Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Становление общеобразовательной школы как базового звена в системе непрерывного образования предъявляет новые требования к знаниям, в частности в обеспечении их обобщенности и системности. Важно добиться не столько запоминание конкретных сведений, сколько достичь осознания общих закономерностей, выработать у учащихся способность вводить новые знания в систему ранее усвоенного, сформировать умения познавательной деятельности на уровне их свободного практического применения.
Реализация названных задач требует значительного расширения сферы, разнообразия видов и изменения характера учебной деятельности школьников, которая должна стать более творческой, самостоятельной, лишенной постоянной мелочной опеки со стороны учителя.
1. Теоретические основы организации экскурсий как формы внеурочной деятельности в обучении истории
1.1 Сущность и особенности внеурочного обучения
Термин «внеурочное обучение» не является в педагогической теории абсолютно новым. Но содержание его в различные эпохи менялось в зависимости от требований времени. В начале, в отечественной педагогике преобладали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа». Они рассматривались как составная часть учебно-воспитательного процесса в школах, а также как форму организации свободного времени школьников.
С введением ФГОС общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого элемента обучения и воспитания подрастающего поколения, начинается процесс ориентации на личность ребенка и развитие его творческих способностей.
Внеурочное обучение в рамках ФГОС – это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Эта деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС любые образовательные учреждения должны «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» 17. Поскольку сегодня происходят прогрессивные сдвиги в характере труда, растет его интеллектуализация и творческая оригинальность, работник современного производства должен уметь быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически подготовленным к непрерывному обновлению производства, его организации. Именно к этому и должны готовить выпускников общеобразовательные учреждения.
Таким образом, необходимо создать такую развивающую среду, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений, а наоборот, создавала условия для выявления и развития талантов.
Всем общеобразовательным учреждениям в рамках ФГОС нового поколения рекомендуется выстраивать внеурочную деятельность по нескольким направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное. Целесообразно использовать следующие формы организации деятельности школьников: круглые столы, экскурсии, конференции, олимпиады, диспуты и т.д. 17.
К основным механизмам, которые обеспечивают реализацию воспитательной составляющей ФГОС, можно отнести:
-учебный план образовательного учреждения, а именно те части, которые формируются участниками образовательного процесса. Это и школьные научные общества, различные научные исследования и многое другое;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- организация деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников, а именно, заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, социальных педагогов, психологов.
- инновационная деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ 17.
В рамках ФГОС в образовательных учреждениях возможно использование нелинейного расписания. Данное расписание является подвижным, предполагает возможность для преподавателей разных предметов интегрировать свои занятия, а также обеспечивает школьникам возможность самим выбирать занятия по интересам и посещать разноуровневые занятия.1
В рамках реализации ФГОС можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности по истории.
1. Модель дополнительного образования
2. Модель «школы полного дня»
3. Оптимизационная модель
4. Инновационно-образовательная модель.
Внеурочная деятельность самым тесным образом связана с дополнительным образованием детей. В роли связующего звена выступают факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору. Но дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ, а внеурочная деятельность, в рамках ФГОС, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. Данная модель предполагает готовность детей к территориальной, академической и социальной мобильности. Плюсы модели заключаются в предоставлении широкого выбора для детей на основе спектра направлений детских объединений по интересам, привлечении к реализации внеурочной деятельности квалифицированных специалистов 5, с. 18.
1.2 Школьная экскурсия как форма организации внеурочной деятельности
Экскурсия является формой просветительской деятельности, которая позволяет в активной форме предоставлять информацию о природе, истории и культуре определенного края. Это, как известно, достаточно действенная форма просветительской деятельности, которая, благодаря личному присутствию учащихся, непосредственному их общению с объектами экскурсионного показа, позволяет им лучше усвоить материал. В ходе экскурсии могут быть использованы самые разнообразные средства, которые позволяют совместить полученную информацию и чувственный индивидуальный опыт ученика. Фактически экскурсия как форма проведения занятий давно признана в школе, но на практике используется все меньше.
В школьных планах экскурсии определенным образом присутствуют и должны проводиться в соответствии с утвержденным графиком. Однако экскурсии не всегда проводятся, что частично можно объяснить их стоимости; готовностью учителя использовать на это свое свободное время; ограниченной номенклатурой экскурсионных программ 2, с. 42.
Таким образом, вырисовывается такая проблема: с одной стороны, экскурсию как форму обучения никто не отрицает, но, с другой, никто и не поощряет. Отсутствует государственная поддержка такой деятельности в школе и все держится исключительно на энтузиазме отдельных учителей. Экскурсионная деятельность в школе имеет не только организационный и экономический аспекты, она имеет также кадровый аспект. Именно на выделенной проблематике хотелось бы остановиться в данной работе.
Изложение основного материала. Школьные экскурсии могут быть самыми разнообразными по тематике: природоведческие, исторические, литературные, экологические, производственные и тому подобное. По месту проведения их разделяют на городские, загородные, музейные и т.д. То есть, спектр использования экскурсий в учебном процессе достаточно широк: это география, история, литература, а производственные экскурсии способствуют профессиональному ориентированию школьной молодежи.
