Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Малыш, который пришел сегодня в детский сад, - это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, которые происходят в нашей стране.
Учебно-воспитательный процесс в детском саду предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему – один из способов формирования у детей трудолюбия, положительного отношения к труду и к трудящимся. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель имеет возможность сообщить им конкретные задачи о труде, сформировать определенные представления о нем и на этой основе воспитать чувство уважения к труду взрослых, научить ценить труд, пробудить у детей интерес и любовь к нему, вызвать стремление к трудовой деятельности, желать работать добросовестно, старательно.
Исследования показали, что в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к труду взрослых. У малышей возникает желание подражать старшим, участвовать в их труде. Дети чувствуют радость и удовлетворение от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Влияние труда взрослых на поведение детей можно наблюдать и в детских играх. Где воспитанники стремятся точно отразить тот или иной вид труда так, как наблюдали, подчеркивая слаженность действий, аккуратность, точность.
Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонние, что для их успешного решения необходимо самое тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.
Становление личности, развитие ее моральных качеств, формирование способности к творчеству, готовности к выполнению различных видов деятельностей в обществе, в том числе и трудовой, – цели, которые являются приоритетными в образовательной отрасли. Трудовое воспитание направлено на формирование у детей дошкольного возраста предметно-практической компетентности, уважения к труду, трудолюбию. В дошкольном детстве начинается процесс становления личности ребенка, формируется основа всех моральных качеств. Поэтому дошкольное образование должно ориентироваться на воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей, на подготовку детей к будущей интеграции во взрослую жизнь. Одним из наиболее важных задач дошкольного воспитания является «формирование у детей позитивного отношения к труду, как основы воспитания трудолюбия и дальнейшей социализации в обществе.
ГЛАВА 1 Содержание трудового воспитания детей
1.1 Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста по Базовому компоненту дошкольного образования
Базовый компонент дошкольного образования России «определяет показатели жизненных компетенций ребенка 6-7 лет перед его поступлением в школу» , а принципами являются: признание самоценности дошкольного детства; сохранение детской субкультуры; уважение к ребенку; создание условий для формирования базовых качеств, личностной зрелости; компетентный подход к развитию личности; приоритет социально-нравственного развития личности; форма основ мировоззрения. Инвариантная часть содержания дошкольного образования систематизирована по образовательным линиям: «Личность ребенка», «Ребенок в социуме», «Ребенок в мире культуры», «Ребенок в естественной окружающей среде», «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве», «Игра ребенка», «Речь ребенка».
Все эти направления направлены на обеспечение целостности и непрерывности между звеньями начального и дошкольного образования.
Вариативная часть представлена такими образовательными линиями, как «компьютерная грамота», «иностранный язык», «хореография», «шахматы», и направлена на учет особенностей региона, учебных заведений, пожеланий и запросов родителей, интересов детей. Рассмотрим инвариантную часть документа, поскольку именно в ней представлены цели трудового воспитания. Образовательная линия «личность ребенка» направляет воспитателей на формирование здоровьесберегающей и личностно-оценочной компетенций. Образовательная работа по трудовому воспитанию предусматривает формирование у детей произвольности, самостоятельности, ответственности, навыков самообслуживания, обращения с предметами, орудиями труда. Все указанные цели должны соотноситься с воспитанием трудолюбия, уважения к труду, желания помощи.
Образовательная линия «Ребенок в социуме» ориентирует на воспитание социально признанного поведения, ориентирование в мире человеческих взаимоотношений, готовности сопереживания и сочувствия другим людям, согласование своих интересов, желаний, действий с другими членами общества, что должно проявляться в семейно-бытовой и социально-коммуникативной компетенциях. В контексте трудового воспитания у детей целесообразно формировать уважение к труду (хозяйственно-бытовому или профессиональному) и ее результатов, воспитывать уважительное отношение к взрослым и желание им помочь, закреплять навыки поддержания порядка в доме.
Образовательная линия «Ребенок в окружающей среде» предполагает формирование взвешенного отношения к растениям и животным, готовности включаться в практическую деятельность в природе, правил природопользования. Результаты образовательной работы выявляются в естественно-экологической компетенции. Труд в природе как средство трудового воспитания, будет способствовать формированию знаний о взаимосвязи природной окружающей среды с жизнедеятельностью человека, развитию практических умений у детей обработки земли для выращивания культур, осуществления мероприятий для сохранения и воспроизводства растений и животных. Ознакомление с трудом взрослых поможет выяснить, люди каких профессий строят жилье, обрабатывают почву, добывают полезные ископаемые, ухаживают за животными и тому подобное .
