Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе основной организационной единицей обучения в школе является урок. Вместе с тем, важное практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение имеют также внеурочная, внеклассная, внешкольная работа.
В контексте обучения учащихся иностранному языку следует отметить особую роль внеклассной работы. Существенна ее значимость в формировании положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, повышении уровня владения языком, расширении представлений школьников о культуре и традициях других народов и формировании уважительного и толерантного отношения к ним, формировании навыков самостоятельной работы.
При всем многообразии форм внеурочная деятельность по английскому языку должна быть связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна быть тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.
Согласно ФГОС, в числе предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету иностранный язык является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, а также формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных целей обучения иностранному языку младших школьников является формирование иноязычной социокультурной компетенции.
В то же время, согласно ФГОС НОО, внеучебная работа, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, призвана служить максимально полной реализации требований ФГОС. В связи с этим существует необходимость в совершенствовании внеучебной деятельности и создании конкретных практических разработок в данной сфере.
Несмотря на достаточно широкое освещение различных аспектов внеклассной работы в методической литературе, данная тема не утратила своей актуальности, с одной стороны, благодаря своей значимости, с другой – из-за необходимости поиска и реализации новых форм и методов работы, отвечающих требованиям времени и позволяющих использовать возможности современных технологий.
Объектом данного исследования послужил процесс обучения иностранному языку во внеклассной работе на младшей ступени обучения.
Предметом исследования является использование различных форм внеклассной работы на уроке иностранного языка.
Цель исследования: теоретически обосновать значение внеклассной работы на уроках иностранного языка в начальной школе и предложить методические рекомендации для организации такой работы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть систему внеклассной работы по иностранному языку;
• Изучить внеклассные мероприятия как средство повышения мотивации в изучению иностранного языка;
• Проанализировать специфику организации внеурочной деятельности в младшей школе;
• Выявить методические особенности организации внеклассной работы на уроках английского языка в начальной школе.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в уточнении
и систематизации основных теоретических положений по теме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации внеклассной работы на уроках иностранного языка
1.1. Система внеклассной работы по иностранному языку
Как правило, внеклассную работу рассматривают как систему неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных мероприятий, выходящих за рамки учебных программ [12, с. 279]. Основные ее цели: расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулировать интерес учащихся к изучению предмета; способствовать всестороннему развитию личности [19, с. 6].
Направленность и урока и внеклассной работы по иностранному языку на решение практических, общеобразовательных, воспитательных и развивающих задач позволяет определить основные направления связи урочной и внеклассной работы. Так, можно выделить:
• связь по целям (коммуникативной, образовательной, воспитательной);
• связь по содержанию (речевые умения и навыки, которыми должен овладеть ученик согласно программе; языковой материал, необходимый для формирования речевых умений и навыков; тематика для устной и письменной речи);
• связь по приемам работы (игровые – на начальном этапе, игровые поисковые – на среднем и поисковые на старшем);
• связь по формам организации работы (индивидуальная, групповая, массовая) [2, с. 7].
Вместе с тем, несмотря на совпадение целей, задач, приемов и форм организации, нельзя не отметить существенные отличия внеклассной и урочной работы:
• добровольный характер участия во внеклассной работе в отличие от обязательной на уроке;
• отсутствие строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы проведения;
• отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков в виде оценок;
• большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении поручений [3, с. 364].
В основе организации и функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, которые определяют ее содержание, формы, методы, сущность педагогической деятельности учителя:
1. Принцип добровольности и массовости, который заключается в том, что все ученики включаются во внеклассную работу добровольно, а основным условием этого служит их заинтересованность. Возможность найти занятие по силам и по душе позволяет охватить значительное количество учащихся, повышает их сознательность и активность.
2. Принцип увлекательности, который находит свое выражение в разнообразии форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Его реализация проявляется в выборе конкретных, интересных, увлекательных заданий, игр, позволяющих с большей эффективностью решать поставленные задачи.
