Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что осуществляемые в последние два-три десятилетия изменения институциональных основ функционирования отечественной экономики, сопровождаемые усиливающимися вызовами внешнего мира, способствовали преобразованию общественного сектора как важнейшей сферы, обеспечивающей производство общественных благ.
Трансформируются не только предложение (соотношение производителей - государственных предприятий и частного бизнеса; структура производимых благ), спрос на массовые (однородные) и не стандартные (платные) общественные блага, но и роль общественного сектора в экономике страны. Перечисленное выше актуализирует исследования тенденций и особенностей государственного регулирования развития общественного сектора экономики.
Целью исследования является изучение особенностей государственного регулирования общественного сектора в современной России.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать сущность и масштабы общественного сектора;
– определить функции и необходимость государственного регулирования общественного сектора в современной России;
– проанализировать тенденции и особенности государственного регулирования развития общественного сектора экономики;
– определить перспективы государственного регулирования общественного сектора в современной России.
Объект исследования – государственное регулирование общественного сектора.
Предмет исследования – особенности, тенденции и перспективы регулирование общественного сектора.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области макроэкономического планирования и прогнозирования. Также были использованы научные статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрыты теоретические аспекты государственного регулирования общественного сектора в современной России.
Во второй главе проведен анализ особенностей государственного регулирования общественного сектора в современной России.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Список использованных источников содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования общественного сектора
1.1. Сущность и масштабы общественного сектора
С сущностной точки зрения общественный сектор экономики представляет собой сектор:
– в котором доминируют нерыночные отношения;
– деятельность субъектов которого направлена на достижение социально значимых целей.
Таким образом, общественный сектор экономики отличается от рыночного сектора экономики, функционирование которого связано также с решением важных для общества задач, и сектора домохозяйств, деятельность которых направлена на достижение узких индивидуальных или коллективных целей.
В узком смысле общественный сектор экономики отождествляют с государственным сектором. Такая трактовка стандартна для учебных курсов. Общественный сектор представляется сферой государственных финансов, «широким» правительством (органами исполнительной, законодательной и судебной власти) и государственными предприятиями и учреждениями .
При более широком толковании к общественному сектору экономики следует также отнести органы местного самоуправления и некоммерческие организации.
В состав общественного сектора включены следующие элементы:
– государственные компании, осуществляющие свою деятельность на базе государственной собственности – «предпринимательский сектор»,
– органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль и регулирование экономики – «государственное управление»,
– бюджетные учреждения, производящие общественные блага и услуги для населения – «социальный сектор государства» .
Следует заметить, что проблематично определить четкие границы общественного сектора экономики. С одной стороны, государство может привлекать для решения общественно значимых задач частные организации, таким образом, предприятия, участвующие в тех или иных формах государственно-частного партнерства, становятся до некоторой степени связанными с общественным сектором. Кроме того, сами коммерческие организации могут осуществлять общественно значимые мероприятия, например, в целях улучшения своего имиджа. С другой стороны, государство может быть собственником коммерческих организаций, например, владеть контрольным пакетом акций в публичном акционерном обществе.
В таких случаях, хотя номинально предприятие и не отказывается от получения прибыли как основной цели, его фактическое поведение может в существенной мере направляться государством. Наконец, интересы определенных игроков могут защищать общественные объединения, которые в таком случае защищают частные интересы, но их защита как таковая может иметь социальное значение. К примеру, профсоюзы могут защищать работников коммерческих предприятий, но при этом добиваться общественно значимой цели – улучшений условий труда.
Сказанное позволяет выделить несколько специфических черт, связанных с функционированием общественного сектора.
Во-первых, поскольку в этом секторе доминируют нерыночные отношения, в нем, как правило, отсутствует ценовая координация, и поведение субъектов основывается на непосредственных указаниях и распоряжениях.
Во-вторых, субъекты, действующие в общественном секторе, действуют от лица и в интересах общества, однако могут иметь и собственные мотивы. Таким образом, функционирование общественного сектора неразрывно связано с принципал-агентской проблемой на всех уровнях.
