальная адаптация.
Методы и приемы: метод анализа теоретической литературы, методология исследования, экспертиза, проектирование, моделирование, исследование.
Глава 1 Теоретические аспекты социальной инновации в процессе адаптации студентов к обучению в ВУЗе
1.1 Сущность социальной инновации в процессе адаптации студентов первокурсников
Термин «адаптация» происходит от латинского слова adapatio - адаптация. Важнейшей задачей в процессе инновации в процессе адаптации является проблема выживания человека, инновации в процессе адаптации возможностей организма к процессам, происходящим в природной и социальной среде. Во взаимоотношениях человека с окружающим миром происходят различные процессы. Поэтому чрезвычайно важно найти лучшие механизмы и способы инновации в процессе адаптации человеческого тела (его физиологической организации) к индивидуальным и личностным аспектам (психическая организация), а также потребности, запросы, требования и нормы социальной диспозиции (системы социальных отношений). Существует четыре типа инновации в процессе адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая и социальная. Эти виды тесно связаны между собой, но иногда могут быть относительно независимыми или иметь временный приоритет. [21].
Особенность инновации в процессе адаптации человека в том, что этот процесс связан с социализацией человека, процессом усвоения социальных норм поведения, «ростом в социальном мире». Действительно, социальная адаптация - это главный механизм социализации. Однако, когда «социализация» представляет собой постепенный процесс личностного развития в определенных социальных контекстах, концепция «социальной инновации в процессе адаптации» подчеркивает, что человек или группа активно развивают новую социальную среду, которая адаптируется к ним в течение относительно длительного периода времени. Короче говоря, будь то социальное или территориальное перемещение или изменение социальных условий.
Процесс социальной инновации в процессе адаптации имеет специфический исторический характер, по-разному влияющий на личность или подталкивающий ее к определенному выбору механизмов действия в определенном временном контексте.
Процесс социальной инновации в процессе адаптации следует рассматривать на трех уровнях. [14]:
• Общество (макросреда) - адаптация отдельных и социальных классов к специфике социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
• Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, разрыв между интересами человека и социальной группы (производственная группа, семья, образовательная группа и т. д.);
• Сам человек (внутриличностная адаптация) - поиск гармонии, баланса внутренней позиции и самооценки по отношению к позиции других.
Социальная адаптация определяется как процесс активного развития человека или группы в новой социальной среде. Адаптация также является результатом активной инновации в процессе адаптации человека на групповом уровне к условиям этой новой среды.
Различают две формы социальной инновации в процессе адаптации:
- Проявлять активность, когда человек сам пытается влиять на среду с целью ее изменения и присоединения к этой изменившейся среде, изменяя определенные ценности, формы взаимодействия и активности;
- Пассивный, когда субъект не пытается изменить социальную среду, а постепенно втягивается в среду, в которой он находится.
Социальная адаптация как процесс состоит из четырех этапов (этапов) инновации в процессе адаптации личности в новой социальной среде.
Начальный этап - это этап, на котором человек знает, как вести себя в определенной новой среде, но еще не осознает свою ценность в своем сознании и может даже что-то отвергать.
Второй этап - это уровень толерантности, при котором человек и новое окружение проявляют взаимную толерантность по отношению к своим системам ценностей и поведению.
Третий этап - это адаптация или признание и принятие индивидом базовых систем ценностей новой среды, в то же время признание некоторых ценностей индивида в этой новой среде.
Четвертый этап - ассимиляция, т.е. полное совпадение ценностных систем личности и окружающей среды.
Процесс социальной инновации в процессе адаптации имеет два отличительных аспекта: объективный и субъективный. Объективный процесс социальной инновации в процессе адаптации состоит в том, что со дня рождения человек приобретает различные социальные характеристики, отражающие их место в системе социальных отношений. От младенчества до смерти идет непрерывный процесс ассимиляции и развития механизмов совладания, в формировании которых активно участвует окружающая социальная среда.
