Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное занятие в общеобразовательной школе — это урок-познание, урок-деятельность, урок-открытие, урок, где учитель и обучающийся постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, противоречиям и решениям.
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкального обучения и воспитания в школе. Имеются дополнительные творческие музыкальные объединения, но занятия по музыке, охватывающие всех обучающихся, никогда не потеряет своего значения и актуальности.
Для проведения музыкального занятия существуют определённые требования и стандарты. Шестого октября 2009 года был принят федеральный государственный стандарт второго поколения для начального общего образования, 17 декабря 2010 года для основного общего образования и 17 мая 2012 года для среднего (полного) общего образования. Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» (ФГОС) требуют необходимость освоения учителями музыки его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования».
Приобщение учащихся к музыкальному искусству через анализ музыкальных произведений можно сравнить с тем, что осуществляется на уроках литературы и изобразительного искусства. Знакомство с выдающимися образцами никогда не ограничивается их прочтением или рассмотрением даже при наличии кратких комментариев преподавателя - оно обязательно включает в себя достаточно тщательный разбор содержания, композиции и выразительных средств.
Анализ музыки необходим для полноты восприятия и для изучения произведений, для приобретения учащимися разносторонних музыкальных знаний и умений. А его осуществление должно быть организовано при самом деятельном участии слуха учащихся, с применением поисковых методов обучения. Изучение музыкальных произведений, как известно, имеет комплексный характер. Слушая и разбирая музыку, учащиеся осмысливают ее содержание, жанровые и композиционные особенности, постигают выразительные средства. И в этом познавательном процессе должна быть своя логика, определяемая, с одной стороны, художественной природой музыки и с другой - спецификой учебной деятельности. Умелое сочетание творческого подхода к анализу явлений искусства с необходимостью соблюдать требования дидактики – задача преподавателя, организующего анализ музыкальных произведений.
Цель исследования состоит в изучении возможностей и условий развития умений анализировать музыкальные произведения у обучающихся 7 класса.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Проанализировать уроки музыки в современном процессе современной школы;
• Изучить этапы работы над музыкальным произведением;
• Рассмотреть методы анализа музыкальных произведений с учащимися 7 классов.
Объект исследования - музыкальные произведения на уроках музыки.
Предметом нашего исследования является процесс формирования у учащихся умения анализировать музыкальные произведения
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Музыка в образовательном процессе современной школы
1.1. Современный урок музыки
Урок музыки имеет свою специфику, так как это – урок искусства. Современный урок музыки является союзом педагогики и музыкального искусства, поэтому можно говорить о «музыкально-педагогическом произведении» учителя, так как урок – это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля. С другой стороны, можно говорить об уроке как о совместном творчестве учителя и учащихся. Согласно концепции Д. Б. Кабалевского, стержневым основанием, способствующим достижению целостности урока, является сама музыка, которая должна звучать не менее 70 % урока: во время пения, в моменты слушания музыки, и во время игры на шумовых инструментах. Особенностью современного урока музыки является возможность организации разных форм музыкально-творческой деятельности школьников на уроке: ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных формах работы: индивидуальной, парной, коллективной [10, с. 32–33].
Современный урок музыки включает несколько этапов.
Мотивационно-целевой этап. Начало урока музыки должно быть интригующим и занимательным для детей. Как общие средства повышения содержательной мотивации могут использоваться: проблематизация; связь изучаемого материала с общественно значимой практикой, реальными событиями, личным опытом; фрагмент знакомого музыкального про- изведения; репродукции картин, стихи, музыкальные видеофрагменты; использование «настоящих» предметов и музыкальных инструментов из сферы практической деятельности.
На уроке музыки, в качестве мотивирующих и подводящих к теме урока, могут использоваться следующие средства.
