Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь, как средство общения между людьми, является одной из высших психических функций и выполняет главную свою задачу - понимание и передача информации. Нарушения речи ведут к затруднениям в общении с окружающими и оказывают негативное влияние на всестороннее развитие ребенка, формирование его познавательной активности, приобретение и усвоение знаний, умений и навыков, а также социализацию.
По своей дисфункциональной природе, дизартрия является стойким нарушением произносительной стороны речи, обуславливаемым различными нарушениями центральной нервной системы, влияющими на речедвигательный аппарат ребенка [6]. Дизартрия имеет свои характерные особенности, заключающиеся в стойких нарушениях моторной сферы ребенка, воспроизводства звуковой и просодической составляющей речи, слоговой структуры слова и фонематических процессов [4, 6].
Актуальность исследования обоснована сложностью речевого дефекта в виде нарушения звукопроизношения, смазанности и невнятности речи при дизартрии. Наличие дефектов в звукопроизношении приводит к трудностям у ребенка в развитии всех сторон речи, а в дальнейшем – к сложностям в освоении чтения и письма. Поэтому проблема выявления особенностей звукопроизношения при дизартрии является актуальной, учитывая то, что данный дефект является распространенным.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме овладения правильным звукопроизношением – Л.И. Беляковой [4, 5], Е.А. Дьяковой [5], Г.М. Ляминой [18], А.Р. Соболевой [32], Т.Б. Филичевой [31, 32], М.Ф. Фомичевой [33], М.Е. Хватцева [34]; по проблеме анализа и коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией – Е.Н. Винарской [7], Н.Н. Волосковой [4], И.Б. Карелиной [18], Е.М. Мастюковой [16], К.А. Семеновой [33], Н.В. Серебряковой [23].
Цель исследования: охарактеризовать особенности звукопроизношения у детей с дизартрией.
Объектом исследования является состояние звукопроизношения у детей с дизартрией.
Предметом исследования являются особенности заукопроизношения у детей с дизартрией.
Гипотеза исследования: существуют особенности звукопроизношения у детей с дизартрией, которые проявляются в смешении, искажении, замены и отсутствия звуков нарушениями просодической стороны
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) провести анализ логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения звукопроизношения у детей при дизартрии;
2) изучить понятие, этиологию, патогенез, классификацию и симптоматику дизартрии;
3) выявить особенности проявления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется полученными результатами и выводами по выявлению особенностей звукопроизношения детей с дизартрией; материалы исследования могут быть использованы в работе логопедов с данной категорией детей.
Структура и объем работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы (х наименований), 1 приложение.
ГЛАВА 1 Теоретический анализ формы речевого дизонтогенеза
1.1 Понятие дизартрии и ее этиология
Термин «дизартрия» представляет собой устойчивое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушениями деятельности центральной нервной системы (далее – ЦНС). Различные нарушения ЦНС воздействуют на речевой аппарат ребенка, в результате чего страдает звукопередача и просодическая организация речевого потока [6].
Е.М. Мастюкова считает, что дизартрия - это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи [11].
О.В. Правдина определяет понятие дизартрии как нарушения моторного механизма речи вследствие органического поражения ЦНС, причем нарушения в звукопроизносительной стороне речи являются ведущими в структуре речевого дефекта [30, с. 57].
По Е.Ф. Архиповой, дизартрия характеризуется следующими особенностями:
нарушением артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц;
ограничением объема произвольных движений артикуляционной мускулатуры, нарушение координации движений, различного рода спастическими нарушениями, тремором, гиперкинезы языка, губ;
расстройствами дыхательной мускулатуры;
нарушением интонационных характеристик речи;
нарушениями в восприятии речи [1, c. 61].
Чаще всего нарушения связаны с изменениями двигательной сферы артикуляционного аппарата и подвижности артикуляционных мышц, в результате чего развиваются стойкие нарушения звукового произношения и просодической стороны речи.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 364 с.
2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб. : Питер, 2002. – 271 с. : ил.
3. Белозерова, Л. И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения : дис. … канд. психол. наук / Л. И. Белозерова. – Л., 1983. – 189 с.
4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учеб. пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2000. – 224 с.
…
15.