Образовательная линия «Ребенок в мире культуры» ориентирует на формирование у детей чувства красоты, эмоционально-ценностного отношения к продуктам творческой деятельности, позитивной мотивации достижений и элементарных трудовых, технологических и художественно-продуктивных навыков. Результаты образовательной работы выявляются в предметно-практической и художественно-продуктивной компетенциях.
В контексте трудового воспитания предусматривается: ознакомление с профессиями взрослых и с предметным миром, сооружениями, транспортом, что способствует становлению интереса и уважение к труду; формирование в трудовой деятельности навыков пользования предметами, орудиями труда, навыков взаимодействия в совместной работе; становление технических навыков работы с различными материалами в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. У детей развиваются такие качества как креативность, творчество, самостоятельность, ответственность и трудолюбие, экономность, бережливость, расчетливость. Как видим, в этой образовательной линии трудовое воспитание является также значимым средством становления личности дошкольника .
1.2 Роль ознакомления детей с профессиями
Показателями познавательного развития ребенка в контексте трудового воспитания являются: представление о профессии, связанные с космосом (космонавты, астрономы, астронавты); знания о способах производства предметов быта; знания о наиболее доступных и необходимых для социального развития видах труда; интерес к различным профессиям.
Можем отметить, что в программе подчеркивается роль трудового воспитания и вопрос ознакомления с трудом взрослых, профессиями, воспитание уважения к ним, но конкретных ориентиров нет, кроме профессий, связанных с космосом .
По нашему мнению, лучше всего воспитывать интерес и уважение к этому явлению через знакомство детей старшего дошкольного возраста с рабочими профессиями. Подтверждением этого является раздел программы «игровая деятельность». Среди ориентировочного перечня игр представлены такие, как «Магазин», «Дом моды», «Салон красоты», «Автомастерская», «Пилоты», «Машинисты поезда», «Почта», «Школа», «Строители», «Пожарные», «Больница», «Аптека», «Библиотека» и др. (сюжетно-ролевые игры), «Строим мост», «Новостройки», «Железная дорога», «Вокзал», «Зоопарк», «Ферма», «Игровая площадка», «Автомойка», «Фабрика мебели», «Город мечты» и др. (конструкторско-строительные игры), «Узнай по описанию», «Кому что нужно для работы», «Исправь ошибку», «Дни недели», «Подбери пару» и др. (дидактические игры). Как видим, большинство игр можно использовать для закрепления знаний о профессиях взрослых.
В программе «Ребенок» раскрывается содержание воспитания и обучения детей шестого (седьмого) года жизни в разделе «Наши старшие дети». Отмечается, что в воспитательном процессе педагог должен создать условия для полноценной социализации малышей, среди которых познавательные и морально-этические ценности человечества. Соответственно, наблюдаем повышенное внимание к трудовому воспитанию.
Так, в подразделении «Ребенок в окружающей среде» предполагается продолжать знакомить малышей с предметами, орудиями труда, общественным (в частности, транспортом) и социальной окружающей средой. Также расширяются знания детей о профессиях взрослых в ДОУ: заведующий, воспитатель-методист, завхоз, кладовщик, шеф-повар и др. Углубляются знания детей об уже знакомых им профессиях, обогащаются представления о трудовой деятельности людей, которую они не могут наблюдать непосредственно (транспорт на производстве, в сфере обслуживания, в образовании).
Продолжают знакомить детей с профессиями медицинских работников уже известных, а также углубляют знания о работе врачей «скорой помощи». Дифференцируются представления о поликлинике, больнице; расширяются знания о производстве предметов быта на фабриках, заводах, профессии людей производственной сферы, о старинных ремеслах и способах изготовления вещей .
У детей старшего дошкольного возраста воспитывают уважение к людям творческого труда - мастерам народно-прикладного искусства. Разучивают с ними пословицы, поговорки о труде, умелых человеческих руках. Воспитатели ДОУ углубляют знания детей о технике и транспорте, информационно-телекоммуникационной технике, а также воспитывают уважение к труду людей разных профессий. В кругу семьи родители должны способствовать углублению и уточнению соответствующих знаний.
ГЛАВА 2 Теоретическое-аналитическое исследование труда детей
2.1 Виды труда детей и содержание каждого из них
Самообслуживание
Быстрый темп жизни современной семьи негативно сказался и на трудовой деятельности детей.
Самообслуживание – первый вид труда, к которому остаются детей. Это настоящий труд, который заключается в уходе за своим телом, одеждой, предметами быта, и длится он в течение всей жизни человека. Новейшие технологии способны облегчить этот труд, но заменить его полностью не смогут никогда.