3. Принцип единства обучения, воспитания и развития, учитывающий органическую связь между учебной и внеклассной работой, что является главным условием его эффективности.
При правильном сочетании внеклассной работы с учебной обеспечивается большая гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.
4. Принцип комплексности воспитания, призванный обеспечить единство и взаимосвязь патриотического, эстетического, нравственного и т.д. воспитания. Данный принцип в значительной мере определяет содержание внеклассной работы [4, с. 22-24].
5. Принцип учета возрастных особенностей учащихся, обеспечивающий соответствие содержания, форм и методов внеклассной работы по иностранному языку психофизиологическим особенностям учащихся.
6. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащихся, в частности, собственного опыта, желаний, склонностей, мировоззрения, эмоционально-личностной сферы и статуса в коллективе и т.д.
Помимо перечисленных, выделяют также принципы: связи с жизнью; коммуникативной активности; учета уровня языковой подготовленности учащихся; сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку и т.д. [19, с. 7-19].
Перечисленные принципы тесно взаимосвязаны и обеспечивают целенаправленное и разностороннее влияние на развитие личности учащегося.
Как было отмечено, приведенные принципы определяют также формы внеклассной работы по иностранному языку. Традиционно, выделяют: массовые, групповые и индивидуальные формы.
Критериями такого деления, как правило, являются количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы и стабильность состава учащихся.
Исходя из этого, следует отметить, что к массовым формам работы относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Виноградова Н.А. Внеклассная деятельность учащихся как средство мотивации при изучении английского языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – №2. – С. 48-50
2. Внеклассная работа по иностранному языку в школе / Е. М. Ружин, И. Г. Колесник, Н. И. Злобина и др. – К. : Рад. шк., 1985.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Григорьев Ю. В. Методический конструктор: «Внеурочная деятельность школьников». – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
6. Исаханова З.С., Саттарова Н.А. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку // Вестник современной науки. - 2016. - № 6. - С. 63-64.
7. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200 с.
8. Касьянова Н.П. Использование игры при обучении страноведческому материалу на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2013. – №1. – С.52-54
9. Костарева Е. Н. Практикум по возрастной психологии. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2005. – 136 с.
10. Малахова Л. П. Организация детских досуговых программ. – М. Берлин: Директ – Медиа, 2015. – 70 с.
11. Медведева О. И. Творчество учителя на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1992. – 63 с.
12. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. – М. : Высш. школа, 1982
13. Мокроусова Г. И. Организация внеклассной работы по немецкому языку / Г. И. Мокроусова, Н. Е. Кузовлева. – М. : Просвещение, 1989
14. Обухов А. С. Психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014. – 583 с.
15. Панкратова О. В., Солодовникова О. К. Роль сказки в обучении иностранным языкам. // Проблемы современной науки и образования. – М.: Олимп, 2016 №3 (45) – С. 119 – 121.
16. Рамазанова З.М., Абдурахманова П.Д. Дидактические возможности метода case study в процессе обучения школьников английскому языку. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 358 - 360.
17. Рамазанова З.М., Абдурахманова П.Д. Методические подходы использования компьютерных обучающих программ и видеоматериалов при обучении школьников старших классов английскому языку. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 360 - 363.
18. Романова Н. М. Формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 31 -34.
19. Савина С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе / С. Н. Савина. – М. : Просвещение, 1991
20. Савченко Л.И. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения. Первое сентября. 2011.
21. Саидова Я.М., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Структура и содержание межкультурной компетентности. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 524 - 526.
22. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2001. - 477 с.
23. Смирнов С.А, Котова И.Б, Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
24. Тойбар М.Ю. Сценарий театрализованного представления на английском языке Ш. Перро «Красная Шапочка» (для младших классов) // Английский язык в школе. – 2013. – №4 (44). – С.70-76
25. Усова А. В. Об организации обучения школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 97 с.
26. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 384 с.