Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в системе образования обучение и воспитание учащихся осуществляется посредством определенных форм организации учебной деятельности (форм обучения). Форма обучения представляет собой организацию учебно-познавательной деятельности, которая соответствует разным условиям ее проведения, которая используется педагогом в ходе воспитывающего обучения [24].
Анализ педагогической литературы свидетельствует, что само понятие «урок» учеными трактуется по-разному. Детальный анализ определений понятия представлен в исследовании И.В. Крючковой, которая обнаружила широкую палитру определений, а именно: урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая детерминирована постоянным составом учащихся, содержанием учебного материала, временем; урок – это «отрезок» учебного процесса, завершенный в содержательном и организационном отношениях; урок – целостная система, которая обусловлена единством внешней и внутренней структуры учебного процесса; урок –динамическая система, функционирование которой обеспечивает последовательные изменения у всех ее участников: а) учащиеся движутся (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности, обученности, развитии; б)учитель восполняет (или теряет) свою профессиональную компетентность [18].
Многие ученые задумывались над определением понятия «нестандартный урок». По мнению А.М. Матюшина, сущность нестандартного урока заключается в такой структуризации содержания и форм обучения, которая вызвала, прежде всего, интерес учащихся и способствовала их оптимальному развитию и воспитанию [23]. О.П. Савельева, анализируя историю развития урока как основной формы обучения в школе, заметили, что нестандартные уроки возникали тогда, когда в обществе происходили кардинальные изменения, реформы. Так, в 20-х годах прошлого века рождаются урок-суд, урок-диспут, урок-экскурсия, урок в поле, урок-ярмарка и другие; 60-егоды дали жизнь комментируемым урокам [33]. Нетрадиционный урок – это условное понятие, которое свидетельствует об изменении типовой методической структуры урока благодаря применению новых методов или их модификаций, организации учебной деятельности учащихся по необычной схеме (коллективная, групповая, индивидуальная), применению новых технических средств. Нетрадиционность, нестандартность урока связана также с изменением позиции учителя в учебном процессе. Он выступает, в первую очередь, как организатор учебно-познавательной деятельности учащихся, а не как источник знаний [17].
Нетрадиционный урок в начальной школе составляет определенную организованную модель учебной деятельности, которую учитель может использовать с определенной дидактической целью только в целостном виде. Прежде всего, это связано с графиком методов обучения, положенными в основу нестандартного урока. Соревнования, монолог, игра, обсуждение в различных его видах (диспут, дискуссия, диалог, поиск истины) – это методы, которые занимают значительную часть времени на уроке. Все эти методы относятся к группе методов активизации познавательной деятельности младших школьников, поскольку предусматривают привлечение учащихся к активной учебной деятельности и постоянную ее активизацию в течение урока [38].
Учитель организует деятельность учащихся начального звена, причем очень тщательно готовит детей к новым условиям работы на уроке: выясняет правила соревнования, игры, обсуждает штрафные санкции за нарушение условий деятельности. В конце концов, все эти виды деятельности имеют смысл только с точки зрения их конечного результата –полученных учащимися начального звена знаний и умений, опыта, сложившихся мотивов учения и взаимоотношений между учениками. Вкрапления таких уроков в канву привычной для младших школьников урочной деятельности усиливает мотивацию обучения, активизирует различные формы восприятия и мышления учащихся, сотрудничество учителя с учениками и учеников между собой. Важной предпосылкой успеха этих уроков является общая предварительная подготовка к ним.
Если проанализировать структуру учебной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках, то она отражает известную психологическую и дидактическую сущность процесса познания: ученики воспринимают, анализируют, осознают, применяют информацию [27]. Новые названия таких уроков лишь отражают новые формы учебного взаимодействия, а дидактическая сущность урока заключается либо в усвоении нового, или в расширении, обогащении, обобщении, применении известного.
Опираясь на мнение В.И. Ковальчука, считаем, что преимущество интегрированных уроков в начальной школе состоит в том, что они способствуют: повышению мотивации обучения; формированию познавательного интереса учащихся; формированию целостной картины мира и рассмотрения явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи; формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса; снимают перенапряжение, перегрузки; не только углубляют представление о предмете, расширяют мировоззрение, но и способствуют формированию разносторонней, гармонично и интеллектуально развитой личности.
Как отмечает И.П. Подласый, решение проблемы повышения интереса учащихся к обучению стало причиной появления так называемых нестандартных уроков. По его мнению, нестандартный урок –это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру [32].
Использование нетрадиционных форм обучения в начальной школе требует творческого, оригинального подхода учителя к организации учебной деятельности, которая должна быть направлена на стимулирование познавательного интереса младших школьников. А это требует высшей ступени педагогического мастерства, и требует постоянной работы над собой и самосовершенствования. То есть, можно утверждать, что основной задачей нетрадиционных форм обучения в начальной школе является повышение познавательного интереса учащихся, а также возможность саморазвития для учителя.
Игровая технология на нетрадиционных уроках для младшего школьника имеет большое значение. В играх ребёнок не просто воспроизводит окружающую жизнь, но и преображает её, создавая желаемое будущее. Л. С. Выготский писал: "Игра ребёнка не является простым воспоминанием о пережитом, а представляет собой творческую переработку важных пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка» [7].
Игра занимает большое место в системе трудового, физического, нравственного, эстетического и экологического воспитания дошкольников. Она формирует различные полезные для детей психологические качества личности, такие как решительность, ответственность, готовность к саморазвитию, готовность к активным действиям, трудолюбие, доброту, чувство прекрасного и др.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом [22].
Нередко игра служит поводом для сообщения школьникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве [3].
Творческую игру, как правило, не следует подчинять узким дидактическим целям, с её помощью появляются возможности решать основные воспитательные задачи.
Интересная игра значительно увеличивает интеллектуальную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем во время занятия. Играя, дети получают навыки применения своих знаний и умений на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для проявления фантазии и экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи [19].
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию [22].
Таким образом, в младшем школьном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива. При этом задачей воспитателей является организация конструктивного общения между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр, помощь в решении возникающих конфликтов, а также в определённых случаях – помощь в выборе сюжета и направления игр в зависимости от поставленных воспитательных и образовательных целей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
8. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
9. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
10. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
11. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
12. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
15. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
17. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
18. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
19. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
20. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
21. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
22. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
23. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
24. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
25. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
26. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
27. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
28. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
29. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
30. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
31. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5
32. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
33. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
34. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
35. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.