Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей.
Брак является исторически обусловленной, санкционированной и регулируемой обществом формой отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающей их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.
Сегодня семью можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны – это один из четырех фундаментальных институтов общества, который придает ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, с другой - самая сплоченная и стабильная ячейка общества.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается группой, в которой человек остается навсегда.
Семья является неотъемлемой частью общества, и ее значение в нем огромно. Любое цивилизованное общество не обходится без семьи, как в своем прошлом, так и в будущем.
Почти для каждого человека семья – это счастье, она благотворно влияет на человека.
В последние годы существенно возрос интерес к семье со стороны специалистов различных областей знания. Это связано с теми процессами, которые наблюдаются в современных условиях развития общества.
Семья как социальный институт за время своего существования претерпела существенные изменения. Периодически изменялась форма брака, структура и функции семьи.
Существует точка зрения, что семья как социальный институт изжила себя, исследователи, которые придерживаются такого подхода, делают упор на функциях семьи, доказывая, что они присущи не только этому институту и могут быть удовлетворены не только в рамках института семьи и брака. Поэтому они предсказывают широкое распространение альтернативного брака (сожительство).
Другие ученые считают, что семья - это временный (не более чем на 5 лет) союз между мужчиной и женщиной. Данные исследователи, прежде всего, ссылаются на постоянное увеличение числа разводов, особенно среди молодежи.
Современная молодежь не знает, какие функции есть у современной семьи, абсолютное большинство из них считают, что семья необходима, прежде всего, для продолжения рода.
Тема семьи и ее функций относится к числу наиболее важных и актуальных, потому что сегодня семья находится в институциональном кризисе, перестает справляться с выполнением своих функций, ей необходима поддержка общества и государства. Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
Степень изученности данной темы довольно высока, о чем свидетельствует многообразие литературы, рассматривающей современную семью и ее функции, но тема остается по сей день актуальной.
Цель работы: рассмотреть особенности современной семьи и ее функции.
Для достижения цели решался ряд задач:
-характеристика специфики современной семьи,
- рассмотрение моделей современной семьи,
- описание структуры семьи и видов ее функций.
1Современнная семья и ее особенности
1.1Специфика современной семьи в России
Специфика современной семьи в России определяется четырьмя главными особенностями.
1. Современная семья является союзом, основанным на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.
2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей.
3. Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.
4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской.
Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить следующие тенденции развития современной семьи:
- уменьшение числа детей в семье,
- появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации,
- поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет,
- часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше,
- проблема вдовства,
- большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека,
- возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину, поэтому возникает острая проблема неродных детей,
- рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах,
- рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений, часто в связи с алкоголизмом,
- увеличение числа бездетных семей,
- распространение «заграничных» браков,
- появление и в России «экзотических» семей: однополые браки, свингерство,
- возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины.
Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аккерман А.Н. Теория семейной динамики // Семейная психотерапия. -СПб .: Питер, 2012. -С. 70-76.
2. Бабенко Н.Б. Социология семьи: Учебное пособие / Н.Б.Бабенко. - М .: ГАРККиИ, 2014. - 257 с.
3. Бондарчук А.И. Психология семьи: Курс лекций / Бондарчук А.И. - М.: МАУП, 2001. - 96 с.
4. Зайченко В.И. Основы семейного воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: реhttp: //pidruchniki.ws/17370324 / pedagogika / osnovi_simeynogo vihovannya
5. Ковалев С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - М .: Просвещение, 2012.- 208 с.
6. Кочетов А. И. Начало семейной жизни / А. И. Кочетов, А. А. Логинов Мужчина и женщина: отношения полов. - Мн. : Полымя, 2014 - 447 с.
7. Кравченко Т.В. Особенности воспитания и социализации ребенка в современной семье/ Т. В. Кравченко // Социум. - 2014. - № 2 (4). - C.99-103.
8. Крамченкова В.А. Психология семьи / Крамченкова В.А. - Х. Издательство «Новое слово», 2011. - 238 с.
9. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПб.: Речь, 2015.-232 с.
10. Леоненко Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов-юристов [Текст]: монография/ Н.О.Леоненко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018.
11. 16. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2013.- 265 с.
12. 19. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д.; пер. с англ. - СПб.: Питер. Ком., 2011. - 688 с.
13. 20. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа [Электронный ресурс]. - URL:http://lib.socio.msu.ru/l/library
14. Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей и уровня осмысленности жизни в юношеском возрасте// Вестник ЧГПУ, Вып. №10, 2012 г. с. 96 – 108
15. Михайлова, Л. Н. Основные направления социальной работы с студенческими семьями / Л. Н. Михайлова // Социальная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 74-79.
16. Морозова Е.Л. Сорокина Т.Ю. Традиционная семья и её взаимосвязь с брачно-семейными установками и личностными качествами молодёжи. URL:http://www.pokrovforum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2008-2009/txt/28_morozova-sorokina.php
17. Муратова, Г. М. Студенческая семья в условиях системных изменений российского общества: Автореф. дис ... канд. соц. р.: 22.00.04 / Г. М. Муратова. - М., 2014 - 28 с.
18. Набойченко Е.С., Фокина Е.В. Роль семьи в усвоении детьми половых ролей и межличностных отношений // Педагогическое образование в России. Вып. №6, 2012. С. 199 – 202.
19. Симонова Н. Влияние семейных ценностей на самосознание матери// Семья XXI века: теория и практика: материалы всерос. науч.-практ. конф./ сост. Н.Н. Васягина; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 212 с. С. 164 – 170
20. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 38-50.
21. Социальные функции семьи. Википедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // uk. wikipedia.org/wiki/%D0%A1% D1% 96% D0% BC "% D1% 8F # .D0.A1.D0.B.97
22. Стуколова М. Семейные конфликты и их особенности. - M., 2008. - C. 5-36.
23. Туник Е.Е. Психодиагностика супружеских отношений. Серия «Практическая психология». Издательство: Питер, 2014 г. - 96 с.
24. Яблонская Т.Н. Проблемы исследований современной семьи в / Т. М. Яблонская // Социум. – 2012.- 132 с.