Субъективный процесс социальной инновации в процессе адаптации напрямую связан с характеристиками, взглядами и убеждениями человека. Поэтому важной составляющей социальной инновации в процессе адаптации является согласование целей, устремлений, ценностной ориентации, личных способностей человека с особенностями социальной среды и умения реализовывать эти навыки в конкретной социальной ситуации. [21].
Человек включен в большую систему профессиональных, деловых, межличностных и социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в этом обществе. Система социальной инновации в процессе адаптации включает различные типы адаптационных процессов: производственную и профессиональную адаптацию; бытовые; свободное время; политический и экономический; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и др.); природа и др.
Любая социальная адаптация требует от человека определенных навыков. Характер и степень инновации в процессе адаптации или дезинновации в процессе адаптации личности во многом зависит от биологических, физиологических и психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, слаженная профессиональная работа социальных служб различного профиля направлена на оказание помощи отдельным лицам, группам, социальным слоям общества на разных этапах их развития и на уровне их социальной инновации в процессе адаптации.
Необходимо изучать адаптацию как сложный механизм социализации личности, включающий, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами своего самих себя, своего окружения и многих других психологических явлений, состояний и образования.
Адаптация как вид взаимодействия индивида (или группы) с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания ее участников, во многом зависит от самоидентифицированной исходной позиции, в системе социальной среды, иерархия определяется индивидуумом. Самоидентификация индивида, выбор, который делает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением индивида, путем сравнения себя с самим собой и с изменившейся социальной средой.
Под адаптацией понимается процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с радикально меняющейся окружающей средой, в ходе которого требования и ожидания обеих сторон постепенно гармонизируются, так что индивид имеет возможность выживания (и не только, но и процветания), а макросреда - это воспроизводство и переход на другую восходящую ступень.
Анализируя и адаптируя социальную политику на основе этого понимания, вопросы управления могут обратить вспять неблагоприятные тенденции в российском обществе и разрушить деструктивные социальные процессы.
Адаптация оказывается разнообразным и сложным явлением в жизни социальных организаций. Учет инновации в процессе адаптации охватывает четыре основных аспекта: разнообразие социальных отношений, социальных процессов, социальной активности и институциональных форм. Адаптация как социальное явление - это комплексный духовно-практический, структурный и функциональный тренинг, который проявляется на всех уровнях общественной жизни людей. Следовательно, адаптация становится одним из важнейших универсальных методов преодоления социальных кризисов и подготовки людей к переходу к инновационным социальным системам. Таким образом, адаптация обеспечивает согласованность и регулярность эволюционных изменений в обществе, снижает риск деструктивных тенденций и гармонизирует возникающие социальные отношения. [14].
Адаптация к социальным изменениям в обществе в основном связана с существованием нормативной социальной системы в исторически конкретное время. Его основные составляющие - это различные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания методов инновации в процессе адаптации людей к социальным изменениям. Это связано с тем, что они напрямую влияют на восприятие этих изменений, поскольку могут быть основаны на определенном типе культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает и должна основываться на элементах экономической культуры. Когда человек приспосабливается к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры. Адаптация к духовным и нравственным изменениям связана с моральной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой обучения, в профессиональной сфере - с профессиональной культурой, в сфере досуга - с культурой свободного времени и т. д. Она связана не с какой-то одной культурой, а с разными культурами, потому что социальные изменения сложны и могут варьироваться в зависимости от конкретной социальной сферы жизни человека.
Социальная адаптация - это осознанное взаимодействие элементов сознания и поведения социального субъекта и системы ценностей внешней среды для него с целью установления соответствия между ними и преодоления различий в отношениях. Адаптация - это тип социальных отношений, процессов, действий и социальных институтов, которые оптимизируют и направляют его развитие. Одна из основных задач инновации в процессе адаптации как социального явления - преодоление дисфункций социальной системы путем гармонизации взаимоотношений социального субъекта с элементами окружающей среды. [5].
