Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
Речь осуществляет разнообразные функции и служит основным средством общения. Без нее человеку не представлялась бы возможность воспринимать и сообщать информацию, которая несет большую смысловую наполняемость или определяет в себе то, что невозможно получить с помощью органов чувств.
Успешность овладения и развитие речи ребенка младшего школьного возраста является одним из важных условий его развития, а также формирования личности. Непременным условием успешного обучения его в школе является полноценная речь. Поэтому одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей младшего школьного возраста.
В развитии связной речи наглядно наблюдается тесная связь речевого развития вместе с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Также, немало важным является умение использовать интонацию, логические (фразовые) ударения, подбор соответствующих для выражения данной мысли слов, умение строить сложное предложение, использовать языковые средства для связи предложений. От уровня сформированности навыков речевой коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность речевого общения и всего процесса обучения. Для детей важным является адаптация в социуме как для школьного обучения, так и для взаимодействия с окружающими.
Вопросами возникновения, развитие и формирование речи младшего школьника занимались многие исследователи. Большой вклад в изучение развития и формирование речи внесли зарубежные и отечественные психологи и педагоги, как прошлого, так и настоящего: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и многие другие. Ученые отмечают, что посредством общения и речи ребенок приобщается к ценностям духовной культуры, а также речь и язык являются необходимым условием воспитания и обучения. Для младшего школьника необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению, так как при стихийном речевом развитии, без специального обучения, лишь некоторые могут достичь высокого уровня развития речи. Одним из эффективных средств развития речи младших школьников является фольклор, с помощью которого ребенок овладевает не только родным языком, но также фольклор играет значимую роль в развитии личности школьника в целом: с помощью фольклора приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней; фольклор – незаменимый источник нравственного познавательного и эстетического развития личности детей.
О значимости фольклора в речевом развитии ребенка говорится в трудах многих современных исследователей – В.П.Аникина, А.В. Бацких, Н.В. Кондрашевой, Ф.С. Капица, Г.М. Петровой, Л.Т. Романенко и других, которые отмечают, что через знакомство с жанрами фольклора дети младшего школьного возраста овладевают родным языком, осваивают его красоту и лаконичность.
Таким образом, все выше изложенное и обусловило актуальность темы исследования «Развитие устной речи у младших школьников».
Объект исследования: развитие навыков устной речи.
Предмет исследования: развитие навыков устной речи при работе с фольклорной сказкой на уроках литературного чтения.
Цель исследования: изучить особенности развития навыков устной речи при работе с фольклорной сказкой на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общее понятие устной речи.
2. Изучить место устной речи в условиях реализации ФГОС НОО.
3. Выделить педагогические условия развития для развития навыков устной речи.
4. Изучить особенности развития устной речи у младших школьников.
База исследования: Школа: МБОУ «Школа 63 с углубленным изучением отдельных предметов».
Методы исследования:
В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, математического анализа.
ГЛАВА 1. УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ МЕСТО В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1.1. Общее понятие устной речи
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка.
Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики. М.Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» [9].
С.Л. Рубинштейн пишет, что «речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» [14]
В физиологии речь – сложный двигательный акт, происходящий по механизму условно-рефлекторной деятельности. И.П. Павлов говорил о второй сигнальной системе как о слове, произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой второй сигнальной системы являются кинестетические, двигательные раздражения, поступающие в кору головного мозга от речевых органов (Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский) [9].
Речевое развитие ребенка представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя множество различных аспектов. В него входят самые разные стороны овладения ребенком речью. Среди таких сторон можно выделить психологическую, нейропсихологическую, педагогическую, непосредственно лингвистическую и многие другие. У ребенка школьного возраста развитие речи опосредовано обучением. Тем не менее, утверждение о том, что овладение речью является результатом специальной учебной деятельности, было бы в корне неправильным. Изучение речи на начальных этапах жизни не является специфической учебной целью. Первичное овладение ребенком родным языком осуществляется в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Иными словами, ребенок овладевает речью в процессе ее использования в различных коммуникативных ситуациях – не изучая ее в процессе учения.
Формирование речи совершается в процессе общения ребенка с окружающей средой, которая считается источником подражания для ребенка. При этом ребенок использует не только звуковой, но и зрительный анализатор, имитируя соответствующие движения губ, языка и пр. Появляющиеся при этом кинестетические раздражения поступают в соответствующую область коры головного мозга. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и фиксируется условно-рефлекторная связь, обеспечивающая последующее развитие естественной речевой деятельности (М.Р. Богомильский, Л.В. Нейман).
Согласно суждению психологов и физиологов (Н.И. Красногорский, А.А. Люблинская, И.М. Сеченов и др.), к моменту появления ребенка на свет его нервная система, практически, сформирована и готова к активному установлению связей с окружающим миром, для развития и функционирования устной речи. Характеризуя развитие речи исследователи, как правило, обращают внимание на постепенность и неравномерность развития речевой системы [16].
Независимо от формы речи (монолог или диалог), важным условием ее коммуникативности считают связность. При овладении данной стороной речи у
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Аникин В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество / В.П. Аникин. – СПб.: Просвещение, 2013. – 190с.
3. Аришина H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы / Н.П. Аришина. – М.: Просвещение, 2013. – 80с.
4. Бацких А.В. Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка//Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С.408-410.
5. Белоусов А.Ф. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения / А.Ф. Белоусов, В.В. Головин, Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. – СПб., 2013. – 245с.
6. Белькова А.Е., Ходаковская Л.Ю. Синквейн как эффективный приём развития образной речи // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов (г. Нижневартовск, 5–6 апреля 2016 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. – С. 81-85.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – издание 2-е, переработанное. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. – 512 с.
9. Вьюшина И.В. Единое гуманитарное образовательное пространство как интегрированная дидактическая система. //Русский язык в школе. – 2015. - №3. – С.3.
10. Глизерина Н.Д. Особенности изучения речеведческих понятий на уроках грамматики в начальной школе. //Начальная школа. – 2015. - №9. – С.49.
11. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство» / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 480 с.
12. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 2014. – №9. – С.16-22
13. Закирова Г.М. Развитие устной речи в литературном образовании // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 126-129.
14. Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2011. – 368 с.
15. Зарецкая И.И. Русский язык как хранитель и зеркало нашей культуры. //Воспитание школьников. – 2014. - №4. – С.13.
16. Интеграция на уроках русского языка. //Русский язык и литература. Всё для учителя. – 2015. - №6.
17. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 317 с.
18. Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 152-153.
19. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. – 2014. – № 3. – С. 57-61.
20. Корчагина В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
21. Корчагина Е.А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста//Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С.82-84.
22. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам: Работа с книгой в детском саду/Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М. Просвещение, 2012. – С.46 –60.
23. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей// Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго». – 2013. –254 с.
24. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2014. – 240стр.
25. Петрова Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процесс//Вестник Тамбовского университета. – выпуск 6 (110), 2014. – С.176-181.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
27. Романенко Л.Т. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – С.15-18.
28. Савушкина E.В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 512 c.
29. Семенова Т.Н. Использование потешек в системе ранней логопедической помощи детей с задержкой речевого развития//Вестник ЧПГУ им. И.Я. Яковлева, 2017. – №3(95). – С.151-156.
30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2009. – 263 с.
31. Шадрина Л.Г. К вопросу о развитии образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок/Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»//Вектор науки ТГУ. – 2013, №2 – С.298-300.
32. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М., Педагогика, 2012. – 144 с.