Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе здоровье человека представляет собой уникальную ценность, беречь которую необходимо с ранних лет. Под здоровьем принято считать отсутствие болезней, уровень хорошей физической подготовки, нормального функционирования всех систем организма, что является основой как физического, так и психического оптимального состояния. В основе концепции физического (соматического) здоровья лежит положение, согласно которому главным критерием здоровья является энергетический потенциал биологической системы, поскольку жизнедеятельность каждого живого организма зависит от принятия энергии из окружающей среды, её накопления и концентрации для обеспечения основных физиологических процессов.
В современном мире наблюдается возрастание объёма и повышение сложности информации, регулярная модернизация учебных программ, постоянное использование автотранспорта, применение различных технических средств. Все эти факторы неблагоприятно воздействуют на двигательную деятельность учащихся. В обществе появились противоречия между требованиями к физическому развитию детей и требованиями к развитию их интеллекта. Облегчённые бытовые условия и обучение в образовательной организации часто ограничивают двигательную деятельность ребёнка и не обеспечивают благоприятного режима, повышающего результаты полезных двигательных качеств. В связи с этим возникает необходимость в поиске новых средств развития двигательной активности детей. Сегодня врачи констатируют факт частых нервно-эмоциональных перегрузок, которые характерны для многочисленных школьников, занимающихся интеллектуальным трудом, что может стать причиной снижения иммунитета и работоспособности, а также выступить в роли фактора высокой заболеваемости среди них. Следует отметить, что в таких условиях естественно назревает необходимость в укреплении здоровья, профилактике болезней и увеличении работоспособности учащихся не только в образовательных организациях, но и в семье. Большую роль при этом играет использование эффективных средств и методов физической подготовки.
В настоящее время экологическая ситуация в стране и мире в целом оставляет желать лучшего. Высокие выбросы вредных веществ в окружающую среду, глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, стремительные перемены в социальной экологии приводят к изменению различных систем организма человека и необходимости адаптации физических качеств к новым условиям окружающей среды. Поэтому крайне актуальным стал поиск средств и методов, которые бы повышали устойчивость организма к влиянию неблагоприятных природных и социальных факторов окружающей среды. Младший и средний школьный возраст является значимым периодом жизни человека для укрепления его физического и психического здоровья, для профилактики возникновения различных заболеваний в будущем.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Как правило, домашние задания в системе физического воспитания младших школьников основаны на конструктивном взаимодействии членов семьи. Все члены семьи должны строго соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Надо всегда помнить, что главное в физкультуре, спорте - систематичность и регулярность. Эти занятия должны стать органической частью повседневной жизни и быта каждой семьи. Поэтому одна из обязанностей родителей – развивать в своих детях не только положительное отношение к физической культуре и спорту, но и к необходимости регулярных занятий. Это поможет понять, что мир физкультуры и спорта чрезвычайно разнообразен, и каждый может найти в этой области по своим предпочтениям и по способностям.
В домашних заданиях в рамках физического восптания, связанных с совместной деятельностью родителей и детей, есть огромные возможности для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения взаимоотношений родителей с подростками, особенно с «трудными». Физкультура и спорт раскрепощают родителей и детей, повышают доверительный потенциал семьи. В то же время естественные различия во взглядах на жизнь в силу возраста исчезают .
Большую часть времени члены семьи заняты различными видами деятельности: отец и мать работают, дети учатся, бабушки и дедушки (пенсионного возраста) заняты домашним хозяйством. Занятие, которое было бы захватывающим, объединив всех членов семьи, трудно найти.
Однако занятие, связанное с физической деятельностью, будет одинаково полезно и привлекательно как для детей, так и для взрослых. Это не только укрепит здоровье членов семьи, но и объединит их в дружный коллектив, заставит старших чувствовать себя моложе, а молодых - расти гармонично развитыми людьми, это и есть «семейная физкультура».
На первый взгляд физические упражнения (потому что они так называются) влияют только на физический облик человека, не затрагивая его духовную сферу. Но, как сказано во многих примерах, семейный спорт, являясь средством укрепления здоровья, в то же время, при правильном, творческом подходе, способствует успешному решению сложного комплекса проблем семейного воспитания . Систематические, обязательные занятия (а не время от времени: сегодня мы делаем зарядку, а завтра — никакого настроения, хочется спать), неизбежно, воспитывают «волю» у детей и родителей. Преодоление трудностей (а они непременно встретятся на занятиях), совместное достижение целей, взаимопомощь в трудных ситуациях воспитывают, с одной стороны, уверенность в своих силах, а с другой — волю и желание всегда прийти на помощь тому, кто нуждается в поддержке. Но все эти качества человеческого характера особенно важны для молодого человека, вступающего в жизнь.
