Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящей темы курсовой работы связана с тем, что в настоящее время существует проблема, связанная с аварийными ситуациями на дорогах, вызванными неправомерными действиями водителей. В действующем законодательстве выработаны нормы, закрепляющие правила дорожного движения и ответственности нарушителей за совершенные деяния. Однако, несмотря на принятые меры органами государственной власти, количество случаев гибели пешеходов от злостных нарушителей правил дорожного движения возрастает с каждым годом.
Согласно официальной статистике Госавтоинспекции за прошедшие периоды 2020 года число дорожно-транспортных происшествий достигло 131 776 тысяч, а за 2019 год – 164 358 тысяч.
Возможными проблемами в сфере аварийности на дорогах являются, во-первых, законодательство в сфере регулирования ДДП, находящиеся в настоящий момент не на должном уровне, во-вторых, правосознание граждан, управляющих автомобилем, находится на низком уровне, а в-третьих, коррупционная составляющая сотрудников дорожных служб.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие и порядок лишения права управления транспортным средством как административного наказания в Российской Федерации.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- исследования понятия лишения права управления транспортным средством как административного наказания;
- рассмотрение оснований для лишения водительских прав;
- осуществления анализа процедуры лишения водительского удостоверения;
- изучение и рассмотрение проблем административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.
Объектом исследования выступают право уполномоченных органов на лишение водительских прав водителя при совершении административного деяния, предусмотренного КоАП РФ.
Теоретическая и методологическая основана исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, статистическими данными.
Методы исследования контрольной работы. В качестве методов исследования в работе использовались: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Курсовая работа структурирована введением, двух глав, четырех параграфов, заключением, списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАК АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАК АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Понятие лишение права управления является специальным правом, которое применяется в качестве меры административного наказания.
С целью должного регулирования соответствующих правоотношений были введены правила дорожного движения (далее – ПДД)1, действия которых распространяется на управление всеми транспортными средствами2.
В ПДД существует оговорка согласно которой лишение управление ТС не может быть применено к лицу, которое использует ТС в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев:
- опьянение водителя;
- передача управления ТС лицу в состоянии опьянения;
- повторное совершение административного деяния, предусмотренного ч. ч. 4 и 5 ст. 12.9 КоАП РФ;
- повторное совершение административного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ;
- повторное совершение административного деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ;
- повторное совершение административного деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ;
- нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, которые привели к причинению легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
- невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, либо после того, как ТС было остановлено сотрудником полиции и т.д.
Закон № 181-ФЗ3 устанавливает, что индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя также технические средства реабилитации в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации.
В соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ4 транспорт представляет собой вид реабилитации, так как используя его инвалид может практически беспрепятственно добираться до нужной точки, что способствует социальной и профессиональной реабилитации.
Таким образом, положения административного законодательства определяют, что ТС инвалидом может быть использовано только в определенных целях, а именно для реабилитации и доступности к определенным местам, а также для возможности использовать в данных целях ТС инвалиду необходимо иметь соответствующие документы5.
По общему правилу наказание, предусмотренное нормами КоАП РФ, в виде лишения права управления ТС применяется на срок
1) срок от 1 до 3 месяцев применяется в следующих случаях в качестве наказания:
- повторного совершения административного деяния, которое связано с управлением не зарегистрированным ТС;
- управления ТС без государственных регистрационных знаков, с видоизмененными знаками;
- непредоставления преимущества в движении ТС с нанесенными на него цветографическими схемами, надписями и обозначениями, и с включенными проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом;
2) от 2 до 4 месяцев применяется в следующих случаях в качестве наказания:
- при осуществлении движения без специального разрешения ТС, являющихся крупногабаритными и тяжеловесными;
3) от 3 до 6 месяцев применяется в следующих случаях в качестве наказания:
- нарушения правил эксплуатации ТС, относящихся к специальному виду транспорта, а именно трактора, самоходы и иные, которые могут причинить вред окружающей среды, здоровью человека;
- осуществление движения по железнодорожным путям и вне их, выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора, а также остановка и стоянка на железнодорожном переезде;
4) от 4 до 6 месяцев применяется в следующих случаях в качестве наказания:
- превышение скорости движения ТС более 60, но не более 80 км в час;
- повторное совершение административного деяния в виде проезда на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;
- выезд в нарушение ПДД на полосу для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления;
- движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;
- движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС с превышением допустимых габаритов;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о дорожном движении: Вена, 8 ноября 1968 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 385.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
7. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
8. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
10. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Российские вести. № 227. 1993.
11. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 февраля 2002 г., 7 мая 2003 г., 12 августа 2004 г., 26 июля 2008 г., 20 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. № 250. 2006.
13. <Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 25.03.2005 N 1353-ВС <Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы медицинских показаний для обеспечения инвалидов транспортными средствами> //СПС «КонсультантПлюс»
14. Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.1999 N 118-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Аркадия Эриковича на нарушение его конституционных прав положениями статей 27 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" // СПС «КонсультантПлюс»
15. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1343 с.
16. Проект Федерального закона N 1086493-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.10.2016) // СПС «КонсульантПлюс»
17. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Лишение права управления транспортным средством в системе административных наказаний: современные тенденции и перспективы // Административное право и процесс. 2017. N 7. С. 25 - 29.
18. Дядькин О.Н. Проблемы реализации административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения // Административное право и процесс. 2015. N 5. С. 38 - 41.
19. Макутина М. Госдума отложит законопроект о лишении водителей прав за три нарушения // РБК. 24.10.2016.
20. Паньшин Д.Л. Некоторые актуальные вопросы применения лишения права управления транспортными средствами за административные правонарушения в области дорожного движения // Административное и муниципальное право. 2015. N 10. С. 976 - 979.
21. Дерюга А.Н. Причины латентности административных правонарушений / А.Н. Дерюга, И.Д. Мотрович // Административное право и процесс. 2017. N 7. С. 57 - 62.
22. Цуканов Н.Н. О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и деятельности по исполнению постановлений о назначении административных наказаний // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 15 - 20.
23. Якимов А.Ю. Прекращение, приостановление и восстановление действия права на управление транспортными средствами, участвующими в дорожном движении (основания и процедуры) // Административное право и процесс. 2017. N 10. С. 35 - 42.
24. Якимов А.Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2015. N 6. С. 34.