Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена проблемой поиска эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в детском саду приобретает все большее значение, вследствие чего актуальность оценки возможности игры для эффективной работы по развитию представлений о форме у детей очень высока. Доказано, что в условиях дошкольного образовательного учреждения развитие представлений о форме предметов у детей может быть построено на совмещении разных видов игр (дидактических, развивающих) в игровой деятельности, что обеспечивает педагогически целесообразное практическое взаимодействие ребенка с окружающим миром, ориентирует его на познание и эмоционально-чувственное восприятие, стимулирует отражение впечатлений об окружающем в продуктах детского творчества. Однако, комплексных методик формирования у дошкольников 5-6 лет представлений о форме предметов с помощью современных игровых технологий на сегодняшний день недостаточно. Среди большого видового разнообразия игр хорошо зарекомендовали себя в использовании дидактические, в том числе и нестандартные.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать, апробировать и выявить эффективность системы работы по формированию у дошкольников 5-6 лет представлений о форме предметов с помощью современных игровых технологий.
Задачи исследования:
1) обобщить российскую практику использования нестандартных дидактических игр дошкольников по предмету математика;
2) провести исследование уровня развития у детей; представления о форме предметов;
3) представить собственный опыт использования дидактических игр по развитию у детей представлений о форме предметов, проанализировать результаты.
Теоретическую основу исследования составили положения о ведущем виде деятельности детей в дошкольном возрасте; о значимости развития в формирования объективных представлений личности о предметно-вещном мире и его явлениях действительности; о дидактических подходах, описанных в дошкольной педагогике, по математике.
Методическую основу исследования составили труды ученых, исследователей и методистов, описывающих роль дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста и использование нестандартных дидактических игр в сенсорном развитии: Д.Б. Эльконина, Г.А. Урунтаевой, С.В. Бадмаевой, Е.В. Полозовой, И.П. Барковой.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, информационных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ
1.1. Понятие, динамика формирования представления о форме предметов в дошкольном возрасте
Период дошкольного детства является временем интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей.
Овладение основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это похоже на кубик». Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, постройках. Эти основные формы выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, к числу которой отнесены учебно-методические пособия, монографии, диссертационные исследования, публикации в реферируемых журналах, позволил прийти к мысли о том, что проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занималось большое количество ученых. В этой связи содержательное наполнение понятия «сенсорное развитие» не имеет однозначного определения. Так, например, известный советский и российский психолог Л.А. Венгер предлагает следующее определение: сенсорное развитие – это «развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе» [3, с. 3]. Ученый-методолог В.И. Логинова вкладывала в искомое понятие следующее значение: это «формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов» [9, с. 19].
Я.Л. Коломинский, чей наиболее известный научный труд посвящен вопросам психического развития детей, полагает, что сенсорное развитие связано с «формированием новых, ранее не существовавших сенсорных процессов» [8, с. 119]. В пособии для педагогов, составленном Л.А. Метиевой, предложена иная формулировка: сенсорное развитие – это «формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах окружающего мира» [11, с. 74]. Можно отметить, что, несмотря на разницу подходов, определения авторов имеют определенное сходство, поскольку сенсорное развитие представлено как освоение определенных эталонов о внешних свойствах предметов, осуществляемое под руководством педагога. Значительный вклад в осмысление проблемы сенсорного развития внесли Т.А. Куликова и С.А. Козлова. Работая в соавторстве, они создали несколько десятков учебников и методических рекомендаций, посвященных вопросам воспитания детей. На этапе дошкольного детства ребенок должен освоить сенсорные эталоны, то есть «обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер» [7, с. 138].
Содержание сенсорного развития касается целого комплекса признаков и свойств предметов, которые следует понять детям, а именно: знакомство с величиной, формой, тяжестью и фактурой предметов, их цветом, звучанием объектов окружающего мира, вкусом, запахом, ориентировкой в пространстве. В ходе такого знакомства педагоги ставят цель – развитие чувствительности соответствующих анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и проч. Подобные отличия ребенок учится опознавать на основе изучения свойств предметов. Одновременно с этим дошкольник учится верно называть предметы, например, пушистый или шершавый, теплый или холодный, горький или сладкий, тяжелый или легкий, близкий или далекий. В содержание сенсорного развития в дошкольной педагогике также добавлено ознакомление со временем, развитие речевого и музыкального слуха: «Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека)» [7, с. 144].
