Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование коллективизма – проблема актуальная во все времена. Необходимо отметить, что наиболее эффективным этапом в формирования школьного коллектива считается начальная школа. Именно в младших классах дети знакомятся с друзьями по учебе, первой классной руководительницей и оценкой с ее стороны. В начальной школе ребенок получает новое общественное положение как на основании личных свойств, так и на основании своих достижений в учебе. Являясь еще достаточно внушаемым, ученик начальных классов во многом поддается воспитательным воздействиям, развитию таких свойств личности, как почтение, стремление прийти на помощь, доброта, коллективизм.
Образование детей младшего школьного возраста строится в согласовании с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО), согласно которого, младший школьный возраст – это сознательный этап, когда закладываются основы личного становления, которое включает в себя развитие физического, чувственного, коммуникативного компонента личности.
Формирование коллектива дает возможность учащимся проявлять инициативу, брать на себя решения и совершать их в интересах школьного коллектива. В планировании деятельности коллектива, как правило, имеет место самоуправление.
Существенным этапом развития ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многосторонними взаимоотношениями, вследствие общей работы поддерживается всестороннее формирование личности, а также поддерживаются благосклонные условия для подготовки ребенка к активному участию в общественной жизни. Учитель вместе с семьей создает в процессе направленного педагогического влияния определенные условия, которые позволяют сформировывать посыла коллективизма как качества личности у ребенка.
Особенностям формирования школьного коллектива посвящены работы многих исследователей таких как: В.Д. Григорьева, М.Н. Гуслова, Е.М. Елизарова, Н.Г. Забродин, А.Г. Ковалев и др.
Таким образом, проблема формирования коллектива остается актуальной и в наше время.
Коллектив младших школьников формируется в урочной и внеурочной деятельности. Противоречие между важностью формирования коллектива младших школьников для их обучения и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности для решения этой проблемы в образовательной организации.
Проблема исследования: как использовать возможности внеурочной деятельности для формирования коллектива младших школьников в образовательной организации?
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Воспитание коллективизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объект исследования: коллективизм у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: воспитание коллективизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить уровень сформированности коллективизма у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаемы, что формированию коллектива младших школьников будет способствовать внеурочная деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить формирование коллективизма как психолого-педагогическую проблему.
2. Проанализировать специфику формирования коллективизма у младших школьников.
3. Рассмотреть внеурочную деятельность как средство формирования коллектива младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности коллектива у детей младшего школьного возраста;
5. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию коллектива у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, методы анализа и интерпретации экспериментальных данных.
2. Психодиагностическое обследование с применением методик.
3. Методы математико-статистической обработки результатов исследования: критерий Т-Стьюдента.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на _ страницах печатного текста. Список литературы включает в себя _ источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Формирование коллективизма как психолого-педагогическая проблема
В настоящее время основным принципом педагогики стало образование в духе коллективизма, а целью воспитательной работы стало формирование коллектива. Одной из основных особых черт отечественной воспитательной системы от воспитательной системы зарубежных государств является утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности школьника.
Коллективные отношения формируются благодаря межличностным и меж коллективным взаимодействиям. Социальная психология оценивает коллектив как высшую форму группового развития. Термин «коллектив» происходит от латинского слова – собирательный. Он означает общественную группу, объединенную на основе общественно важных целей, совместных целостных ориентаций и совместной деятельности [5, с. 47].
В реальной жизни существуют различные коллективы: учебные, производственные, детские, разновозрастные, первичные и общие. В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется преднамеренно и поочередно, в соответствии с задачами воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного действия и управления со стороны воспитателей. Исследование воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого ученика, их взаимодействия, основанного на многократном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом – это все дает возможность педагогу рассматривать коллектив как педагогические действия. Именно в коллективе формируется личность.
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях различного вида и уровня направлен на значения гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, ответственности и свободы в воспитании ребенка. Средством реализации данных ценностных ориентаций становится детский коллективизм как общественная общность, объединяющая детей общими целями, переживаниями, общей деятельностью [19, с. 73].
Первый коллектив для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, после этого школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа института и др.
Несомненно, само по себе нахождение в коллективе еще никак не гарантирует развитие у детей общественно-ценностных качеств. Все зависит от того, какие культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, в которой степени досконально и многосторонне ребенок способен реализовывать в коллективе личные возможности и желания. Важно, чтобы детский коллектив помог изучению социальных норм, обычаев, способов сотрудничества и ценностных ориентаций, основополагающих культурное достояние общества. Под управлением учителя детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности ребенка, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества [15, с. 71].