В-третьих, поскольку правительство оказывается здесь главным «действующим лицом», функционирование общественного сектора задает рамки для частного сектора. В то же время изменение правил, регулирующих общественный сектор в целом, связано со сложными социальными и политическими процессами.
Чтобы судить о продуктивности государственного воздействия на экономику, нужно оценить как результаты такого воздействия, так и его масштабы. И первая, и вторая оценка связана с рядом проблем. При оценке масштабов общественного сектора эти проблемы связаны с его структурой и спецификой. Так, часть ресурсов, привлекаемых общественным сектором, будет отражена в государственном бюджете, однако другая часть будет представлена капиталом, сконцентрированным на государственных предприятиях, в государственных ведомствах и учреждениях, а поскольку в общественном секторе доминируют нерыночные отношения, нельзя быть уверенным, что фигурирующие здесь ценовые оценки объективны. Действительно ли, к примеру, медицинские услуги или полиция, армия стоят столько, сколько на них выделяется через бюджетную систему?2 Дополнительные сложности возникнут, если учесть предприятия, которые так или иначе связаны с общественным сектором, но не могут быть однозначно к нему отнесены. Наконец, воздействие государства на экономику сводится не только к перераспределению ресурсов или производству благ, но и к регулирующему воздействию, оценить масштабы которого особенно затруднительно.
Наиболее часто используемый показатель масштабов общественного сектора экономики – величина доходов или расходов государственного бюджета по отношению к ВВП. Этот показатель позволяет судить о части
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы») // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 52 (Часть I). – Ст. 8111.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
3. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 178 с.
4. Винокуров С.С. Экономика общественного сектора: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 169 с.
5. Герсонская И.В. Государственный сектор российской экономики: эволюция и современные тенденции развития: монография / Москва, 2020.
6. Герсонская И.В. Содержание и сущность экономической категории «эффективность государственного сектора экономики» // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 118-122.
7. Герсонская И.В. Функционирование государственного сектора в условиях трансформационной экономики России // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы ХV международной научно-практической конференции. – Курск, 2020. – С. 128-132.
8. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебник. – М.: КноРус, 2018. – 528 c.
9. Катышов М.С. Общественный сектор экономики России и перспективы его развития // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Э.В. Алехина, И.А. Юрасова. – 2019. – С. 115-118.
10. Киселев Ф.И. Государственный сектор в современной экономике: проблемы и перспективы развития // Электронный научный журнал «Вектор экономики». – 2019. – № 4.
11. Курченков В.В., Макаренко О.С. Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 2 (105). – С. 10-15.
12. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2017. – 352 c.
13. Новак М.А., Герсонская И.В. Роль государственно-частного партнерства на современном этапе социально-экономического развития российской экономики // Северный регион: наука, образование, культура. – 2019. – № 3/4 (43/44). – С. 62-65.
14. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. – M.: Росстат, 2019. – 549 с.
15. Слепнева Л.Р. Тенденции и особенности современного периода развития общественного сектора экономики // Развитие социально-экономических систем в условиях цифровизации: материалы Национальной научно-практической конференции ВСГУТУ «Образование и наука». – Улан-Удэ, 2020. – С. 113-119.
16. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/execute/?id_65=93449- yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_konsolidirovannogo_byudzheta_rossiiskoi_federatsiida nnye_s_1_yanvarya_2006_g. (дата обращения: 17.12.2020).
17. МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33% [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2019/5c879e0c9a79472f59316a90 (дата обращения: 17.12.2020).
18. На доходы по вкладам свыше 1 млн рублей вводится подоходный налог [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/03/25/na-dohody-po-vkladam-svyshe-1-mlnrublej-vvoditsia-podohodnyj-nalog.html (дата обращения: 17.12.2020).
19. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. – URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11386 23506156 (дата обращения: 17.12.2020).
20. Экономисты заявили об «избыточном оптимизме» бюджета России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/25/10/2019/5db193159a794739e68015c6 (дата обращения: 17.12.2020).