Отказ правовыми и социальными средствами удовлетворить потребности и псевдоадаптация к девиантному поведению (которое, как ни странно, в современных условиях иногда предлагает лучший образ жизни, чем правовые и этические стандарты поведения) вредит обществу и требует сопротивления - кардинальные меры, специализированные социальные технологии, чтобы решить эту раздражающую проблему.
В новых условиях жизни белорусского общества необходимо менять содержание одних социальных норм и развивать другие. Задача улучшения системы выживания общества требует глубокого изучения механизмов поддержания и изменения социальной организации с использованием механизма создания новых социальных норм и регулирования человеческой деятельности с его помощью.
Социальная адаптация человека направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными объектами (группами и отдельными членами), а также на позитивные изменения в общении, поведении и деятельности. Психологическая адаптация - это усвоение норм поведения и ориентации на общественно полезные ценности, сближение мнений и ориентации личности с ожиданиями социальной среды. Социальные и психологические аспекты инновации в процессе адаптации неразрывно связаны, хотя иногда и не пересекаются.
Социальная адаптация на индивидуальном уровне включает: 1) реализацию механизма взаимодействия индивида и микросреды через специфическую адаптацию к ним через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения через их совесть или рациональную интериоризацию; 3) достичь состояния инновации в процессе адаптации субъекта, создавая динамический баланс между его личными установками и ожиданиями социальной среды при наличии их контроля.
Сложность механизма социальной инновации в процессе адаптации связана с тем, что взаимодействуют две структурно сложные системы: личность и социальная среда. Адаптация - это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизни. А социальная среда на макроуровне - это общество в целом, на микроуровне - это микросреда, то есть среда, наиболее близкая человеку и его семейным отношениям в коллективной работе, в нескольких небольших социальных группах. Микросреда - это непосредственная среда, которая взаимодействует с людьми во время повседневной практики. Макросреда и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и неразрывно связаны между собой, то есть создают типичные и индивидуальные черты личности.
Социальная адаптация основана на двух принципах: личностно-субъективном и внешне объективном. Существует несколько типов социальной среды: (C +) - микросреда с положительной ориентацией, (S-) - микросреда с отрицательной ориентацией. Характеристики личности можно представить: как (L +) - личность, характеризующаяся положительной ориентацией, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (L-) - личность, характеризующаяся устойчивой антисоциальной индивидуалистической ориентацией, негативными взглядами.
Успешная социальная адаптация (А +) возможна при взаимодействии позитивной среды и позитивной личности: это первый тип взаимодействия личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия личности с окружающей средой характеризуется разрывом между ожиданиями и потребностями микрогруппы (семьи, рабочей группы) и уровнем требований адаптированного человека. В данной ситуации возможны два варианта: первый - войти в новую социальную среду с позитивной морально-правовой ориентацией людей с индивидуалистической антисоциальной ориентацией (вариант социальной инновации в процессе адаптации с нестабильной позитивной ориентацией): (А +) = (C +) * (A-) . В этом случае человек с антисоциальной ориентацией имеет возможность усвоить нормы права, трансформировать их в свои личные качества, цели, действия; второй вариант возникает, когда люди с положительными личностными качествами оказываются в новой социальной среде с отрицательной морально-правовой ориентацией (вариант инновации в процессе адаптации с нестабильной отрицательной ориентацией): (А +) = (С -) x (L +). Здесь микросреда может формировать черты личности, которые не служат интересам общества, а негативные модели и модели поведения могут передаваться через общение, взаимодействие и даже долгосрочное принуждение. В этом случае возможно возникновение и развитие антисоциальной ориентации личности, которая в дальнейшем материализуется в противоправном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия возникает, когда отсутствие или отсутствие позитивных социальных связей компенсируется негативными связями, усиливающими негативную антисоциальную ориентацию индивида, т. е. человек постоянно остается в антиобщественной или криминальной среде. [25].