Взаимодействие детей в коллективе пробуждает их созревание. В коллективе выражается процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый участник коллектива вносит в него собственный индивидуальный опыт, круг интересов, возможности и очень быстро впитывает в себя новое, что несут другие члены коллектива. В результате совершается расширение внутреннего мира ребенка с помощью приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других участников коллектива.
Педагог задает культурную атмосферу процесса обоюдного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны собственных лучших свойств, способностей и тем оказывает положительное влияние на других. В детском коллективе в общей работе реализуется обмен данными, согласование общих целей, обоюдный контроль и корректировка действий, развивается умение понимать состояния и мотивы действий других и в соответствии с этим на них обращать внимание. В опыте коллективных отношений развивается эмпатия, социальная сочувственность, которая может помочь ребенку психологически создавать собственные отношения с партнерами [4, с. 52].
В процессе общения в коллективе ребенок обретает способность поставить себя на место другого, показать в собственном сознании логику и мотивы поведения, протянуть единые чувства, осознать значение его действий. В коллективе ребенок входит в систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и чувственном уровне.
Информационный уровень предполагает взаимосвязь детей друг с другом в процессе обмена информацией, рассмотрение появившихся трудностей, общего поиска решений [5, с. 77].
На деятельном уровне взаимосвязь в коллективе наблюдается как совместная деятельность детей в различных видах коллективной работы по интересам, в исследование и практическом претворении в жизнь совокупных проектов, в исправлении действий, направленных на результат.
Чувственный уровень взаимодействия в коллективе отображает преобладающие чувственные состояния детей, их единые волнение, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействие детей в коллективе, тем активнее следует их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной и содержательной работой, дружественными взаимоотношениями, возможностями предстоящих совместных дел и переживаний, у детей развивается чувство психологической безопасности, внутреннего комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого участника в коллективную жизнедеятельность. Такого рода коллектив развивает у детей чувство гордости и радости общих достижений.
Педагогическая теория коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов.
А.Г. Ковалев рассматривал коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности [14, с. 72].
А.С. Макаренко рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического сообщества, оценивая его как основной инструмент воспитания людей. Основная система нравственных отношений личности, согласно мнению А.С. Макаренко, создается в условиях коллектива. Формирующая роль коллектива обуславливается тем, что его участники выступают в роли работающих субъектов социально важной коллективной работы и взаимоотношений. Законом сплочения коллектива считается стремление к достижению все более важных социальных целей. Они связывают коллектив, повышают взаимную обязанность, увеличивают требовательность коллектива к каждому участнику [17, с. 33].
В.И. Сластенин доказал на практике возможность организации школьного коллектива и одобрил действенность начального школьного коллектива как успешной формы организации учеников, открывающей широкие возможности для всестороннего развития личности каждого ребенка [21, с. 44].
А.В. Петровский оценивал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Самое большое значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учеников и учителей соединены стремлением к социально актуальным целям и моральным эталонам. Существенным считается создание условий для самоопределения, гармоничного и всестороннего развития личности. Механизм воздействия детского коллектива на личность считается трудной системой взаимодействия личности с ней. А.В. Петровский подчеркнул составляющие такой системы: обмен информацией в ходе общения, возможность взаимообогащения информацией, ощущениями, идеями, становление привычек, норм поведения; понимание человеком духовной жизни коллектива как следствие своих усилий, как части ее интеллектуальной жизни; переживания ребенком о том, что коллектив беспокоится о нем, что порождает стремление быть еще лучше; развитие ребенка в системе взаимоотношений; стимулирование самооценки личности (взаимодействие оценки коллектива и самооценки личности); усиление Потребностей личности ребенка в самовоспитании (воспитательное действие коллектива) [20, с. 54 ].
Эмоциональное благополучие и здоровье детей в системе межличностных отношений, которые складываются в коллективе, находятся в зависимости не от численности общающихся друг с другом одноклассников, а от величины желания общаться. Важно изучить структуру отношений в коллективе и уровень удовлетворенность участников процессом общения в условиях школы, обусловленного интересом к чувственному состоянию группы детей.
Современная концепция создания воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик), рассматривают коллектив как модель общества, отражающую форму его организации, отношения субъектов, эмоциональную атмосферу, систему человеческих ценностей.
В трудах Л.В. Болдырева были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом многостороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно работает при условии целенаправленного управления учителем. Автор выделяет двойственную природу детских коллективов: в некоторых случаях они объекты педагогической деятельности, в другом – неожиданно формирующиеся явление, которое выражается в независимом общении друг с другом. Предметом интереса учителя должна быть вся система разнообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого участника этого коллектива. Только при таких обстоятельствах допустимо действенное управление формированием детского коллектива [3, с.52].