1. Удивительный факт из жизни композитора или музыканта. Например, началом моноурока по творчеству Чайковского П. И. может послужить следующий факт: «Имя Петра Ильича Чайковского известно во всем мире как великого русского композитора, но первые учителя Чайковского считали его посредственным музыкантом. Он выучился на юриста и даже несколько лет проработал в Департаменте юстиции. Только в 21 год Чайковский решил заняться музыкой, поступив… на курсы для дилетантов!».
2. Интересные факты могут привести к проблемному вопросу и послужить началом дискуссии: «Композитор – профессия или призвание? Для того чтобы стать композитором, нужно иметь только природный дар или достаточно нескольких лет учёбы в каком-либо музыкальном заведении? Почему так мало композиторов-женщин?».
3. Факт из современности или современное музыкальное событие (фестиваль, конкурс). Например, мотивационный этап урока «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве» можно начаться со знакомства с афишей международного ежегодного фестиваля «Преображение», который проходит в городе Ярославе, и т. д. В процессе актуализации можно вспомнить, что известно уже школьникам о колоколах и подвести детей к проблемному вопросу: «Колокольные звоны часто звучат в музыкальных произведениях. Как композиторам удается разместить целую колокольню в оркестре?», сформулировать возможные гипотезы и спланировать совместно с детьми пути решения проблемы в процессе знакомства с музыкальными произведениями и видеофрагментами исполнения на оркестровых колоколах.
4. Само музыкальное произведение – классическая музыка, которая звучит по телевидению, в рекламах, музыкальных заставках, кинофильмах и т. д. Нередко дети, услышав знакомую мелодию, сразу вспоминают передачу или рекламный ролик, с которым первоначально ассоциируется музыка. Например, после звучания современной аранжировки «Токкаты» ре-минор И. С. Баха могут быть заданы следующие вопросы: «Почему именно это произведение выбрано в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие темы поднимает композитор в своей музыке, и какие темы обсуждаются в этой передаче?».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 336 с.
2. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия. Москва 1985.- 59 с.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Ленинград, 1974.-235с.
4. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм - мышление- культура. – Нижний Новгород, 1992.-163 с.
5. Гарипова Г.И. Педагогический интерактив [Электронный ресурс]: средства формирования учебной мотивации, как инструмент повышения качества образования / Г.И. Гарипова, Л.В. Рахматуллина. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 83 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49925.html
6. Ильин Е. Мотивация и мотивы / Е. Ильин.- СПб.: Питер, 2013.- 512 с.
7. Киричук, С.М. Формирование интереса к учению у младших школьников / С.М. Киричук.- 2014.- 371 с.
8. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы. – М.: Музыка, 1982.- 222 с.
9. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.- М.: Музыка, 1980. – 375 с.
10. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 138 с.
11. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»: СтудопедиЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/19_40165_obshchayacharakteristika-uchebnogo-predmeta-muzika. html
12. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. - М.: Академия, 2013. - 265 с.
13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 354 с.
14. Ривкин, Е. Ю. Требования ФГОС к управлению уроком [Текст] /Е. Ю. Ривкин //Управление современной школой. Завуч. – 2013. – № 2,3. – С. 91–109, с. 88–100.
15. Талалаева Н.В. О проблеме формирования музыкально-слушательской культуры школьников // Фундаментальные исследования. – 2009. – №7.
16. Томчук, С. А. Музыка и здоровье школьников. Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся начальной школы: методические рекомендации [Текст] /С. А. Томчук, О. М. Фалетрова. – Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2010. – 39 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5cHUYdrdd
18. Халабузарь П. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990. – 112 с.
19. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа. М.: Музыка, 1974. – 86 с.
20. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] /А. В. Хуторской. – М. : Высшая школа, 2007. – 544 c.
21. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1974. –126 с.
22. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки.- М.: Просвещение, 1993. – 236 с.
23. Чинякова Н.И., Таранкова Н.В. Формирование слушательской культуры школьников посредством учебно-концертной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
24. Юдина Е. И. Азбука музыкально- творческого развития М.: 1994. – 67 с.