Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности, творческого и критического мышления. В основе современной образовательной системы лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности [1].
Одним из эффективных способов развития самостоятельности, творческой активности, критического мышления, является организация эвристической деятельности на различных уроках. Эвристическая деятельность может применяться в рамках различных уроков, но оптимальные условия для ее реализации складываются на уроках алгебры.
Технология эвристической деятельности развивает в ребенке способность к анализу, творческому поиску, развивает мышление, расширяет кругозор, обеспечивает осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [3].
Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формирование таких качеств ребенка, при которых он будет готов к самостоятельному поиску информации, выполнению заданий.
Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания. При современной образовательной системе учитель выступает в роли помощника, подсказчика, который определенным образом направляет образовательный процесс, корректирует, контролирует его направленность, степень понимания и овладения учебным материалом. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умение общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию [4].
В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Именно такие результаты мы и получаем в ходе организации эвристической деятельности школьников.
Проблема исследования. В связи с тем, что изменились подходы к обучению, изменились и средства, применяемые для развития ребенка и достижения поставленных учебных задач. Переход от традиционной системы к личностно – ориентированной предусматривает существенные изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании учебного материала, методического обеспечения. Важно правильно определить форму организации занятия.
Реализация эвристической деятельности возможна на любом уроке, в том числе на уроке алгебры в 7 классе. Существует множество способов организации эвристической деятельности школьников.
Цель исследования: рассмотреть особенности организации эвристической деятельности на уроках алгебры в 7 классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «эвристическая деятельность».
2. Рассмотреть способы организации эвристической деятельности учащихся основной школы.
3. Представить методическую разработку по организации эвристической деятельности на уроках алгебры в 7 классе.
4. Оценить эффективность представленной методической разработки.
Объект исследования – реализация эвристической деятельности учащихся.
Предмет исследования – особенности реализации эвристической деятельности на уроках алгебры в 7 классе.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что реализация эвристической деятельности на уроках алгебры в 7 классе будет способствовать развитию самостоятельности, творческих способностей, критического мышления, познавательной активности, и повышению успеваемости.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – педагогический эксперимент; анкетирование, математико-статистические методы.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования предложенных разработок для организации эвристической деятельности на уроках алгебры в 7 классе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей организации эвристической деятельности
1.1. Эвристическая деятельность: сущность, характеристика
Эвристическая деятельность – это одна из составляющих творчества и его видов (репродуктивного, интеллектуального, исследовательского). В контексте эвристической деятельности творчество - это быстрое понимание, схватывание основной идеи в содержании большой информации, внезапная находка приемов, действий [5].
Творческая деятельность осуществляется на основе эвристических способов, правил, процедур по мере процесса развития мыслительной деятельности с начала в системе, далее в интеграции и в системной интеграции. При таком подходе составляющее мышления личности претерпевают изменения: формируется вариативность, гибкость, динамичность, преемственность, прогностичность мышления, в результате чего повышается в целом интеллектуальный потенциал личности школьника, а сама личность, изменяясь в сторону целостности её качеств, начинает управлять собственным процессом развития творчества [6].
В процессе решения эвристической деятельности, происходит решение регулятивных, коммуникативных задач, повышается познавательная активность. Учащиеся получают новый опыт, обсуждают проблему, дискутируют, ищут пути решения проблемы. Таким образом, формируются коммуникативные навыки. В процессе обсуждения всегда формируется устойчивый интерес к предмету, развивается способность мыслить критически, появляется возможность самостоятельного поиска путей решения проблемы. Это существенно повышает ответственность, самоконтроль, учебную самостоятельность [8].
Нельзя сказать, что технология эвристического обучения является чем-то принципиально новым. Она была широко распространена еще в 20-30 годы в советской и зарубежной школе. В настоящее время под проблемным обучением принято подразумевать такие учебные занятия, в рамках которых создается проблемная ситуация, которую необходимо решить в ходе урока. Как правило, учащиеся решают возникшую проблему самостоятельно, коллективно. Учитель при этом выступает исключительно в роли наблюдателя, реже – в роли помощника. Главное в решение проблемы – чтобы учащиеся начали действовать самостоятельно, брали инициативу в свои руки, не боялись высказывать свою точку зрения, предлагать различные пути решения проблемы. В результате происходит овладение новыми знаниями, навыками, умениями, учащиеся получают возможность развития творческих навыков, мыслительных и аналитических способностей [7].
