Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня многие стороны современной жизни находят отражение в виртуальном пространстве. У детей и подростков одним из наиболее востребованных видов онлайн-деятельности является общение. Интернет в этом плане открывает большие возможности для знакомства со сверстниками со всего мира и переписки (разговора) с ними через социальные сети, мессенджеры и сервисы видеосвязи. Неуверенным в себе и стеснительным подросткам онлайн-общение позволяет чувствовать себя более комфортно, чем при контакте лицом к лицу. Общение в интернет-среде происходит по тем же законам, что и в реальном мире. Однако такие удобные функции, как анонимность, возможность скрыть или изменить личные данные таят в себе вполне реальную угрозу. Невозможно проверить, является ли новый друг тем, за кого себя выдает, и этим активно пользуются мошенники, жертвами которых часто становятся дети и подростки. Подростки являются особой категорией пользователей сети Интернет. Их взросление и социализация проходят в непрерывном соприкосновении с глобальным информационным пространством.
Насыщенность современного социума информацией, мобильность и эластичность социокультурной динамики требует основательного культурологического переосмысления. В этой связи, Э. Тоффлер отмечает: «Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий». В тоже время, многозначность и вариативность понимания значения и смысла передаваемой информации порождает неадекватное восприятие культурных ценностей. Убрать эти противоречия позволяет анализ культуры как информационной системы и генеративного фактора основательных социально-экономических трансформаций.
Влияние информатизации ведет к стимуляции адаптационных защитных механизмов классической культуры, что нашло свое отражение в процессах формирования нового типа культуры - информационной. В критериях современного общества информационная культура выступает в статусе культуры-универсума, в которой совершаются своеобразные высококачественные процессы, определяющие ее феноменологию.
В процессе осмысления проблем информатизации нужно внимательно оценить и учесть отчетливо проявившуюся в последнее время тревожную направленность технотизации культуры. Важным моментом, определяющим становление всех сфер культуры и общества в целом, становятся новые технологии. Центр культурной динамики постепенно все более перемещается из духовной сферы в культуру технологическую. Уместен вопрос: из-за каких ценностей формируется и пускается в ход технология? В этой связи А.С. Кармин отмечает: «Когда общество увеличивает уровень технологической культуры, не беспокоясь о культуре духовной, то это грозит забвением духовных ценностей», поэтому современная информационная культура, являясь частью общей культуры личности и обязательной частью информационного общества и образования, нуждается в детальном анализе и комплексном изучении.
Информационная культура может стать реальной защитой от манипулирования сознанием, предоставив личности свободу мысли и действия.
Отличительной особенностью нынешней стадии формирования человеческого сообщества, безусловно, считается весьма интенсивное усовершенствование компьютерной техники, а также различных информативных технологий, но кроме того взаимосвязанное с быстрым повышением информативного потока.
В отличие от более ранних этапов истории человеческого сообщества, где главный источник извлечения у школьников информации о себе, о народе, об истории, а также об участии человека в мире существовали семья и учебное заведение, для современного школьника данными источниками в первую очередь считаются СМИ, а также интернет-ресурсы.
Компанией занимающейся исследованием антивирусных проектов для нынешних компьютеров проведено общественное изучение, в процессе которого они приобрели соответствующее статистические сведения:
Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности напрямую связана с системой образования РФ. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед образовательными учреждениями следующие условия: формирование у детей умения работать с информацией и, как следствие, обеспечение информационной безопасности [18]. Изучение нормативной базы, социальных исследований говорит нам об актуальности выбранной нами темы на социально-педагогическом уровне.
В связи со сложившейся ситуацией в мире, из-за вирусной пандемии, по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение.
Экстренный перенос обучения в дистанционный формат в условиях пандемии имеет существенные отличия от правильно спланированного онлайн-обучения. Образовательные организации, вынужденные работать со школьниками дистанционно в целях снижения рисков распространения коронавируса, должны осознавать эту разницу при оценке эффективности так называемого «онлайн-обучения» с использованием дистанционных образовательных технологий.
В условиях опасности распространения коронавирусной инфекции основная масса школ по рекомендации Министерства науки приняли решение о переходе на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия были перенесены в онлайн-среду.
Таким образом, выбранная нами тема «Формирования у школьников навыков безопасного поведения в интернет пространстве.
Цель исследования: изучить особенности формирования у школьников навыков безопасного поведения в интернете; разработать рекомендации, способствующие повышению безопасного поведения в интернет пространстве, развитию навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Объект исследования: безопасность личности в сети Интернет.
