Фрагмент для ознакомления
2
«Эмоциональные состояния – переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичное для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания» [34, с. 115]. Эмоциональное состояние и эмоции способствуют приобретению жизненного опыта. Опыт эмоционального отражения того, что окружает человека, формирует его индивидуальные предпочтения. Это переживание интереса, радости, гнева, страха, стыда, желания преодолеть трудности и достичь цели, адаптироваться к различным ситуациям, социализироваться. Эмоциональная сфера выступает в качестве основной регуляторной системы, обеспечивающей активное движение индивида и его адаптацию к условиям окружающей среды, поскольку именно она первой реагирует на сложившуюся ситуацию или на воздействия любого происхождения.
Если у древних философов эмоции представляли собой особую форму или тип познания-интуитивного, или чувственного, такого, которое противоположно рациональному познанию, то в настоящее время наиболее распространенным и устоявшимся является понимание и определение эмоций как психических процессов или состояний, которые в форме непосредственного внутреннего опыта отражают значение чего-либо для конкретного человека. То есть в более узком смысле этого понятия получается, что эмоции показывают уровень необходимости (потребности) всего окружающего для индивида.
Содержательные критерии эмоциональности складываются из общих явлений и ситуаций, занимающих особые, значимые для субъекта позиции. Они тесно взаимосвязаны с индивидуальными, базовыми характеристиками личности, отношением к морали, направленностью мотиваций, собственными взглядами на окружающий мир, жизненными ценностями, сознательным волевым управлением.
Эмоциональные установки в общем виде - это эмоциональная сфера. Индивидуальный опыт рассматривается как оценка личностных возможностей субъекта по удовлетворению собственных потребностей.
Чувство - это процесс оценки конкретных и специфических возможностей объекта с целью удовлетворения определенной потребности человека. Среди известных российских психологов, изучавших человеческие эмоции: Л. С. Выготский, Н.Д. Левитов, Р. С. Немов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др. Современные исследователи, изучая социальные эмоции, опираются на работы: А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича, А. Д. Кошелевой, Л. А. Абромян и другие сотрудники Института дошкольного образования АН СССР, выявившие общие закономерности развития социальных эмоций, их зависимость от содержания и структуры деятельности детей.
В теории С. Л. Рубинштейна эмоции - это состояния, основанные на ясном осознании причины переживания, которые условно можно разделить на: интеллектуальные, эстетические и нравственные – в соответствии с предметной стороной. «Эмоция - это особая субъективная форма существования и развития потребностей» [34, с. 167].
Уровень эмоций представлен рядом чувств, таких как: любовь, ненависть, восхищение, осуждение, удивление и так далее. Мировоззренческие чувства: ирония, юмор, чувство возвышенности, трагизм и т. д.
По теории С. Л. Рубинштейна [34], связаны с обобщением и способностью к абстрактному мышлению и служат реакцией на конкретные обстоятельства, связанные с внутренними установками человека, его отношением к внешнему миру. Советский психолог, философ, педагог А. Н. Леонтьев [28], говоря об эмоциональном развитии, описал целенаправленный педагогический процесс, который тесно связан с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением межличностных отношений в мир культуры, усвоением культурных ценностей.
Л. И. Божович в своих работах уделяла большое внимание проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка:» мы рассматриваем аффективные состояния как длительные, глубокие эмоциональные переживания, непосредственно связанные с активными потребностями и стремлениями, имеющими жизненно важное значение для субъекта» [5, с. 33]. Переживания, по мнению Л. И. Божович, основаны на их психологической природе, обусловленной потребностями ребенка, на сложном переплетении стремлений, желаний и намерений, в отношении возможности их удовлетворения. В целом большинство психологов склоняются к позиции, оправдывающей тесную связь эмоций и потребностей в развитии человека.
Педагог и психолог А. В. Запорожец [19], занимаясь этим вопросом, отводил большое место чувству как энергетической основе всей деятельности ребенка, которое играет важную роль в ее структурировании, в возникновении новых мотивов и определении целей.