При организации эвристической деятельности необходимо так выстраивать учебный процесс, чтобы в нем было четко видно противоречие, и за ним следовала проблема, которая требует решения нестандартными способами, путем поиска интеграции с другими областями знаний, систематизации информации. Технология включает и изучение нового материала, и повторение, закрепление пройденного ранее, и контроль. Учитель также поясняет новый материал, дает задания, комментарии, проверяет правильность выполненных заданий. Нужно понимать, что технология эвристического обучения предполагает активный образ мышления, активную позицию, при которой учащийся сам видит проблему, и ищет пути ее решения, а не просто пассивно усваивает информацию. В процессе обучения могут применяться различные методы и приемы обучения [6].
Для того, чтобы максимально эффективно применить на практике технологию эвристического обучения, необходимо решить ряд задач. Рассмотрим их подробнее [1; 3; 5; 11; 18]:
1. Важно на уроке создать такие условия, при которых у учащихся будет высокий познавательный интерес, появится желание получать новые знания, новый опыт;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августова Ю.В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентированного образования в отечественной педагогике // Вестник ПГГПУ. – 2020. - №3. – С.95-100.
2. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / ред. А.Н. Колмогоров. - М.: Просвещение; Издание 15-е, 2016. - 384 c.
3. Александров Е. А. Основы теории эвристических решений / Е.А. Александров. - М.: Советское радио, 1975. - 254 c.
4. Александрова Е. А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе // Директор школы. - 2018. - №4. - С. 73-77.
5. Андрейчиков А. В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике. Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Либроком, 2012. - 308 c.
6. Андрейчиков А. В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике. Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций. Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Ленанд, 2015. - 306 c.
7. Борытко Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - С. 21–23.
8. Вартанова И. И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // И. И. Вартанова М.: Мир психологии. - 2018. - №. 3. - С. 131-142.
9. Волковицкая Г.А. Мотивационный потенциал личности: опыт социологического анализа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. - №1. - С. 355-363.
10. Гольдич В. 3000 задач по алгебре для 5-9 класса / В. Гольдич, С. Злотин. - М.: СПб: Литера, 2002. - 336 c.
11. Горбенко С. А. Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе / С.А. Горбенко // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 424-426.
12. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности //Т. О. Гордеева М.: Издательство Психология в вузе. - 2015. -№ 4. - C. 3 - 27.
13. Горев П. М. Формула творчества. Решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок» / П.М. Горев. - Москва: Огни, 2011. - 797 c.
14. Гришунин С.И. Модели и интуитивно-эвристические компоненты в развитии науки / С.И. Гришунин. - Москва: Гостехиздат, 2014. - 678 c.
15. Звавич Л.И. Алгебра 7 класс / Звавич, Л.И. и. - М.: Просвещение; Издание 6-е, 2001. - 158 c.
16. Звавич Л.И. Алгебра, 7 класс дидактические материалы / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2003. - 159 c.
17. Зив Б. Г. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы / Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. - М.: Петроглиф, Виктория плюс, 2008. - 136 c.
18. Казанцева И.В. Практические аспекты исследования взаимосвязи мотивационной сферы оценивания учебных достижений современного школьника // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. - №1. – С. 10-14.
19. Карпова Е.В., Макарычева И.Н. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №6. – С. 268-273.
20. Корельская Т. Д. Обратная теорема (алгоритмические и эвристические процессы мышления) / Т.Д. Корельская, Е.В. Падучева. - Москва: Гостехиздат, 1978. - 554 c.
21. Лук А. Н. Очерки эвристической психологии / А.Н. Лук. - М.: Лаборатория знаний, 2015. - 539 c.
22. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №4(40). – С. 82-86.
23. Макарычева И.А. Оценка уровня мотивации у младших школьников // Вестник науки и образования. – 2018. –Т.1. - №5(41). – С. 105-108.
24. Мерзлякова Д.Р. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению / Д.Р. Мерзлякова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2018. - 637 c.
25. Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. – 2015. – Т.19. - №1. – С. 37-43.
26. Степичев П. А. Игровые технологии в контексте концепции педагогики удивления // Искусство и образование. – 2017. – № 4 (108). – С. 35–43.
27. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2018. – № 9. – С. 58–61.