Школьные экскурсии можно использовать в учебном процессе всех ступеней обучения. Экскурсионные программы следует сочетать с элементами обучения, например, ориентированию на местности, использованию карт и тому подобное. То есть, при проведении школьных экскурсий в данном случае можно обойтись умениями и знаниями преподавателя, приобретенными им во время обучения. Такие экскурсии органично включаются в школьную программу, не требуют дополнительных финансовых затрат и организационных мероприятий. Это экскурсии, которые «вписаны» в школьную программу. Но здесь встает другой вопрос – экскурсия отличная от урока и по форме проведения, и по дидактическим подходам, и по методике и требует определенных специальных знаний и навыков по составлению экскурсии, ее информационного насыщения, методики проведения. То есть, проведение школьных экскурсий, которые являются частью школьной программы, требует от учителя дополнительных умений экскурсовода (то есть специалиста по разработке экскурсии) и экскурсовода (специалиста по проведению экскурсии). И здесь полагаться можно лишь на талант и желание учителя, поскольку приобрести такие специальные знания и умения школьному учителю пока негде.
У рассматриваемого вопроса есть еще одна сторона: путешествие. Имеется в виду либо путешествие выходного дня или поездка с учениками во время каникул. Здесь от учителя требуются знания по туристическому сопровождению, по организации путешествия, то есть определенные знания по туристическому менеджменту, которые также получить негде. И, наконец, такой специфический вид внешкольной работы как проведение спортивно-оздоровительных походов. Такая деятельность в школе распределяется чаще всего между учителями-энтузиастам. Например, проведение походов предусматривает деятельность в школе кружка по туризму, где школьников должны готовить к пребыванию в природной среде, к самообеспечению, то есть закалять и учить перед походом и в походе, используя его не только с оздоровительной, спортивной, но и с экологической целью. Но организация похода требует от его руководства не только технических знаний по преодолению препятствий и обеспечению техники безопасности, но и знаний основ организации таких мероприятий от расчета необходимого запаса продуктов питания и снаряжения до их правильного распределения, распределения нагрузок во время похода и тому подобное. Такие знания получить негде 4, с. 21.
1.3 Особенности проведения школьных экскурсий на историческую тематику
Создание новой экскурсии – сложный процесс, который требует активного участия целого коллектива. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приёмы влияния на аудиторию.
Обратим особое внимание на создание экскурсий по истории. История, как предмет, должна вооружить учеников систематизированными знаниями о разнообразных исторических событиях. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления детей с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого преподаватель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников. Нужно чётко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии. Между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для преподавателя местности 19, с. 107.
За день-два до экскурсии преподаватель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания – остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха. Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке.
Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если преподаватель мало знаком с той или иной темой или историческим событием, то необходимо просмотреть имеющиеся данные, справочную литературу. Такая предварительная работа поможет преподавателю составить план проведения экскурсии.
Перед экскурсией ученики должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи ботанизирки и коробки для сбора материала лупы сачки копалки и прочее оборудование в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что некоторые ученики не смогут принять участие в самостоятельной работе. Оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются запланированные задания. Всё это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала. Очень важно подготовить детей к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить наблюдение. Предварительно преподаватель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии 13, с. 747.
Как для урока, так и для экскурсии преподаватель разрабатывает план её проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
1. Тема экскурсии.
2. Цель и задачи.
3. Маршрут экскурсии.
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.
2. Методика проведения экскурсий в ходе изучения школьного курса истории
2.1 Содержание и методика организации экскурсий по истории
Содержание экскурсий по истории определяется общими задачами, которые стоят перед школой, а также специфическими задачами, которые позволяют рассматривать исторический материал. Тематика экскурсионных занятий должна отражать важнейшие исторические события прошлого и современности. Чаще всего экскурсии по истории осуществляется по двум основным направлениям: расширение и углубление исторических знаний, и изучение краеведческого материала. Также, учащихся привлекает изучение военной истории. В этой работе можно выделить несколько направлений:
-справедливая борьба народов против чужеземных захватчиков;
-жизнь и подвиги выдающихся флотоводцев и полководцев;
-теория военного искусства;
- крупные боевые операции и битвы;
-история партизанских отрядов и бригад;
-подвиги городов-героев 1, с. 62.
Ведущее место экскурсий по истории занимает изучение героики труда. Этому помогут вопросы экономической жизни, а также материального производства в различные исторические эпохи.
Школьное краеведение также является действенным средством решения сложных педагогических задач во внеурочной деятельности.
Часто в краеведении основной целью педагоги ставят воспитание любви к родному городу, селу. Но сформировать любовь к чему-либо нельзя. Важно ставить реальные цели. В рамках экскурсионной работы можно и нужно показать школьникам краеведение во всем его многообразии, научить воспитанников вдумчиво рассматривать его с разных точек зрения, научить видеть взаимосвязь предмета с собственной жизнью человека 2, с. 42.