Учитывая это, взрослые должны стимулировать, а не сдерживать самостоятельность детей на этапе дошкольного детства, особенно в отношении самообслуживания: поддерживать усилия детей, давать положительную оценку по результатам этого вида труда. Негативное отношение детей дошкольного возраста к труду по самообслуживанию – результат педагогических ошибок детей.
Хозяйственно-бытовая труд – второй, не менее важный вид труда детей. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста стремятся подражать взрослым, действовать по их примеру .
Хозяйственно-бытовой труд способствует развитию ребенка:
- физическому, потому что малыш не сидит на месте, а все время движется, активно работают мелкие мышцы рук и глаз;
- умственному, поскольку развивается сенсорная сфера, ребенок приобретает новые знания;
- моральному, ведь в процессе труда закладываются такие черты, как гуманность, ответственность, усердие и т. д;
- трудовому, так как у ребенка формируются трудовые умения и навыки, позитивное отношение к процессу и результату труда;
- эстетическому, ведь именно этот вид труда помогает сделать дом уютным и нарядным.
Труд в природе – еще один из доступных видов труда для ребенка дошкольного возраста. Он является наиболее интересным для дошкольников, ведь природа – источник самых ярких впечатлений для человека. Детям же природа дает возможность действовать не с простыми предметами, а с живыми объектами.
Художественный труд – самый результативный вид труда, доступный детям дошкольного возраста. Этот вид труда предусматривает изготовление детьми разнообразных изделий из бумаги, глины, ткани, растительного и остаточного материала и тому подобное. С помощью ножниц, ниток и иглы, клея дети могут изготавливать красивые сувениры для своих близких и знакомых, предметы для игр, атрибуты праздничного убранства комнаты к празднику.
Ручной труд является источником наслаждения для детей, средством развития сенсорных ощущений (осязательных, зрительных, слуховых), психических процессов (воображения, мышления, речи), моторных навыков, эстетического чувства, моральных качеств . Но не надо забывать, что организация художественного труда с детьми дошкольного возраста требует внимания и руководства со стороны взрослых, что заключается прежде всего в обеспечении детей материалами для труда и в обучении приемами работы с ними.
Объем и содержание трудовой деятельности детей II младшей группы.
Самообслуживание
1. Одеваться в определенной последовательности. Надевать обувь, зашнуровывать или застегивать его, со второй половины года учиться завязывать шнурки ботинок, одевать верхнюю одежду, застегивать на нем пуговицы (спереди), надевать головные уборы.
2. Раздеваться в определенной последовательности. Снимать головные уборы, расстегивать на верхней одежде пуговицы, снимать его, выворачивать на лицевую сторону, аккуратно складывать или вешать на место, расшнуровывать или расстегивать обувь, снимать и ставить на место.
3. Приучать пользоваться зеркалом, замечать неопрятности в одежде, устранять его самостоятельно или обращаться за помощью ко взрослому, товарищам.
Хозяйственно – бытовой труд
1. Ставить детские стулья к столам, раскладывать на столах салфетки, ставить хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывать ложки. Помогать помощнику воспитателя убрать посуду с обеденного стола на хозяйственный.
2. Раскладывать материалы к занятиям и убирать их. После игр и других видов самостоятельной деятельности убирать на место игрушки, книжки, картинки и тому подобное. Учить очищать от пыли строительный материал, детские и кукольные мебель. Мыть игрушки. Участвовать в украшении групповой комнаты к празднику.
3. Кормить рыбок в аквариуме, давать корм кролю и птицам. Поливать комнатные растения и мыть те из них, которые имеют широкие листья. На огороде сажать лук, горох, поливать грядки и клумбу с цветами.
2.2 Методика включения ребенка в разные виды труда
Формы организации детского труда:
Указанные виды организованной трудовой деятельности реализуются в таких формах образовательной работы: трудовые поручения; дежурство; коллективный труд.
Поручения используются на каждом возрастном этапе во всех видах труда, в течение всего дня. Это самая распространенная форма участия детей в трудовой деятельности.
Поручения классифицируют: по сложности – простые, сложные; по способу организации – коллективные, подгрупповые, индивидуальные; по продолжительности исполнения - долговременные, кратковременные, эпизодические.
Поручения (простые) организуют начиная с младшего возраста.
По направлению поручения можно разделить на следующие группы: поручения, связанные с игрой; бытовые трудовые поручения, поручения связанные с организацией подготовки к занятиям; поручения, связанные с выполнением просьб взрослых; поручения, связанные с трудом в уголке живой природы и на участке.
