Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие приобретает особую значимость для семьи, общества и государства в целом. Ведение здорового образа жизни становится неотъемлемой частью в повседневной жизни человека.
Проблема сохранения здоровья детей остается нерешенной до сих пор, это связано с различными факторами окружающей нас среды, физиологическими и психическими заболеваниями, с условиями организации трудовой, учебной, бытовой деятельности. Негативное влияние на здоровье человека оказывает природная среда (климат, природные катаклизмы), техногенная (транспорт, промышленность), социальная (вредные привычки), биологическая (инфекции) и др.
В современном мире, по данным статистики, пристрастие к вредным привычкам и отрицание ведения здорового образа жизни начинается со школы. Молодые парни и девушки попадают в сети опасных зависимостей, не осознавая тяжести последствий. Шанс появления заболеваний внутренних органов заметно растет, а процесс формирования зависимости ускоряется, однако на данный момент остаются недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с обучением ведению здорового образа жизни в школе.
Люди часто стали забывать о ценности здоровья, начали пренебрежительно относиться к нему, не предавая большого значения тем факторам, которые разрушают не только их собственное здоровье, но и здоровье окружающих их людей. Такая тенденция представляет огромную опасность для подрастающего поколения и страны в целом. Главная проблема заключается в отсутствии актуальных, соответствующих современному состоянию общества, методических разработок обучения здоровому образу жизни у обучающихся в школах.
Министерство образования РФ ставит перед образовательными организациями одну из основных задач государства – это сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Особое внимание этому вопросу уделяет предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), а именно раздел «Основы здорового образа жизни».
На уроках ОБЖ учебно-воспитательный процесс формирования у обучающихся знаний о здоровье, правилах и нормах ведения здорового образа жизни, убеждения в отказе от вредных привычек, представляет собой целостную и последовательную структуру. Для полноценного развития организма человеку необходимо на протяжении всей жизни, создавать вокруг себя безопасную и здоровую среду.
Система работы с обучающимися должна предполагать различные методы, средства и формы формирования ЗОЖ. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Одна из таких технологий – методика В.Ф. Базарного.
Цель данного исследования: изучение возможностей использования здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного при изучении ОБЖ в 6 классе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие здоровья и здорового образа жизни;
• Проанализировать здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы;
• Выявить особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного;
• Провести анализ вохможностей использования здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного на уроках ОБЖ в 6 классе.
Объект исследования: процесс обучения вопросам здорового образа жизни в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: методика В.Ф. Базарного в курсе ОБЖ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по вопросам формирования здорового образа жизни у учащихся
1.1. Понятие здоровья и здорового образа жизни
Сохранение собственного здоровья – главная задача для каждого человека в мире. Это ответственность, которую человек не может переложить на кого-то другого. Как мы часто можем заметить, человек начинает заботиться о своем здоровье, когда у него возникают нарушения функций организма.
Определений слова «здоровье» огромное количество. Как утверждает С. И. Ожегов в Толковом словаре: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [21].
Ведение здорового образа жизни, является важным фактором, влияющим на здоровье человека. Не стоит забывать и том, что здоровый образ жизни это понятие не только индивидуальное, но и общественное. Оно отражает поведение как каждого человека, так и общества в целом.
«Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций» [13].
Воспитание здорового поколения – является одной из главных задач государства. К сожалению, уровень здоровых детей стремительно снижается с каждым годом. Это связано с тем, что родители зачастую не придают значения элементарным факторам, влияющим на здоровье ребенка.
К основным факторам здорового образа жизни относятся:
• оптимальный режим труда и отдыха;
• личная гигиена;
• рациональное питание;
• регулярная двигательная активность;
• отказ от вредных привычек;
• закаливание организма;
• стабильное психоэмоциональное состояние;
• своевременная вакцинация.
Оптимальный режим труда и отдыха – неотъемлемый компонент здорового образа жизни. При соблюдении режима вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма человека, тем самым способствуя укреплению здоровья и повышению производительности труда.
Сон – обязательное условие ежедневного отдыха. Для восстановления работоспособности человеку необходимо спать ежедневно не менее 8 часов.