Экскурсия может помочь школьникам рассмотреть краеведческое содержание глубже и шире. В рамках внеурочной деятельности можно иначе расставить акценты в раскрываемом материале: максимально приблизить краеведение к ребенку путем более глубокого изучения истории района, в котором он живет, городских объектов, которыми он пользуется в повседневной жизни.
Наиболее целесообразно использовать следующую тематику краеведческой работы в ходе проведения экскурсий:
-История экономики. В этом разделе учащиеся смогут познакомиться с фактами и явлениями хозяйственного развития края в прошлом и настоящем времени.
-История местных организаций и течений родного края.
-Памятные места и памятники. Здесь учащимся можно предложить сначала выявить памятное место родного края; изучить факты и события, связанные с ним; провести пропаганду знаний о нем среди населения; осуществить работу по уходу за памятником.
-Археологическое изучение края.
-История школы. Это направление поможет узнать жизнь и деятельность школы на разных этапах ее существования 16, с. 175.
2.2 Анализ возможностей применения виртуальных экскурсий для обучения истории
Отдельное место в современной музейной педагогике занимают виртуальные экскурсии, внимание к которым значительно усилилось с внедрением дистанционного обучения.
В первую очередь, необходимо рассмотреть само понятие виртуальной экскурсии. Данный вид экскурсии относится к интерактивным методам обучения. Интерактивный метод – это определенный подход к учебному процессу, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основой интерактивных методов являются интерактивные упражнения и задания, выполняемые учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от стандартных тем, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Под виртуальной экскурсией понимается «организационная форма обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеев, парков, улиц городов и тому подобное) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов». Виртуальная экскурсия представляет собой комбинацию панорамных фотографий (сферических или цилиндрических), когда переход от одной панорамы к другой осуществляется через активную зону (их называют точками привязки или точками перехода), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана тура. Все это может дополняться озвучиванием переднего плана и фоновой музыкой, а при необходимости и обычными фотографиями, видеороликами, flash-роликами, планами туров, объяснениями, контактной информацией и др. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и тому подобное 14, с. 108. Преимуществами ее являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другого.
Такой вид работы делает возможным посещение самых известных музеев мира как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Входя в виртуальное пространство музея, школьники могут с помощью навигатора осуществлять прогулку по залам, просматривать экспонаты на близком расстоянии, оценивать содержание и основную идею экспозиций, изучать различные виды и жанры искусства, достижения людей в области науки и техники, исторические находки и документы и тому подобное.
2.3 Разработка конспекта урока-экскурсии «Финикия»
Цель: рассмотреть особенности хозяйственного и общественного строя Финикии; раскрыть причины, ход и значение финикийской колонизации; ознакомиться с хозяйством Финикии, успехами финикийцев в письменности и других отраслях культуры; объяснить содержание терминов и понятий «колонизация», «колония», «метрополия», «пурпурная краска»; способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: учебник, атлас, иллюстративный материал по теме, раздаточный материал, таблица, ноутбук, проектор с экраном, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
– Как мы можем с вами узнать об истории той или иной страны?
- Какие науки помогают при изучении истории?
– Какие источники доступны на уроке мы можем использовать, чтобы расширить наши знания о странах мира?
III. Сообщение темы и задач урока.
Тема урока записана на доске справа налево.
- Скажите, а вы любите путешествовать? Я очень люблю путешествия! И поэтому я вас также хочу пригласить в путешествие. Представьте, что вы, ученики, путешественники, путешествующие по странам древнего мира. Мы уже посетили древний Египет, Междуречье. На этот раз мы окажемся на торговом корабле, который держит курс к неизвестной еще стране. Мы еще не знаем, что за народ живет в этой стране.
IV. Изучение нового материала.
1. Природа Финикии.
а) Работа с картой и рассказ учителя.
– Найдите на карте эту небольшую территорию вдоль побережья Средиземного моря и назовите эту страну.
- Назовите крупнейшие города Финикии.
– Значительная часть финикийцев жила в многолюдных городах Библ – «гора», Сидон – «место для рыбной ловли», Тир – «скала». Город Тир находился на острове недалеко от берега, он был не для врагов. Еще одним интересным городом был город Библ. От названия этого города происходит несколько современных слов.
- Подумайте, какие слова это могут быть?
- Этот город прославился тем, что там продавали свитки папируса для книг. Его название сохранилось в словах «Библия», «библиотека».
б) работа в группах.
1 группа. Сравните географическое положение Финикии и Египта.
2 группа. Сравните географическое положение Финикии и Междуречья.
Задачи для обеих групп. Сделайте вывод: каким занятиям финикийцев способствовало географическое расположение и климатические условия?
2. Хозяйство финикийцев.
а) работа с таблицей
– Ознакомьтесь с таблицей и обратите внимание на главные отрасли хозяйства древних финикийцев.
б) игра «Что это?»
Заключение
Внеклассная деятельность по истории является неотъемлемой частью образовательного процесса. На современном этапе понятие внеклассная деятельность пережило множество изменений и трансформировалось в понятие внеурочная деятельность.
Реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач обучения истории в средней школе способствует использование в образовательном процессе форм урока, которые предусматривают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.