Коллектив – это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и общей социально ценностной деятельностью. Детский коллектив – это группа детей, взаимно влияющих друг на друга, объединенная совместными целями, имеющими общественно значимый смысл, и совместная деятельность, важная для достижения данных целей. Детский коллектив – это основа накопления детьми положительного общественного опыта. Собственный жизненно важный опыт ребенок получает в первую очередь в семье, при общении со сверстниками, находясь во внешкольных неорганизованных условиях, при прочтении книжек, лично через средства глобальной информации. Однако, непосредственно в коллективе освоение опыта ребенка специально организовывается и направляется педагогом. Именно находясь в коллективе, у ребенка формируются такие жизненно важные значительные качества как самоуважение, самооценка, уровень требований, другими словами, принятие либо непринятие себя как личности. Коллектив, в котором ребенок проводит длительное время и значительную часть своей жизни, считается школа, а конкретнее его класс.
При формировании коллектива у ребенка закладываются основы воспитания отношения к обществу, собственной стране, основы поведения в обществе, что в последующем оказывает воздействие на развитие общества и его судьбу. Непосредственно в коллективе ребенок знакомится с социальными нормами, ценностными ориентирами, накапливает многоплановый социальный опыт, осваивает умения коллективной работы, а также получает практику общения. Так как человек - создание социальное, ему необходимо вступать во взаимодействие с другими людьми, сотрудничать с ними, а данному можно научиться только при групповом общении, взаимодействии.
К показателям детского коллектива можно отнести следующее:
–- сплоченность;
–- коллективная работа, окончательный итог которой достигается при подключении в дело каждого члена группы;
– общепризнанные нормы поведения;
– интеллектуально-моральная сфера и подходящий климат;
– чувство психологического комфорта и безопасность каждого члена
коллектива;
– согласование частных и общих целей всех членов коллектива.
Действие группы на личность ребенка осуществляется не только в процессе коллективной деятельности, но и через внутриколлективные отношения, пробуждающиеся и формирующиеся во вне деятельностном общении. Направленность подобного воздействия зависит от характера отношений и положения ребенка в них.
Отношения в коллективе появляются между людьми как носителями одной или же нескольких общественных ролей, воплощение которых требуют от человека соответствие определенному примеру. Роль демонстрирует, как следует вести себя по отношению к другим, и что возможно ожидать от других. С ролью постоянно вяжутся конкретные права, прямые обязанности и ожидания, и человек, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий – поощрению. Разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли и неодинаково ведут себя в ней. Роли в коллективе делятся на «инструментальные», связанные с решением «производственных» задач, и «социальные», что люди играют в межличностном общении [24, с.57].
Таким образом, можно сделать заключение группа, чтобы называться коллективом, должна отвечать ряду требований: благополучно управляться с возложенными на нее задачами, владеть высокой нравственностью, быть действенной в отношении основной для нее работы, духовные человеческие отношения. Группа, в которой сложилась система различных отношений, строящихся на высокой нравственной базе, может считаться психологически развитой как коллектив.
В основании новейших подходов находится принятие учителем самоценности каждого ребенка как личности в коллективе, понимание роли общественных взаимоотношений и сотворчества в создании перспективного индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.
1.2. Специфика формирования коллективизма у младших школьников
Психолого-социальное и педагогическое сопровождение личности в период перехода ребенка на новый образовательный уровень (из дошкольного учреждения в начальную школу) обеспечивает благоприятные условия личного развития учащегося в средней и старшей школе.
Основной акцент педагог начальной школы должен сделать на создании удобных психолого-социальных условиях присутствия учащегося в детском коллективе как важном условии его становления. Формирование детского коллектива учащихся начальных классов без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Активное развитие личности, развитие основных достоинств, наблюдается в школьные годы, и во многом находится в зависимости от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок.
Процесс формирования коллективизма рассматривается в философии как становление социального организма, в котором основными аспектами считаются целенаправленность, согласие и результативность работы. В социальной психологии процесс формирования рассматривается через такие характеристики, как высоконравственная направленность, организационное и ценностно ориентационное согласие, подготовленность к той либо иной работы в масштабах социально-психологической общности, образующейся в коллективе.
Коллектив, как специально созданное объединение учеников, создается не сразу. Ни одно сообщество людей изначально не выражает значительных параметров, которые характеризуют коллектив. Процесс развития коллектива длительный и проходит через ряд этапов [7, с. 37].