Нехватка сна, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии.
Личная гигиена – это совокупность гигиенических правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека и увеличению продолжительности его активной жизни [22].
Разделы личной гигиены [18]:
• гигиеническое содержание тела (кожи, волос, полости рта, органов слуха, зрения, половых органов);
• гигиена индивидуального питания;
• гигиена одежды и обуви;
• гигиена жилища.
Знание и соблюдение правил личной гигиены обязательно для каждого культурного человека.
Для правильного функционирования организма необходимо рациональное и сбалансированное питание. В результате рационального, правильного питания клетки организма человека насыщаются энергией, обновляются и развиваются.
Однако не всякое питание является рациональным, поэтому, чтобы полностью удовлетворять потребности индивидуума, оно должно отвечать следующим основным принципам [19]:
1) питание должно быть количественно полноценным, т.е. энергетическая ценность дневного рациона должна соответствовать ежедневным затратам организма;
2) качественно разнообразным, т.е. содержать различные по составу и происхождению продукты;
3) сбалансированным по составу основных элементов питания: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов;
4) организовано по определенному режиму;
5) продукты питания должны быть безопасны для человека, т.е. не содержать вредных и опасных для здоровья химических веществ, а также болезнетворных микроорганизмов;
6) пища должна быть органолептически привлекательной, т.е. иметь определенный вид, запах, цвет, консистенцию, температуру и др.
Регулярная двигательная активность одна из ключевых аспектов ведения здорового образа жизни.
При регулярных физических нагрузках повышаются адаптационные возможности организма, укрепляется его выносливость, гибкость и мышечная сила. Низкая физическая активность способствует развитию многих заболеваний, одно из них – гиподинамия.
Гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц [1].
Длительная гиподинамия во всех ее формах оказывает многогранное, патологическое действие на организм, снижает выносливость и является серьезным фактором риска возникновения различных заболеваний [51].
Основным принципом ведения здорового образа жизни является отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление наркотических веществ, токсикомания, употребления алкогольных напитков и т.д.
Данная проблема представляет собой разветвленный комплекс социальных и физических патологий, влияющих на нормальное функционирование человека.
Закаливание – это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям [11].
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно повышает способность организма к развитию функциональных возможностей, повышению его работоспособности, совершенствует терморегуляцию, тонизирует мышцы, повышает выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует функцию кроветворных органов.
Как отмечают специалисты, психоэмоциональное состояние ребенка, в первую очередь, зависит от той среды, в которой он живет и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому школа должна создавать для обучающихся насыщенную, содержательную и интересную жизнь, с учетом возрастных особенностей, где обеспечивается гуманное отношение, поддерживается стабильный благоприятный психологический климат
Важно помнить, что ведение здорового образа жизни является частью воспитания в семье. Родителям необходимо не только рассказывать детям о факторах, влияющих на их здоровье, но и подавать наглядный положительный пример, посредством своего поведения.
Для формирования необходимых знаний и навыков о здоровом образе жизни необходимо активизировать работу на уроках ОБЖ. Школа сегодня должна стать важнейшим звеном становления и социализации подрастающего поколения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучения здоровому образу жизни обучающихся ставит ряд целей:
• формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
• сохранение, укрепление и защита собственного здоровья;
• формирование навыков социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:
• формирование ответственного отношения к собственному здоровью как к важнейшей социальной ценности;
• закрепление гигиенических навыков;
• профилактика вредных привычек;
• формирование навыков и умений сохранения и укрепления здоровья;
• приобщение к рациональной физической активности;
• воспитание активной жизненной позиции.
Свою деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников, учитель выстраивает учитывая возрастные и личностные особенности подростка.
Педагог должен сформировать у обучающихся следующие составляющие по формированию здорового образа жизни:
• знания о здоровом образе жизни. Школьники должны знать, что такое здоровый образ жизни, факторы, влияющие на здоровье, правила здорового и безопасного образа жизни уметь грамотно и правильно давать оценку своему состоянию организма;
• понимание здорового образа жизни. Подростки должны понимать, что нужно сохранять свое здоровье, заботиться о нем, понимать необходимость отказа от вредных привычек.
