Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена непреходящей ценностью семьи для каждого человека. Маленькая ячейка общества является первой школой жизни: именно в семье учат уважать других, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. Во взаимодействии с близкими, в совместном бытовом труде происходит формирование чувства долга. В семье приобретается первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Микроклимат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование его мировосприятия. В общении со взрослым создается зона ближайшего развития, где сотрудничество со старшими позволяет младшим реализовать потенциальные возможности. Именно в семье создаются свои неповторимые традиции, накладывающие отпечаток на характер личности, передается система убеждений и ценностей. Последние имеют особую значимость, поскольку на их основе формируются вкусы и предпочтения личности, в том числе касающиеся ближайшего окружения. При всей значимости такого социального института, как семья, ее потенциал будет недостаточен, так как ребенка воспитывает всё. В младшем школьном возрасте не менее значимым становится другой социальный институт – школа. Объединение потенциала обоих социальных институтов позволяет наиболее эффективно организовать воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье. Оптимальной формой для этого является внеурочная деятельность.
Степень разработанности проблемы. В зарубежной науке различным аспектам семьи как ближайшего социального окружения ребенка посвящали свои исследования А. Адлер, Дж. Боулби, Д. Винникотт, Г. Джеймс, М. Клейн, Э. Эриксон и др.; в отечественной – Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. Проблемы педагогической культуры родителей, формирования позитивного образа «Я» матери и отца осмыслены М.О. Ермихиной, Н.Н. Литвиновой, О.С. Нестеровой, В.Я. Титаренко и др. Значительная часть исследований посвящена моральному воспитанию учащихся разных возрастных групп (Р.С. Гарифулина, Г.П. Иванова, Т.А. Казимирская, М.И. Ковалева, С.В. Кочнева, С.М. Лепшокова, Н.В. Перчун, Н.В. Светлова, Г.В. Слепухина), что, несомненно, способствует формированию ценностного отношения к семье. В публикациях Д.В. Григорьевой, О.С. Пермовской, П.В. Степановой рассматривается необходимость внеурочной деятельности в формировании ценностного отношения учащихся к семье.
Объект исследования – процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье.
Предмет исследования – использование потенциала внеурочной деятельности в организации воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) доказать, что семья является объективной социальной ценностью;
3) осуществить диагностику сформированности ценностного отношения младших школьников к семье;
4) описать опыт организации воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (анкетирование, формирующий эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст определяется в рамках, очерченных границами от 6 – 7 до 10 – 11 лет, что соответствует времени обучения в начальных классах. В жизни ребенка данный этап является наиболее ответственным, потому что за четыре года он приобретает важные социальные качества, позволяющие ему осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у детей формируются основные компетенции, на основе которых осуществляется учение. Родители, школьные учителя, педагоги системы дополнительного образования стараются максимально обеспечить разносторонне развитие учащихся 1-х – 4-х классов, что объясняется «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [12, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов.
С физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое. На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности. Проще говоря, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы: монография. – Нижний Новгород: НГПУ, 2009. – 305 с.
2) Алиева Л.В. Внеурочная деятельность школы – инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 14-23.
3) Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243-244.
4) Батуева С.А. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников // Учителя.ком: учительский портал. – Режим доступа: http://uchitelya.com. – Дата обращения: 16.12.2020.
5) Валеева О.С. Обеспечения индивидуального подхода в рамках внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 60-63.
6) Володева А.А. Проблема нравственного воспитания в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 23-25.
7) Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 176 с.
8) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
9) Гулов А.К. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов: дисс. … канд. пед. наук. – Душанбе, 2010. – 151 с.
10) Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен // Вестник Южно-Уральского государственного университета. серия: образование. педагогические науки. – 2014. – т.6. – №4. – С. 16-26.
11) Иванов А.В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом. – М.: Перспектива, 2015. – 470 с.
12) Илюничева Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Новосибирск, 2018. – С. 12-19.
13) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
14) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. – М.: Академия, 2014. – 495 с.
15) Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания: учеб. пособ. – Курган: Кург. гос. ун-т, 2012. – 74 с.
16) Сейдниязова Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6(16). – С. 123-126.
17) Смык Ю.В. Соотношение детско-родительских ценностей в коммуникативном пространстве современной семьи // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. Т. 4. №4. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF /23PSMN416.pdf. – Дата обращения: 16.12.2020.
18) Социология. Курс лекций / под ред. И.А. Акимовой. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 95 с.
19) Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2015. – 268 с.