Предмет исследования: безопасность школьников в сети Интернет.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Осуществить теоретический анализ по проблемам безопасности в сети интернет детей школьного возраста;
2) провести эмпирическое исследование, направленное на изучение сформированности безопасного поведения в сети интернет;
3) разработать рекомендации, способствующие повышению уровня ИПБ и развитию навыков безопасного поведения в сети Интернет школьников.
Методы исследования: методы теоретического исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Проблема безопасности личности в Интернет - пространстве в современной педагогической науке и практике
1.1. Основные опасности, риски и угрозы сети Интернет и их последствия
Сеть Интернет таит в себе много опасностей. Современные исследователи обращают внимание на появление Интернет-заболеваний как физического, так и психического характера у современных старшеклассников [13].
Интернет-сеть с большей вероятностью может вызвать у подростков интернет-зависимость, потому как он почти заменяет им реальную жизнь. Рассмотрим это явление подробнее [8].
Термин «Интернет-зависимость» впервые ввёл доктор Айвен Голдбер г[5] в 1996 г. с целью описания бессознательно длительного пребывания в сети Интернет. На современном этапе стремительно дискуссируются важные проблемы психологии зависимости, которые связанны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей. Исследование ведётся на обсуждении проблематики зависимости от сети Интернет. По сути ставится проблема об абсолютных отличиях в способах «ухода» от реальной жизни в мир виртуальный путем перемены состояния сознания человека.
Причины появления интернет-зависимости могут быть различными, однако наиболее ключевые из них - недостаток взаимопонимания и друзей в реальной жизни, трудности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неспособность строить межличностные взаимоотношения. Всё это человек стремится приобрести в виртуальном мире с нереальными друзьями [23].
Интернет-зависимость содействует формированию целого ряда психологических трудностей у обучающихся школы: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, проблемы приспособления в социуме, утрата возможности контролировать время пребывания за компьютером, появление чувства
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Авдеева, Н.В. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего школьного возраста [Текст] / Н.В.Авдеева. - М.: Пресс, 2017. - 245 с.
2. Алигулиев, Р.М., Махмудова, Р.Ш. Вопросы защиты детей школьного возраста от интернет-зависимости [Текст] // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - № 5. - С. 97-107.
3. Артюнина, Г.П., Ливинская, О.А. Влияние компьютера на здоровье школьника [Текст] // Псковский регионологический журнал. -2015. - №8. - С. 54-71.
4. Белякова, Е.Г., Загвязинская, Э.В., Березенцева, А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников [Текст] // Образование и наука. - 2017. - №8. - C.86-102.
5. Бочаров, М.И., Симонова, И.В. Методика обучения информационной безопасности [Текст] / М.И.Бочаров, И.В.Симонова. Пространство и Время, 2013. - 237-244 с.
6. Брагин, И.А., Чесноков, Н.А., Асеев, А.Ю. Педагогический аспект информационной безопасности [Текст] // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - С.123-145.
7. Букина, Е.Ю. Формирование у школьников навыков безопасной работы в сети Интернет [Текст] // Информатика в школе. - 2014. - № 5. - С. 40-49.
8. Гревцов В. Е. Информационная культура как критерий формирования информационного общества // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2010. № 1. С. 48—53.
9. Давыдова, М.С. Профилактика Интернет-зависимости [Текст] // Безопасность в Интернете. - 2016. - № 4. - С. 27-31.
10. Денисов, Д.В. Безопасность в Интернете: защита от внешних угроз [Текст] / Д.В.Денисов. - М.: Синергия, 2016. - 913 с.
11. Денщикова, Т.Ю., Аров, Х.Н., Должикова, М.В., Глущенко, И.А., Петьков, В. А. Технология обучения школьников основам информационной безопасности [Текст] // Вестник Адыгейского государственного
12. Дерендяева, Н.С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности школьников [Текст] // Наука и школа. - 2016. - №5 - С.65-76.
13. Жожикова, С.И. Формирование информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети Интернет [Текст] // Вестник СВФУ. - 2014. - №12 - С.22-25.
14. Завалишина, О.В., Загуменных, Н.А., Постоева, Е.С. Интернет- аддикция одна из актуальных проблем современности [Текст] - Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №4 - С.45-49.
15. Калинина, Ю.В., Заплатина, Е.А., Еремина, Е.А., Лопатин, Д.В. Интернет-зависимость - болезнь нового поколения [Текст] / Ю.В.Калинина, Е.А.Заплатина, Е.А.Еремина, Д.В.Лопатин. - Гаудеамус, 2013. - 142с.
16. Колесникова, Л.С. Интернет зависимость среди подростков [Текст] // М.: LAP Lambert Academic Publishing. - 2016. - №9. - 208 c.