С точки зрения разработчиков, сенсорное развитие необходимо осуществлять с раннего возраста. Так, например, для формирования и расширения сенсорного опыта детей до года рекомендовано прослушивание звука барабана и дудочки; ребенку нужно предлагать мять предметы из разных материалов; учить различать холодную и горячую воду. В возрасте полутора лет детей обучают различать предметы по величине, для чего используют пирамидки. В первой младшей группе, говорится в программе, сенсорный опыт воспитанников детского сада обогащают разными впечатлениями, совершенствуют их восприятие, упражняют в установлении сходства и отличия предметов, обучают обводить предмет по контуру. Во второй младшей группе закрепляют знание о величине, форме, цвете предметов; учат ориентироваться в соотношении плоскостных фигур; обучают устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков. В средней группе обогащают сенсорный опыт путем демонстрации новых способов обследования предметов; обучают умению фиксировать впечатления.
В старшей группе детей обучают отличать цвета по светлоте и насыщенности; учат использовать в качестве эталона плоскостные фигуры; при обследовании предметов учат выделять самую крупную часть; совершенствуют глазомер. В подготовительной группе совершенствуют координацию рук и глаз, мелкой моторики; развивают умение созерцать предметы; закрепляют умение классифицировать предметы на основании формы, строения, величины, цвета; закрепляют знание об эталонах. Теперь посмотрим, что говорится о сенсорном развитии в программе «Истоки», изданной под редакцией Л.А. Парамоновой [6]. Согласно тексту документа, сенсорное развитие осуществляется с самого рождения. В программе описана не только деятельность воспитателя в данном направлении, но и задачи работы психолога. Сенсорное развитие пронизывает все образовательные области. Так, например, в рамках познавательного развития дети учатся выделять в предметах и объектах цвета спектра, находить отличительные признаки у геометрических фигур, определять параметры величины, пользоваться эталоном и соотносить его с предметом и проч.
Обогащение знаний осуществляется благодаря информации о том, что нужно осторожно дотрагиваться до горячих или острых предметов. В рамках образовательной области «Физическое развитие» осуществляется совершенствование двигательной активности, и, в частности, мелкой моторики. В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» происходит обогащение словаря ребенка за счет пополняющихся знаний об окружающем мире. Образовательная область «Художественное развитие» направлена на совершенствование чувственного опыта дошкольника. В программе подчеркивается, что на протяжении периода детства важно усвоить представления о сенсорных эталонах (величине, форме, цвете).
Обратимся к содержанию программы «Детство», изданной под редакцией Т.И. Бабаевой. Ознакомившись с ее содержанием, можно увидеть, что сенсорное развитие детей в возрасте от 3-х до 4-х лет должно осуществляться через продуктивные виды деятельности. Например, организуя наблюдения, воспитатель учит выделять сенсорные признаки объекта – цвет, величину, форму. В самостоятельной деятельности ребенок постигает свойства некоторых предметом через взаимодействие с песком и водой. В младшем дошкольном возрасте малыш должен играть с предметами, имеющими квадратную, круглую и треугольную форму [5, с. 73]. В возрасте от 4-х до 5-ти лет дошкольники уже должны научиться выделять такие сенсорные свойства и качества предметов, как форма, величина, цвет, пространственное расположение предмета, материал, вес. Для этого в группе необходимо иметь «сенсорные наборы», в которых представлены «коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, наборы игрушек разного размера, материала» [5, с. 153].
В возрасте от 5-ти до 6-ти дошкольники должны овладеть представлениями о некоторых оттенках цветов, форме ромба, весе объекта. Предполагается, что к моменту перехода в подготовительную группу они уже смогут выделять сходства и отличия предметов на основе 3 – 5 качеств, группировать их в зависимости от выбранных критериев – материала, формы, объема, тона цвета и проч. [5, с. 178]. В подготовительной группе они должны уметь обозначать свойства предметов на основе 4 – 6 контрастирующих признаков, знать разновидности материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), используемых для изготовления предметов с учетом их назначения [5, с. 316].