Этапы формирования коллектива, где требования считаются главным параметром, характеризующим его развитие, первый раз были аргументированы А.С. Макаренко. В формировании воспитательного коллектива исследователь считал закономерным переход от категорического требования воспитателя до вольного требования каждой личности к себе в перспективе требований коллектива. Существует несколько подходов к выявлению стадий становления детского коллективизма. Большая часть научных работников рассматривают данные стадии сообразно характеру предъявляемых требований. В согласовании с данной концепцией в развитии коллективизма выделяют 3 стадии [17, с. 33].
Первая стадия: развитие коллектива (первоначальное сплочение). Организатор коллектива – учитель, от него исходят все требования. На начальной стадии становления цели коллектива, как правило, направлены на внутреннюю жизнь класса. Каждый ученик в данный период старается найти друзей, микрогруппы, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы формируются достаточно быстро. В центре – дети, обладающие красивыми для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят непрочный характер и, если не появляется другого мотива их объединения, распадаются на 1 стадии развития. В классе в данный период традиционно много изолированных детей. Эта стадия носит характер относительно высокой конфликтности взаимоотношений, предпосылки ее разнородны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а остальные оказываются связанными с повседневными для жизни класса вопросами [12, с. 48].
Учитель стремится организационно оформленную группу направить в коллектив, где отношения младших школьников ориентируются целями и задачами их общей деятельности. Первую стадию можно считать законченной, в случае если, члены детского коллектива сплотились на основе общей цели, деятельности и организации. Задача классного руководителя на начальном этапе состоит в создании и сплочении организованного, дружного
классного коллектива, за которым в последующем последует этап постоянного становления и улучшения всех сторон коллективной жизни.
На второй стадии увеличивается воздействие актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования учителя, но и сам предъявляет их к участникам коллектива. Эта стадия характеризуется стабилизацией структуры коллектива. К завершению данной стадии уже формируется точная структура деловых и эмоционально-психологических отношений. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится традиционно к вступлению в группу либо выделению из нее одного-двух человек, но всецело они, как правило, не распадаются.
Конфликты на второй стадии связаны, как правило, с несовпадением ценностных ориентаций и методов поведения отдельных участников коллектива. В этот момент класс уже способен разрешать образующиеся в не конфликты самостоятельно.
Вторая стадия представляет из себя стабилизацию структуры коллектива. В это время коллектив уже начинает выступать как целостная система, в которой приходят в действие механизмы самоорганизации и саморегуляции. Уже на этом этапе детский коллектив требует от участников определенные нормы поведения. Со временем круг требований расширяется. Таким образом, на второй стадии становления коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных достоинств личности. К окончанию данной стадии становления коллектива еще присутствуют «Изолированные» дети, но их количество, как правило, не выше одного-двух человек, быстро повышается число обоюдных выборов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов, бакалавров [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 812 с.
2. Баранова, А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Болдырева, Л. В. Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства/ Л. В. Болдырева // Воспитание школьников. – 2012. – №10. – С. 52-54.
4. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст]/ А.К. Болотова. – М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. – 526 с.
5. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
6. Василенко, Г. И. Внеклассная работа в школе [Текст] / Г.И. Василенко, Н.И. Еременко, Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.
7. Головей, Л .Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст] / Л.Е. Головей. – М.: Юрайт, 2016. – 374 с.
8. Григорьев, В. Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
9. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования [Текст] / М.Н. Гуслова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
10. Елизарова, Е. М. Внеурочная деятельность. Справочник учителя начальных классов [Текст]/ Е.М. Елизарова. – Волгоград, 2011. – 217 с.
11. Забродин, Н. Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива / Н. Г. Забродин// Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №1. – С. 38-40.
12. Иванников, В. А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
13. Иванов, В. Г. Активизация детских и взрослых сообществ в условиях культурной среды школы / В. Г. Иванов// Школьное планирование. – 2012. –№5. – С. 57-65.
14. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст]/ А.Г. Ковалев. – М.: Издательство политической литературы, 2014. – 272 c.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Г.М. Коджаспирова. –- Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c
16. Котельникова, Я. А. Организация научно-исследовательской деятельности в процессе воспитания коллектива: методические рекомендации, пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельников//Одаренный ребенок. – 2010. – №5. – С. 104-110.
17. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст]/ А. С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 332 с
18. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания [Текст]/ Л.И. Маленкова. – М.: Пед. общество России, 2002. – 480 с
19. Немов, Р. С. Общая психология. В 3-х т. Т. I. Психология личности: Учебник [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. –- 739 c.
20. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]/ А.В. Петровский. – М.: Издательство политической литературы, 2013. – 254 c.
21. Сластени, В.И. Методика воспитательной работы [Текст]/ В.И. Сластенин. – М.: Академия, 2004. – 144с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – M.: Просвещение, 2010. – 32 с.
23. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2014. – 321 с.
24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.