Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение иностранному языку в современной школе призвано подготовить учащихся к диалогу культур и, соответственно, основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. В связи с этим, столь большое значение приобретает взаимосвязанное обучение устной и письменной речи, как диалогической, так и монологической.
Объектом исследования в данной работе является письмо и письменная речь.
Предметом исследования выступает процесс обучения письму и письменной речи на уроках иностранного языка.
Цель данной работы – рассмотреть процесс обучения письму и письменной речи на уроках иностранного языка.
На основании поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические особенности обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку;
- рассмотреть экспериментальное использование обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку.
Для решения указанных задач в работе были применены следующие методы исследования: теоретические (изучение, анализ, сравнение и обобщение научной литературы по рассматриваемой теме), эмпирические (анализ УМК, целенаправленное педагогическое наблюдение, анализ собственной практики, обобщение опыта преподавания).
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении теоретического анализа письменной речи, как вида речевой деятельности, выявлении их сходных и отличительных черт устной и письменной речи, в описании особенностей обучения этим двум видам речевой деятельности на старшем этапе и рассмотрении текста как одной из разновидностей основ обучения письменной речи.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые методические рекомендации для учителей по обучению учеников старшего возраста письменной речи в ходе пробного обучения могут найти непосредственное применение в подготовке учителей английского языка. Кроме того, на основании данных методических рекомендаций могут разрабатываться конкретные учебные материалы для обучения письменной речи и повышения квалификации специалистов по любому иностранному языку. Этим самым может быть частично преодолен дефицит в учебных материалах по развитию письменной речи.
Теоретической основой настоящей работы являются исследования Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, В.П. Глухова, Н.С. Валгиной, Р.К. Миньяр-Белоручева, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, А.А. Утробиной и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические особенности обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку
1.1. Характеристика использования обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку
При обучении иноязычному общению, как правило, выделяется его устная форма-говорение. Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена государственным стандартом и подтверждается постоянно развивающимися межкультурными отношениями, а также опытом преподавания иностранных языков. Несмотря на то, что роль письма в последнее время много обсуждается и пишется, письмо как продуктивный вид иноязычной речевой деятельности по-прежнему занимает довольно скромное место на уроке иностранного языка. Анализируя механизмы функционирования видов речевой деятельности, психологи и методисты приходят к выводу о наличии сходств и различий между письменной и устной речью.
Так, Н.Д. Гальскова отмечает сходство так называемого механизма внутренней речи, то есть внутреннего плана будущего текста [11, стр. 37]. В письменном и устном высказывании действуют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне выраженными языковыми формами.
В процессе письма происходит переход от слова, произнесенного вслух или про себя, к слову видимому. Говоря, от слова, сказанного самому себе, до слова, произнесенного вслух. Не отрицая сходства между письмом и устной речью, Е. Н.Соловова выделяет между ними ряд различий [33].
Письменное высказывание - это монолог, построенный достаточно полно. В отсутствие прямого общения писатель разворачивает высказывание, чтобы избежать непонимания своих мыслей. В связи с этим письмо содержит дополнительную информацию, определения и специфические особенности. Мы стремимся представить информацию последовательно и логично, четко и лаконично, потому что не будет возможности что-то изменить, повторить и объяснить написанное. Поэтому именно письменный язык тщательно продуман, отточен, автор что-то переделывает, переформулирует, пытается правильно оформить написанное. Как правило, для этого есть время (дома или на занятиях). Письменный текст более четко структурирован, потому что его можно проверить. Одной из главных характеристик устного текста является его спонтанность.
Говорящий может перебивать в ходе осуществления речи, импровизировать, иногда теряя логику высказывания. создание сообщения занимает больше времени [2, стр. 168]. Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но все более и более как цель обучения иностранному языку. Письмо - это техническая составляющая письменной речи. Письменная речь, наряду с устной, является так называемым продуктивным (экспрессивным) видом речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухоречевого анализаторов. Опора на все анализаторы в тренировке дает гораздо больший эффект.
По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный-на 20%, услышанный и увиденный-на 30%, записанный-на 50%, при говорении-на 70%, при обучении-на 90%. Психологи считают, что основой письменной речи является устная речь. Как говорение, так и письмо можно проследить от идеи (что говорить) до выбора необходимых средств (какие слова нужны, как их сочетать в высказывании) и до реализации идеи средствами языка устно или письменно.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учесть роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие поставленным целям, выполнять эти упражнения на соответствующем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее. письмо играет вспомогательную роль в развитии грамматических навыков, при выполнении письменных заданий от простого копирования до заданий, требующих творческого подхода, что создает необходимые условия для запоминания.
Без поддержки письма учащимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал. Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. К коммуникативному письму относятся письменные высказывания, эссе, творческий диктант, составление планов и тезисов сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям.
Другими словами, это письменное речевое упражнение на изученную или связанную с ней тему разговорной практики. Письменная речь рассматривается как творческий коммуникативный навык, понимаемый как умение выражать свои мысли в письменной форме. Для этого необходимо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно строить и оформлять в письменной форме речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением подбирать адекватные лексические и грамматические единицы [14, стр. 86].
Обучение письму включает в себя различные виды речевых упражнений: речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, связанные с процессом чтения, аудирования и устного общения.
Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом, помимо известных упражнений, могут содержать, по мнению Е. А. Маслыко [4], следующие:
- перепишите текст, исключив из него второстепенные слова и предложения;
- составить письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание письма;
- подготовьте план-резюме устного выступления, используя подборку текстов по теме или проблеме.