Таким образом, определения эмоциональных явлений даются через определенные функции, которые, по мнению исследователей, они выполняют. Среди множества таких функций можно выделить: мотивационную, оценочную, смыслообразующую, подкрепляющую и другие. Они частично повторяются разными авторами. Большинство современных исследований, направленных на профилактику и коррекцию многочисленных эмоциональных расстройств в детском возрасте, отмечают исключительную важность пристального внимания к эмоциям и чувствам детей, оценки их отношения.
1.2. Развитие эмоциональной сферы нормально развивающихся детей
Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг писал в начале двадцатого века: «Сначала чувствования вызываются только состоянием собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и диета – приятны; позже объекты внешнего мира и люди дарят удовольствие или недовольство, а затем, наконец, достигают стадии, когда вещи заменяются словами, и объект мысли становится источником удовлетворения и недовольства» [32].
По словам Л. С. Выготского, эмоции не подавляются и не ослабляются по мере развития ребенка, кривая его эмоционального развития поднимается от аутистического мышления, когда эмоции играют значительную движущую роль в интеллектуальных процессах, к реальному интеллектуальному процессу или, скорее, к «синтезу интеллектуальных и эмоциональных процессов» [8].
A. В. Запорожец отметил важность эмоционального развития отдельных детей старшего дошкольного возраста, подчеркнув важную роль чувств в энергоснабжающей деятельности детей, формирование новых мотивов, выбор целей и ориентиров эмоциональных отношений с воспитателями, авторитетными взрослыми и сверстниками. Он указывает на наличие образца эмоциональной реакции авторитетного взрослого на ребенка в мотивационно-смысловой ориентации ребенка: «влияние такого образца на мотивационно-эмоциональную сферу личности возрастает, если взрослый не просто демонстрирует его пассивно-созерцательному ребенку, а организует в соответствии с образцом детскую деятельность ориентируя её на достижение результатов, полезных для окружающих, на реализацию гуманного отношения к людям, на оказание помощи сверстникам и взрослым» [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М., «Педагогика», 1989.
2. Бернадская М.Э. Особенности восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М, 1999.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Изд-во МГУ, -М. 1982.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. -М. Педагогика. 1983.
5. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте // Дошкольное воспитание №5. 1968, с. 33-40.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереотип., под ред. Д.И. Фельдштейна. М.- В., 1997.
7. Брунер Дж. О готовности к восприятию // Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс. 1977.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. -С-Пб., «Союз», 2018.
9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. М., 1982. Т.2
10. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 61-64
11. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии №2, с. 7-12.
12. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушением зрения // Дефектология №5. 1998, с. 11-16.
13. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. Верхняя Пышма. 1997.
14. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. -М., 1984.
15. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. -М.: ВЛАДОС, 2000.
16. Жукова Н.П. Психологические особенности детей с патологией органов зрения // Дефектология №4, 2005, с. 45-51.
17. Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования дошкольником своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 2013
18. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016.
19. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. / Эмоциональное развитие дошкольника. -М. 1985.
20. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: «Академия», 1996.
21. Изард К.Е. Эмоции человека. -М., МГУ. 1980.
22. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия развития, 2001.
23. Коган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. – М., Изд-во политической литературы, 1988.
24. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977
25. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия / авт.-сост. Д.Г.Кайль. -Волгоград: Учитель, 2016.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М., УРАО. 1999.
27. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
28. Леонтьев А.А. Психология общения. -М., Смысл, 1997.
29. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. Анцыферовой. -М., Педагогика. 1978.
30. Литвак А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. -Л., 1976.
31. Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007.
32. Мюнстенберг Г. Психология и воспитатель. М.: Совершенство, 2017
33. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 352 с
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., Педагогика. 1989.
35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб .пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. -М., 2001
36. Хризман, Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. / Т.П. Хризман, В.П. Еремеева, Т.Д. Ласкутова. – М. : Педагогика, 1996. – 123 с.
37. Щетинина, А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: Монография / А.М. Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – 124 с.
38. Эльконин, Д. Б Детская психология: учебное. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 3-е изд., стер. – М. :–Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
39. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров ; АН СССР, Ин-т физиологии им. И.П. Павлова, Науч. совет АН СССР и АМН СССР по физиологии человека. – Ленинград. : Наука, 1989. – 144 с.