Физическое воспитание в домашних условиях, воспитание способности к сочувствию, желание помочь в трудной ситуации не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Интерес к занятиям спортом, радость, получаемая от них, формируют у детей потребность в регулярном физическом воспитании и занятиях спортом, которая, как правило, остается навсегда .
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЭФФЕКТИВНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация совместных занятий детей и родителей
Организация совместных занятий физической культурой и спортом станет эффективным средством развития детей в том случае, если взрослые обладают достаточным уровнем физической подготовки. Направленность занятий определяется интересами и возможностями детей. При этом также необходимо, чтобы родители обладали необходимым уровнем знаний в области анатомии и физиологии и понимали, какой уровень физической нагрузки для детей станет оптимальным.
Бывает так, что родители и дети предпочитают занятия разными видами спорта. В этом случае следует найти такие упражнения, которые объединяют данные виды. Например, если взрослый предпочитает занятия лёгкой атлетикой (спринт), а ребёнок – занятия по спортивной гимнастике, эффективными совместными занятиями для них станут занятия по силовой подготовке .
2.2. Проведение подвижных игр
Подвижные игры, которые родители организуют своим детям, подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Их целесообразно включать во время проведения семейного досуга (на пикниках, прогулках в парк и т.п). Хорошо, если к этим играм будут привлечены также ровесники ребёнка (друзья, одноклассники). Как правило, победители подобных игр получают приятные призы. Рассмотрим примеры подвижных игр, которые целесообразно проводить во время семейного досуга.
1. «Быстрее антилопы». Антилопе необходимо быстро бегать, чтобы убегать от хищников. Взрослый начинает перечислять названия животных (заяц, белка, мышь…). Как только он произнесёт название хищника (волк, ягуар…), ребёнок в роли антилопы и другие дети начинают бег до финишной линии и там берут по одному банану. Число бананов на один меньше, чем число участников. Тот, кому не достанется банан, выбывает из игры. В конце конкурса остаётся один победитель, которому вручается сладкий приз .
2. Танцевальный зоопарк. Дети под музыку передают друг другу фигурку животного. Тот, у кого она останется после того как музыка закончится, должен станцевать танец, изображая какое-нибудь животное. После этого другие дети угадывают, какое животное было изображено .
3. Игра «Саранча». На полу разбросаны крупные листья. Участникам игры необходимо набрать как можно больше листьев, при этом передвигаться можно только прыгая. Победитель получает приз – мягкую игрушку «Кенгуру».
4. Игра «Лягушка». Участники конкурса должны быстро прыгнуть внутрь коробки, а затем быстро выпрыгнуть из неё. И таких прыжков должно быть 6. Побеждает самый быстрый. Победителю достаётся приз – мягкая игрушка «Царевна-Лягушка».
5. Конкурс на самый интересный прыжок. Участники решают сами, каким он будет. Это может быть «Прыжок – колечко», в ходе которого ноги должны коснуться головы, или «прыжок-рыбка», напоминающий настоящую рыбу, выныривающую из водоёма и др. Победитель определится аплодисментами зрителей .
6. «Мультимячики». Маленьких мячиков на один меньше, чем число участников. Взрослый называет разные слова. Как только она произнесёт название мультфильма, нужно взять мячик в руки. Тот, кому мяч не достался, выбывает из игры. В конце останется один победитель.
7. Игра «Быстрый апельсин». Нужно влезть внутрь огромного апельсина и прокатиться в нём до конца зала. Выигрывает быстрейший.
8. «Морковка для кролика». Дети произвольно делятся на две команды. Каждый ребёнок прыжками добирается до финишной линии, берёт модель морковки и бросает её в корзину, которую держит в руках следующий участник. Обратно игрок добирается бегом, а следующий участник отдаёт корзинку товарищу по команде и повторяет путь своего сокомандника. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием .
9. «Кошки-мышки». Участники делятся на 2 команды – «Кошки» и «Мышки». Взрослый задаёт вопросы. Если верный ответ «Кошка» - кошки убегают, а мышки догоняют их, и наоборот. В конце конкурса останется один победитель. Вопросы для детей могу быть такими:
1) Эти животные могут забраться на высокое дерево
2) В Египте она является священным животным
3) У Лукоморья он пел песни и рассказывал сказки
4) Буду грызть я утром пол,
5) И шорох ты услышишь,
6) А кто же я такая?
7) Я серенькая…
8) Это животное относится к грызунам.
9) Микки Маус – это…
10. Игра «бабочка» (развитие эстетики движений): ребёнку предлагается на некоторое время стать бабочкой и показать всю свою красоту и изящество (покружиться, красиво помахать крылышками и др.)
11. Игра «Грибок» (развитие координации при стоянии на одной ноге): ребёнку предлагается стать лесным грибом и постоять некоторое время на одной ножке. Грибок должен наблюдать за тем, что творится в лесу, и делиться впечатлениями. Через некоторое время необходимо сменить опорную ногу .
2.3. Развивающая гимнастика
Для организации развивающей гимнастики для детей младшего школьного возраста понадобится гимнастический коврик, мячи, мягкие игрушки, цветные картинки.
Гимнастические игры отличаются от обычных подвижных игр тем, что в них предусмотрены элементы сложно-координационных видов спорта, направленные на развитие баланса, гибкости, координации движений.
Гимнастическая игра 1. Животные
Дети уже должны иметь представление, как выполняются следующие гимнастические упражнения:
1. «Ласточка»
2. «Рыбка»
3. «Лягушка»
4. «Кошечка»
5. «Змейка»
Родители задают вопросы и просят детей определить, какое это животное, показав соответствующее упражнение .
Гимнастическая игра 2. «Крылья, лапы, плавники»
Родители раскидывает по полу различные игрушки в виде животных: зверей, птиц, насекомых, рыб и др. Начинает играть музыка, ребёнок танцует. Затем родитель произносит одно из слов: крылья, лапы или плавники. Если он скажет «крылья», ребёнок должен быстро схватить то, животное, которое умеет летать; если он скажет «лапы», ребёнок поднимает животное, которое умеет бегать, ну а если он произнесёт «плавники», необходимо взять в руки животное, умеющее плавать .
2.4. Проведение семейных праздников, содержащих элементы физического воспитания
Семейные праздники для детей, как правило, приурочены к определённым событиям (день рождения, новый год, день защиты детей). Также это хорошая возможность для повышения интереса детей к своему физическому развитию, формирование у них интереса к занятиям физической культурой и спортом. Как правило, в праздниках также участвуют приглашённые гости – ровесники детей (друзья, одноклассники, родственники, соседи). Родители могут самостоятельно провести праздник или пригласить профессионального аниматора . Рассмотрим примеры семейных праздников, направленных на физическое развитие детей. Данные примеры разработаны нами самостоятельно на основе анализа методической литературы и педагогического опыта.
Пример 1. Праздник «Путешествие пингвинов»
Цель физического воспитания: развитие интереса детей к своим физическим возможностям и к окружающему миру посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Провести с детьми обзор интересных мест нашей планеты с целью расширения их кругозора и повышения познавательного интереса.
2. Осуществить экологическое воспитание при описании образа жизни пингвинов и рассказе о местах их обитаний.
3. Способствовать развитию физических качеств детей при организации подвижных игр.
Оборудование: костюмы пингвинов, заранее сделанные детьми из цветного картона, мармеладная рыба, блюдца, островки, мягкие игрушки, цветной картон, бутафорский океан, надувные черепахи, звуковое оборудование, монитор.
Оформление помещения часть помещения оформляется в виде ледовой границы океана (это Антарктида), другая часть – в виде островов
Концепция праздника
Вводная часть
Взрослый предложит детям самим стать пингвинами и совершить путешествие по местам, где они обитают в природе:
- Ребята! Вы сделали отличные костюмы пингвинов. И вот сегодня они нам понадобятся: сейчас вы ненадолго станете пингвинами и отправитесь в очень увлекательное путешествие по интересным местам, где они обитают.
Ассистент принесёт костюмы пингвинов для детей. Они оденутся в них и приступят к игровому шоу.
Основная часть
Ведущий:
- Первое место, где предстоит побывать нашим пингвинчикам, - это Антарктида (кратко и интересно расскажет детям, что из себя представляет материк Антарктида, а затем объяснит, что, живя среди льдов и океана, пингвины должны каждый день добывать себе рыбу, чтобы кушать и кормить детёнышей).