В конце поручения необходимо давать положительную оценку, независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается инициативе ребенка если он захотел что-то сделать.
Дежурство заключается в систематическом выполнении ребенком определенных трудовых обязанностей в течение определенного времени. Чередование как более сложная форма организации труда по сравнению с поручениями вводятся с 5-го года жизни.
С учетом возрастных и индивидуальных возможностей дети постепенно вовлекаются в дежурства в уголке живой природы, по занятиям, в столовой, игровых центрах и др. На начальном этапе дежурства организуются как труд детей рядом по определенному педагогом кругу обязанностей и действий, а в дальнейшем детей приучают самостоятельно договариваться о распределении задач и нести совместную ответственность за конечный результат. Роль педагога: в младших группах – следит за выполнением обязанностей, напоминает последовательность, оказывает помощь в ходе; у старших -побуждает к самостоятельному выполнению и самоконтролю.
В конце младшего дошкольного возраста воспитатель начинает привлекать воспитанников к выполнению некоторых обязанностей дежурных в столовой, а начиная со среднего дошкольного возраста, дети дежурят систематически в столовой, на занятиях, в уголке живой природы и тому подобное .
Со взрослением дошкольников постепенно усложняются их поручения по содержанию работы, формами объединения детей, требованиями к самостоятельности и самоорганизованности. В зависимости от цели, которую преследует педагог, для дежурств объединяющих детей с одинаковым уровнем трудовых умений, трудолюбия, чувства ответственности или с разным, но не очень контрастным уровнем трудовых умений и самостоятельности. Для обеспечения психологической совместимости детей во время коллективных дежурств педагог должен хорошо знать их индивидуальные особенности, с учетом которых нужно распределять конкретные поручение.
В детском саду применяют три вида дежурств: по столовой, по уголку живой природы, по занятиям. В средней группе дети дежурят по столовой, по занятиям. В старшей группе дети дежурят по столовой, по занятиям, по уголку живой природы.
2.3 Оборудование для различных видов труда
Для того чтобы дети могли принимать участие в уходе за помещениями и вещами, которые имеются в группе и на площадке, а также дежурить в столовой, готовить материалы и пособия для занятий, необходимо разнообразное оборудование.
Воспитатель должен иметь в своем распоряжении следующее.
Фартуки - белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые - для сервировки столов на завтрак, обед, полдник, ужин и последующей уборки; цветные - для ухода за комнатой и вещами; клеенчатые - для стирки игрушек и стирки кукольной одежды, для работы в уголке природы.
Щетка, совок - для сметания крошек со стола, скатерти или отдельных салфеток. Щетка для пола, совок. Тазы, ведра, подносы.
Для хранения оборудования выделено определенное место, и все, что дети используют самостоятельно, устроено так, чтобы они могли достать и почистить все необходимое для работы. В старшей и подготовительной группах это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками. В закрытой его части на крючках висят щетки и совки для мусора; в другом отделении на специальных полках хранятся тазики для уборки, для стирки кукольной одежды, зажимы, ведра; в открытой части шкафа должно быть отделение для хранения белых фартуков, а в закрытой части - для хранения клеенчатых фартуков.
Предметы для ухода за одеждой и обувью. Щетка для чистки одежды (14-15 см). Веники для подметания снега (у входа в помещение). Щетки для чистки обуви (14-15 см). Коробочка с иголками, разноцветными нитками, тесьмой (для вешалок) и набором пуговиц.
С помощью этих аксессуаров дети следят за своей одеждой и обувью и при необходимости устраняют беспорядок в них.
Оборудование для работы детей на детской площадке необходимо для того, чтобы правильно организовать детские мероприятия в любое время года. Предметы для работы должны быть удобными для детей, иметь привлекательный внешний вид и быть изготовлены из легкого, но достаточно прочного материала .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа способствует развитию всех психических процессов, является средством личностного развития ребенка и связана с физическим, моральным, умственным и эстетическим воспитанием. В трудовой деятельности развиваются умения, навыки действий, формируются ценностные ориентации, моральные качества (трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, уверенность, настойчивость), эстетические эталоны и вкусы.
Вся жизнь человека связана с трудовой деятельностью, поэтому важно чтобы у детей были заложены основы знаний о труде, сформированы элементарные умения (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд) и позитивное отношение к труду.
На современном этапе развития образования трудовое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности. По мнению ученых в процессе трудовой деятельности формируется общее положительное отношение к окружающей действительности; поэтому следует формировать культуру труда с детства.