17. Кондратенко, Е.Л., Прокудин, Д.Е. Здоровье школьников при использовании компьютерных технологий [Текст] / Е. Л.Кондратенко, Д.Е.Прокудин. - М.: Современное образование. - 2013. - 233 с.
18. Кузьмина, М.В. Здоровье за компьютером [Текст] // Мое здоровье. - 2016. - № 9. - С.12-16.
19. Лопатин, Д.В., Королёва, Н.Л., Анурьева, М.С., Пузанова, Я.М., Остапчук, К.И. Теоретические основы обучения учащихся информационной безопасности [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. - 2017. - №22. - С.41-87.
20. Маклаков, А.Г., Сидорова, А.А. Особенности психического развития старших школьников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №16. - С.34-46.
21. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у школьников. Клиника, диагностика, профилактика [Текст] / В.Л.Малыгин. - М.: Мнемозина, 2013. - 807 с.
22. Малых, Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т. А. Малых. Иркутск, 2008. 23 с.
23. Мартынова, З.Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся [Текст] // Crede Experto: общество, образование. - 2014. - №2. С.43-67.
24. Напханенко, Е.О. Понятие и классификация угроз информационной безопасности в сети Интернет [Текст] / Е.О.Напханенко. - ЮП, 2013. - 166 с.
25. Нестеренко, Д.А. Психолого-педагогическая технология обучения безопасности в сети Интернет [Текст] // Обзор. НЦПТИ. - 2015. - №6. - С.56- 62.
26. Психолого-педагогические условия развития информационной безопасности младших школьников [Электронный ресурс]: сайт - URL: https: //scienceforum.ru/2019/article/2018015892
27. Роина, О.В., Постоева, Е.С., Загуменных Н.А. Обеспечение информационной безопасности обучающихся [Текст] // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - №21. - С.43-57.
28. Сазанюк З.И., Лапонова, Е.Д., Лашнева, И.П. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья школьников [Текст] // Российский педиатрический журнал. - 2015. - №12. - С.12-16.
29. Саттарова, Н.И. К вопросу об информационной безопасности школьников [Текст] // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Межвузовский сборник научных трудов. - 2013. - №19 - С.90- 92
30. Семенько, Т.В. Безопасность в сети Интернет [Текст] // Интерактивная наука. - 2016. - №9. - С.14-19.
31. Серебряник, Е.Э. Формирование информационно-личностной безопасности школьника [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2014. - №11. - С.32-54.
32. Склямина М. Ю. Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования // Молодой ученый. 2015. № 6.4. С. 52—55
33. Сухорукова Е. В. Варианты взаимодействия с семьей средствами компьютерных технологий в системе образования // Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 6—7 октября 2016 г. Саратов: Саратовский источник, 2016, С. 250—253.
34. Сухорукова Е. В. Некоторые аспекты методики формирования основ безопасной работы обучающихся в сети Интернет / /Научно-методические проблемы инновационного педагогического образования: сб. науч. тр.: в 2 ч. Ч. 2. Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение»», 2018. С. 131—133.
35. Сухорукова Е. В. Некоторые приемы формирования информационной культуры студентов при изучении методики обучения информатике // Компьютерные науки и информационные технологии: матер. Междунар. науч. конф. Саратов: Издат. центр «Наука», 2018. С. 380—382.
36. Талагаева Ю. А., Талагаев Ю. В. Проблема формирования у подростков навыков безопасного поведения в сети Интернет // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 4(208). С. 53—60.
37. Талагаева Ю. А., Талагаев Ю. В. Роль семьи в формировании основ безопасного поведения школьников в сети интернет // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 397—401.
38. Троицкая, О.Н., Лыткина, Е.А., Троицкий, А.Г. Формирование у школьников поведенческих навыков безопасной работы в интернете [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С.29-46.
39. Турсынбаева У.Ж. Влияние компьютера на здоровье детей и подростков [Текст] // Вестник КазНМУ. - 2016. - №4. С.34-65.
40. университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №4. - С.86-123.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации: сайт. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC % D0 % B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/543
42. Хлестова, Д.Р., Попов К.Г. Защита детей от Интернет-угроз [Текст] // Символ науки. - 2016. - №7. С.23-31.
43. Что скрывает ребенок: «Лаборатория Касперского» изучила тайные действия детей в Сети [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaspersky.ru/ about/press-releases/2016_actions-of-children-on-the-web
44. Чурашева, О. Л. Информационная культура и информационная безопасность личности [Текст] / О.Л.Чурашева. - Москва, 2014. - 190 с.
45. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции [Текст] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - №36. - С.78-91.
46. Юрьева, Е.А. Влияние социальных сетей на социализацию и систему ценностных ориентаций старших школьников [Текст] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - №4. - С.24-31.