• убеждение на здоровый образ жизни. Обучающиеся должны быть убеждены в необходимости ведения безопасного и здорового образа жизни.
1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это программы, направленные на формирование у школьников культуры здорового образа жизни, качеств личности, направленных на укрепление здоровья, мотивирующих учащихся на укрепление ЗОЖ.
Здоровьесберегающая технология – продуманная во всех смыслах модель, систематизированная совокупность всех средств, используемых для достижения поставленных целей [14].
Т.В. Карасёва в своей статье «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» разграничивает такие понятия, как педагогические и образовательные технологии [5].
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее три составляющие: санитарно-гигиенические, медикопрофилактические, педагогические технологии. Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. // - Москва: Икар, 2009
2. Алексеев С.В. К вопросу о решении проблемы здоровья в образовательной системе Санкт-Петербурга. // Академический вестник СПбАППО. – 2010. – Вып.1(10). – С.7-9
3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005 — 176 с.
4. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся / В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад: Загорская типография, 1995. – 70 с.
5. Безруких М.М. Школа и здоровье / Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть 1. М.: Ключ – С, 2005. – C. 21–30
6. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1.
7. Будаева Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе / Н.А. Будаева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2011. – № 3. – С. 32-36.
8. Газман О. С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учит, газета. 1997.13 мая.
9. Галынская Е.Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей / автореферат канд.дисс. 13.00.01, Кемерово, 2015
10. Гиподинамия - болезнь неподвижного образа жизни [Электронный ресурс] : Алые паруса. Проект для одаренных детей – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/15/gipodinamiya-boleznnepodvizhnogo-obraza-zhizni
11. Закаливание – это система использования физических факторов внешней среды [Электронный ресурс] : Центр развития ребенка – URL: http://dsad172.ru/konsultatsii-spetsialistov/konsultatsii-instruktora-pofizicheskoy-kulture/news705.html
12. Здоровая школа: проектирование программы здоровьесозидания: настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Алексеева . – СПб.: СПбАППО, 2010. – 178 с.
13. Здоровый образ жизни – что это? [Электронный ресурс] : ОБЖ: основы безопасности жизнедеятельности – URL: http://xn--90akw.xn-- p1ai/uchebnye-materialy-obzh/zdorovyy-obraz-zhizni/zdorovyy-obraz-zhiznichto-eto
14. Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательном процессе вуза / Коллективная монография И.Г. Алмазова, В.Ю. Бабайцева, В.В. Горбенко, В.Ф. Горбенко, И.В. Кондакова. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2007
15. Как работать за конторкой. Рекомендации доктора Базарного. [Электронный ресурс]. – Электрон. версия печ. публ. – Режим доступа: https://www.perunica.ru/vospitanie/8987-kak-rabotat-za-kontorkoy-rekomendacii-doktorabazarnogo.html
16. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005 — 448 с.
17. Колесникова М.Г. Моделирование и изучение результативности построения здоровьесозидающей среды школы // Академический вестник СПбАППО. – 2010. – Вып.1(10). – С.15-19
18. Личная гигиена [Электронный ресурс] : ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора – URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/132
19. Мартыненко. А.В Основы социальной медицины : учебник для СПО / под ред. А. В. Мартыненко – Москва: Издательство Юрайт, 2018
20. Новолодская Е.Г. Уроки здоровья // Начальная школа. – 2001. – № 5. – C. 22– 29
21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – Москва, 1997. –
22. Покровский В.И. Малая медицинская энциклопедия. / В.И. Покровский — Москва: Медицинская энциклопедия. 1991—1996. с. 2
23. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под. Ред. В.А.Сластенина. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 576 с.
24. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. К проблемам педагогической валеологии: Пособие. – Издание третье, дополненное и переработанное. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 192с.
25. Третьякова Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Екатеринбург, 2005. – 245c.
26. Шаповалова, А. А. Здоровьесберегающие компетенции. Практическое применение технологий В. Ф. Базарного в начальной школе (из опыта работы). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obrazzhizni/2016/12/23/prakticheskoe-primenenie-tehnologiy-v-f-bazarnogo