Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основным документом, отражающим содержание обучения в конкретном образовательном учреждении и учебных заведениях определенного типа является учебный план.
Учебный план - это нормативный документ, утвержденный Министерством науки и образования, который содержит педагогическую интерпретацию социального заказа общества и определяет в самых общих чертах объем и содержание образовательной и профессиональной подготовки учащихся.
В структуру учебного плана общеобразовательной средней школы могут входить:
- перечень учебных предметов и объем учебных часов на их изучение;
- график учебного процесса (распределение предметов по учебным годам, количество учебных часов в неделю по изучению определенного учебного предмета);
- продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;
- формы организации учебного процесса: нормативные (обязательные) и факультативные (выборочные) дисциплины;
- формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.
В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базовый; типовой; фактический учебный план школы.
Основной учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом, являющимся неотъемлемой частью государственного стандарта в данной области образования (кроме общего базисного образовательного плана общеобразовательной школы могут разрабатываться базисные учебные планы различных ее видов: дневных, вечерних и заочных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений, а также для школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов и школ нового типа: гимназий, лицеев и т.п.).
Основой БУП школы является осуществление принципа преемственности между ее степенями, когда изучаемые учебные курсы получают на дальнейших курсах развитие и обогащение. Этот принцип находит свое отражение в линейной и концентрической структуре учебных курсов, представляющих образовательную область.
Типовой учебный план – носит рекомендуемый характер. Он основывается на базисном учебном плане и может иметь экспериментальный характер, содержать учет национальных и региональных особенностей и т.п.
Анализ последних исследований и публикаций, которые начали решать эту проблему и на основе которых работает автор. Теорией базисных учебных планов занимались такие авторы, как А.Г. Антишьев, Г. Бужикова, И.Е. Видт, Л. Губерский, С.В. Гончаренко, В.Г. Кремень, К. Колин, И.Я. Лернер, С.А. Сысоева, А.А. Урсул и др.
Мы согласны с определениями данных авторов, но отметим, что эта концептуальная категория требует уточнения, в частности дополнения.
Объект исследования: управление образованием.
Предмет исследования: учебный план.
Цель исследования: изучить особенности базисного учебного плана и его вариантов.
Задачи исследования:
- проанализировать базисный учебный план для учреждений профессионального (профессионально-технического) образования;
- рассмотреть базисный учебный план: варианты;
- определить особенности пояснительной записки к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
- предоставить характеристику первого варианта базового учебного плана.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: выявление, отбор, содержание и сравнение. В курсовой работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический. Масштабность предмета исследования обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем исследования: 22 страницы печатного текста.
Количество использованной литературы: 16 источников.
ГЛАВА 1 Характеристика базисных учебных планов
1.1 Базисный учебный план для учреждений профессионального (профессионально-технического) образования
Учебный план общеобразовательной средней школы составляется в соответствии со стандартами основного учебного плана. Это реальный план, над которым работает эта конкретная школа. В каждой школе эти планы могут быть разными. Существует два типа школьных программ:
- фактический учебный план школы, который разрабатывается на основе базового учебного плана на длительный период и отражает особенности данной школы (в качестве учебного плана школы может быть выбран один из типовых учебных планов);
- рабочий учебный план, разработанный с учетом существующих условий и ежегодно утверждаемый педагогическим советом школы (его еще называют летний учебный план).
Учебный план высшего учебного заведения в современных условиях соответствует двухступенчатой системе образования (бакалавра и магистра) и содержит следующие компоненты:
- график учебного процесса (курсы, недели, занятия);
- таблица бюджета учебного времени (курсы, недели);
- план учебного процесса (названия учебных предметов, сроки экзаменов, зачетов, курсовых работ по семестрам, объем обучения в часах (общий, по видам аудиторных занятий, индивидуальная и самостоятельная работа);
- аудиторные часы по дисциплине в неделю;
- сроки практики;
- форма государственной аттестации и т.д.
Профессиональная компонента в организации учебно-производственного процесса разрабатывается в соответствии со стандартами профессионального образования по конкретным профессиям, при отсутствии стандартов – типовых учебных планов и программ подготовки квалифицированных рабочих, квалификационных характеристик профессий работников. Акцентируем также внимание на том, что при овладении профессией по нескольким квалификациям (разрядам/классам/категориям) объем учебного времени на первичную квалификацию должен соответствовать стандарту профессионального (профессионально-технического) образования по конкретной профессии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипьев А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования / А. Г. Антипьев // Вестн. высш. шк. – 2010. – № 10. – С. 49-52.
2. Андрущенко В.П. Размышления об образовании: Статьи, очерки, интервью / В.П. Андрущенко. – М.: Знания России, 2015. – 804 с.
3. Батракова С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н. Батракова // Педагогика. – 2013. - № 3. - С.11-16.
4. Бех И. Д. Принципы современного образования / И. Д. Бех // Педагогика и психология. – 2015. – № 4. – С. 5-27.
5. Бужикова Г. Новые приоритеты развития современного образования / Г. Бужикова // Высшее образование России. – 2016. – № 3. – C. 83-89.
6. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта / И. А. Вальдман // Оценка качества образования. – 2009. – № 2. – С. 76-79.
7. Видт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей / И.Е. Видт // Педагогика. – 2013. - №3. – С.5-8.
8. Горностаев П.В. Развивающая педагогика В.П.Вахтерова / П.В. Горностаев // Педагогика. - 2015. - №4. - С.75-81.
9. Губерский Л. Культура, идеология, личность. Методолого-мировоззренческий анализ / Л. Губерский, В. Андрущенко, Н. Михальченко. - К.: 2012. - 577 с.
10. Гончаренко С. В. Дидактическая концепция содержания образования / С. В. Гончаренко // Современные технологии и инновационные методики в подготовке специалистов. – М.: Вид. дом «Школьный мир», 2012. – 301 с.
11. Кремень В.Г. Образование и наука России: пути модернизации (Факты, размышления, перспективы) / В.Г. Кремень – СПб.: Грамота, 2014. – 216 с.
12. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты / К. Колин // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2011. – № 2. – С. 16-23.
13. Лернер И. Я. Логика развития дидактики в истории воспитания: [От средневековья к нач. 20 века] / И. Я. Лернер // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. – М.: Узи-во УРАО, 2012. – №17. – С. 100-130.
14. Научно-образовательный потенциал нации: взгляд в XXI век / Авт.кол.: В.Литвин (рук.), В.Андрущенко, С.Долгое и др. - Кн. 3: Модернизация образования. – СПб.: Учеб. кн., 2012. – 144 с.
15. Сысоева С. А. Очерки по истории развития педагогической мысли: Учебное пособие / С. А. Сысоева, И.В. Соколова. – М.: Центр учебной литературы, 2012. – 308 с.
16. Урсул А. А. Всемирный саммит по устойчивому развитию: итоги, надежды, перспективы / А. А. Урсул // Вестник высшей школы. – 2016. - №4. – С. 3-12.