При чтении (просмотре, ознакомлении, изучении), по мнению Е. А. Маслыко, представляют интерес письменные упражнения следующего типа:
- найдите в тексте необходимую информацию и запишите ее;
- сделать письменный отзыв по теме или вопросу, используя различные источники на иностранном языке;
- делать аннотации к статьям специального журнала (сборника);
- по аналогии со статьей (ее структурой) подготовить материал для предполагаемой публикации в специальном журнале;
- в процессе чтения литературы (текстов) делать письменные заметки для последующей работы с материалом.
Целью обучения иноязычной письменной речи является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, которая включает в себя знание письменных знаков, орфографии слов, лексики и грамматики, композиции письменных текстов, умение создавать различные виды письменных сообщений, знание содержания и формы письменного произведения речи, способов выражения мыслей в письменной форме [23, стр. 75]
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта овладение письменной речью обеспечивает развитие у учащихся следующих умений:
- делайте выдержки из текста, изучайте конспекты, тезисы, заметки;
- пишите короткие поздравления с Днем рождения, другими праздниками, высказывайте пожелания (длиной 30-40 слов, включая написание адреса);
- писать эссе;
- заполнить бланки (указать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
- написать личное письмо по образцу/ без опоры на образец, используя материал одной или нескольких тем, изученных в устной речи и чтении, используя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма составляет 80-90 слов);
- описывать различные факты, явления, события и впечатления;
- письменное сопровождение устных выступлений (докладов, тезисов).
Для подростков они служат образцами для развития следующих навыков:
- расскажите иностранному другу о себе, своей семье, школе, городе, своих интересах и увлечениях;
- запросите информацию о том же самом у вашего адресата;
- написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая нормы, принятые в стране изучаемого языка;
- предоставьте основную личную информацию в анкете/форме;
- сделайте рабочие заметки после прочтения печатного текста (составьте план, выпишите ключевые слова, речевые формулы и т. д.), чтобы использовать их позже в письменном заявлении.
На всех этапах обучения вырабатываются общие стратегические навыки. К ним относятся следующие:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2015. – 448 с.
2. Андреасян, И.М. О роли письма в обучении устной связной речи учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка / И.М.Андреасян // Исследование системных свойств языка и их использование в методике обучения иностранным языкам: сб. науч. статей. – Мн. : МГПИИЯ, 2016. – С. 168-174.
3. Афанасьева, О.В. Английский язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др.]. – 2-изд., доп. и перераб. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2016. – 244 с.
4. Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 11 кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2020. - 200 с.
5. Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English : книга для учителя к учебнику для 11 кл. общеобраз. учрежд. / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко. – М.: Титул, 2020. – 112 с.
6. Богатырева, О.П. Функционально-семантическая характеристика учебного языкового текста [Электрон. ресурс]: английский язык, начальный этап обучения : дис. … пед. наук : 10.02.04 / Богатырева Ольга Павловна. - Тверь, 2015. – 237 с.
7. Валгина, Н.С. Теория текста : учеб. пособие / Н.С. Валгина. – М. : Дрофа, 2018. – 278 с.
8. Вокуева, О.Д. Использование текстов разных типов в обучении лексической стороне устной речи на начальном этапе в языковом вузе [Электрон. ресурс]: теория и методика обучения (по отраслям знаний) : дис. ... пед. наук : 13.00.02 / Вокуева Ольга Даниловна. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
9. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М. : Ленанд, 2019. – 144 с.
10. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения ИЯ : пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – 2-е изд. перераб. и доп.- М. : АРКТИ, 2015. – 192 с.
11. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд. , стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ : Астрель, 2015. – 351 с.
13. Гребеник, А.В. Формирование речевой деятельности учащихся посредством взаимосвязанного обучения [Электрон.ресурс]. – Режим доступа : http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Grebennik.pdf. - 15.12.2020.
14. Грузинская, И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе / И.А. Грузинская. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
15. Ефименко, С.В. Психологические особенности профессионально-ориентированного иноязычного общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.izv-tn.tti.sfedu.ru – 15.12.2020.
16. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
17. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения ИЯ: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
18. Комарова, Л.С. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы / Л.С. Комарова // Иностранные языки в школе. – 2015. – №2. – С. 18-23.
19. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
20. Кузнецова, С.В. Аутентичные задания как средство обучения устному иноязычному общению в языковом вузе [Электрон.ресурс]: английский язык, начальный этап обучения : дис. … пед. наук : 13.00.02 / Кузнецова Светлана Владиславовна. - М.: РГБ, 2015. – 179 с.
21. Куимова, М.В. Иноязычный письменный текст как основа обучения устной профессионально-ориентированной речи студентов нелингвистических специальностей / М.В. Куимова, Н.А. Кобзева // Молодой ученый. – 2015. – №3. - Т.2. – С. 19-21.
22. Милотаева, О.С. Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе / О.С. Милотаева // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 503-505.
23. Мильруд, Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке ИЯ / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
24. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» / Р.К. Миньяр-Белоручев. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
25. Мусницкая, Е.В. Обучение письму / Е.В. Мусницкая // Текст лекций. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
26. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
27. Перкас, С.В. Учебный диалог на уроках ИЯ / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
28. Першина, Л.А. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Першина. – 2-е изд. – М. : Академический Проект: АльмаМатер, 2018. – 256 с.
29. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство «Питер», 2018. – 712 с.
31. Сахипова, З.Г. Методика развития устной и письменной речи в их взаимодействии при обучении русскому языку учащихся башкирской школы: На материале типов простого предложения:дис. ... канд.пед.наук : 13.00.02 / Сахипова Земфира Гизитдиновна.- [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)
32. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова.- [Электронный ресурс] (Дата обращения 15.12.2020)