Пример 3. Семейный праздник «Щенячий патруль»
Цель физического воспитания: развитие физических качеств младших школьников посредством проведения игровой программы.
Оборудование: мягкие игрушки, надувные игрушки, машинки, мелкие игрушки, звуковое оборудование. Видеооборудование.
Концепция праздника
В начале мероприятия взрослый спросит у детей, боятся ли они собак. После ответов детей педагог скажет, что сейчас в зале появится тот, кто поможет детям преодолеть страх перед животными. В помещении появится юный ведущий – Райдер (ребёнок, который заранее получил задание). Он поприветствует всех ребят и скажет, что пришёл не один, а со своей командой щенков-спасателей. С этими словами в помещении появятся девочки с мягкими игрушками-собачками в руках, которые исполнят с ними весёлый танец.
После этого выступления Райдер скажет, что он с отличием закончил школу спасателей и сегодня мог бы дать ребятам несколько игровых уроков по преодолению их страхов. Он проводит несколько игр с детьми.
Игра «Спасательный самолёт»
Взрослый вносит в зал надувной самолёт. Лётчик-спасатель (участник игры) должен в этом самолёте обойти несколько мягких, но существенных препятствий и сделать это как можно быстрее. Побеждает тот, кто быстрее всех справится с заданием
Игра «Машина спасателя»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активная деятельность в домашних условиях является важным фактором эффективности физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Сущность её не в том, что учебно-воспитательная работа осуществляется вне класса, школы, а в том, что она реализуется во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы.
Большое значение для осуществления внеурочной работы в области физического воспитания имеет семья. Мероприятия, направленные на физическое развитие ребёнка в семье, также укрепляют семейные отношения, повышают сплочённость семьи, что в конечном счёте благоприятно отражается также на психическом развитии ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин., 2013. -760 c.
2. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания. - 2011, С 37 - 48.
3. Барков, В. А. Об учебной перегрузки современных школьников и способах ее снижения / В. А. Барков // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма .- Мозырь, 2010. 194 - 202.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. – М.: 2013. – 484 с.
5. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А.Бароненко. -М, 2013. - 482 c.
6. Бережная Л.И., Диканова Е.Г. Физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в школе в соответсвии ФГОС. – М., 2017- 106 с.
7. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: 2012. - 322 c.
8. Бруднев Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы /Н. Бруднев// Воспитание школьников – 2013 - №4 –11 – 14 с.
9. Воробьева, Е. А. Динамика различных показателей работоспособности подростков. М., 2012. – 32 с.
10. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
11. Дзятковская, Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты / Е. Н. Дзятковская // Психология здоровья и личностного роста. - 2010. - № 1. - С. 38 - 42.
12. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2013. - 392 c.
13. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.
14. Каинов, А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Методическое пособие . - М., 2015. - 220 c.
15. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М., 2012. - 218 c.
16. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных организациях. - М., 2014. - 344 c.
17. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика.– М., 2014. - 566 c.
18. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. М.: Просвещение, 2014. - 184 c.
19. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.
20. Луговцова Е. И. Психология формирования здорового образа жизни школьников . - Минск, 2012. — 208 с.
21. Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. 7-8 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. -234 c.
22. Матвеев,А.П. Уроки физической культуры , методические рекомендации 5-7 классы – М.: Просвещение, 2014 – 80 с.
23. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО Люберцы, 2016. - 328 c.
24. Мусакаев, М.Б. Направления и формы внеклассной работы // Специалист – 2015 - №11.С 18 – 22.
25. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений .- М.: Владос, 2014. - 240 c.
26. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту. Учебное пособие. - М., 2014. - 300 c.
27. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред.С. Д. Неверковича. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 528 с.
28. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.
29. Приходько, С.Е.Влияние учебного процесса на уровень здоровья и заболеваемость школьников и студентов // «Теория и методика физического воспитания и спорта» научно-теоретический журнал № 2.2010г., С-81 - 83.
30. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.
31. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
32. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье. - М, 2003. – 203 с.
33. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт.-2008. – 421 с.
34. Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие/А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.
35. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
36. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.
37. Шашурин А.В.Физическая подготовка /А.В. Шашурин. – М.: Физкультура и спорт, 2013 – 403 с.
38. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 c.
39. Яшин В. Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни; Флинта, Наука - Москва, 2011. - 128 .