Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что школа занимает основную долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности.
Творчество - одно из самых загадочных явлений в жизни каждого человека и общества в целом. Творчество не только обеспечивает поступательное движение общества вперед, развитие земной цивилизации. Педагогическое творчество занимает особое место среди различных видов творчества, поскольку именно оно определяет векторы динамичного развития всех творческих процессов человечества. Носителем педагогического творчества есть учитель, который стоит у истоков развития личности каждого человека.
Развитие и совершенствование системы образования в России в значительной мере зависит от наличия высококвалифицированных кадров. Надлежащая подготовка будущего педагога и дальнейший его карьерный рост является необходимым условием повышения качества образования.
В связи с этим, современному педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться и повышать собственное профессиональное мастерство. Особый интерес представляет развитие педагогического мастерства преподавателя иностранного языка высшего учебного заведения.
Учитель иностранного языка должен хорошо представлять себе мир иностранного языка и иностранной культуры. Этот мир включает в себя знания о связях иностранного языка и личности, иностранного языка и общества, взаимопонимание другого народа в межкультурном диалоге.
Методическое мастерство учителя как раз в и том состоит, чтобы втянуть в диалог двух культур личность школьника. Учитель должен привлечь к межкультурному общению все стороны жизни и деятельности ученика, его опыт, мировоззрение, интересы (учебные и не учебные), склонности и его чувства.
Любой урок иностранного языка - это творческая деятельность, взаимодействие равных партнеров общения (учителя и учеников, учеников друг с другом).
Анализ последних исследований и публикаций.
Проблемы педагогического творчества и мастерства учителей иностранных языков освещаются в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Свои труды посвятили этим проблемам такие ученые: Н.А. Асташова, В.А. Адольф, С.А. Бодров, С. Демиденко, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.В. Литвинюк, Н.В. Санжаривская, В.А. Сластенин, Т.И. Сущенко и др.
Объект исследования: пути формирования педагогического мастерства учителя иностранного языка.
Предмет исследования: учитель иностранного языка: мастерство и личность.
Цель работы: раскрыть содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации.
Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности профессионального творчества и мастерства учителя в педагогической науке;
- охарактеризовать педагогическое творчество и мастерство учителя иностранного языка;
- проанализировать творчество в деятельности современного учителя английского языка.
Методы исследования. В процессе научных изысканий, автором были использованы методы: исторический и логический; абстрагирование и обобщение; комплексный и системный подходы.
Структура исследования: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 Профессиональное творчество и мастерство учителя в педагогической науке
Именно педагогическое мастерство является важной стороной педагогической культуры преподавателя. Мастерство - дело сложное и кропотливое, поэтому следует определить его природу, сущность и содержание. Все знают, что мастерство - высокое искусство в любой отрасли.
Понятия «педагогическое мастерство» достаточно многогранно и широко освещено многими учеными. Каждый исследователь в этой области рассматривает конкретный аспект деятельности преподавателя, который, по его мнению, лучше всего раскрывает сущностные характеристики педагогического мастерства.
Существует несколько подходов к определению педагогического мастерства и его структуры. В.А. Сластенин определяют его как «самый высокий уровень педагогической деятельности, который проявляется в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов» .
А. Перехейда понимает педагогическое мастерство как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога» .
Педагогическое мастерство - динамическая система. Его компонентами признаются гуманистическая направленность, профессиональная компетентность, педагогические способности, педагогическая техника.
Многоаспектность педагогической деятельности не может быть определена отдельными способностями, личность педагога с арсеналом разнообразных качеств является условием успешной работы, педагогическое мастерство находится в некоторой зависимости от этих качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012. – 272 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Гардарики, 2010. – 203 с.
3. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В.А. Адольф. – Красноярск: КрГУ, 2008. – 286 с.
4. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологи: Учеб. пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 251 с.
5. Бодров С.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / С.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 511 с.
6. Демиденко С. Самореализация: сущность, становление, развитие / С. Демиденко // Педагогика и психология. – 2014. - № 2. – С. 32-37.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М: Высшая школа, 2010. – 119 с.
8. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2013. – 320 с.
9. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. – 2017. - № 6. – С. 55-63.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2009. – 308 с.
11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Издат. Центр «Академия», 2014. – 320 с.
12. Литвинюк Л.В. Педагогическое стимулирование профессионального роста учителей общеобразовательных учебных заведений / Л.В. Литвинюк. – Кировоград, 2014. – 25 с.
13. Перехейда А. Стимулирование профессионального мастерства педагога – важный фактор управления / А. Перехейда // Родная школа. – 2016. - № 5. – С. 30-32.
14. Санжаривская Н. В. Самообразовательная деятельность педагогов / Н. В.Санжаривская // Управление школой. – 2018. - №8. – С. 17-19.
15. Синенко В.Я. Профессионализм учителя / В.Я. Синенко // Педагогика. – 2019. - № 5. – С. 45-51.
16. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В.А.Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2019. - № 3. – С. 37-42.
17. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В А. Сластенин. – М.: Педагогика, 2008. – 215 с.
18. Сущенко Т.И. Педагогическое творчество – важнейший показатель профессионализма учителей и преподавателей высшей школы / Т.И. Сущенко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 245 с.