Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: в настоящее время важным условием развития детей дошкольного возраста является развитие речи, в частности, формирование связной речи. Это обусловлено тем, что связная речь является универсальным механизмом осознания и приобщения к культурным ценностям, обеспечивает возможность эмоционального постижения мира. Так же развитие связной речи в первую очередь является необходимым условием успешного обучения в школе [34]. Федеральный закон «Об образовании» отмечает, что дошкольное образование должно быть нацелено на формирование у детей предпосылок к учебной деятельности, общей культуры, на развитие необходимых личностных качеств [43].
Развитие связной речи детей является актуальной проблемой современного образования. Вследствие этого необходима последовательная и целенаправленная и педагогическая работа воспитателей в дошкольной образовательной организации и родителей дома. Большая ответственность ложится на педагогов детского сада, которые формируют и развивают связную речь дошкольника в условиях непосредственной и свободной образовательной деятельности. Связная речь является основой полноценного развития и обучения личности ребенка, умственного развития, развития чувств и разума, развития умений взаимодействовать с обществом.
Связная речь – развернутое, завершенное, композиционно и грамматически оформленное высказывание [32, с. 4]. Значительное воздействие на формирование связной речи оказывает активизация словаря [20].
Степень изученности проблемы. Развитие речи детей в нашей стране в дошкольных организациях имеет глубокие традиции, которые были заложены в педагогических трудах Л.Н. Толстого [36], К.Д. Ушинского [42], идеи которых разрабатывала Е.И. Тихеева, являющаяся основоположником методики речевого развития [35]. Можно говорить о сложившейся педагогической культуре, которая имела достаточно серьезную научную основу.
Исследования по методике развития связной речи детей дошкольного возраста реализованы в трудах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Вопросы методов и приемов обучению речи в детском саду разрабатывали М.М. Алексеева, Н.А. Стародубова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др. [23], [35], [38], [1] [34], [41].
Закономерностям развития связной речи детей посвящены исследования А.М. Бородич [4], В.В. Гербовой [9; 10], Э.П. Коротковой [18], А.М. Леушиной [23], Т.Б. Филичевой [45]и других.
Н.И. Жинкин [13], С.Л. Рубинштейн [31], Ф.А. Сохин [33] определяют связную речь как высшую форму речевой деятельности, которая обусловливает уровень речевого и умственного развития личности ребенка.
А.А. Леонтьев [21] и другие изучали закономерности речевого развития дошкольников, основой результата их исследований стало обнаружение звеньев устройства усвоения связной речи старшим дошкольником.
Актуальность исследования определила выбор темы: «Педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать в опытно-поисковой работе педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть особенности процесса развития связной речи у детей дошкольного возраста.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста
3. Провести опытно-поисковую работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая база исследования. К исследованию проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста обращались М.М. Алексеева, А.М. Бородич, А.М. Леушина, Н.А. Стародубова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: г. ХХХХ, МБДОУ «Детский сад № ХХ», старшая группа. Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, из них 11 – девочек и 9 – мальчиков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованный литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в развитии личности [4; 11; 12; 19].
М.М. Алексеева и В.И. Яшина определяют связную речь так – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания [1].
Многие авторы рассматривают характеристику связной речи с разных сторон, в зависимости от своего рода деятельности: Е.И. Тихеева, А.М. Бородич – с педагогической; А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина – с психолингвистической; Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева – с логопедической; Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн – с психологической. По определению С.Л. Рубинштейна, связной речью называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Развитие связной речи имеет особое значение – это показатель общей речевой культуры человека [31, с. 461]. Под связной речью понимают развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Связность речи означает адекватность (понятность) речевого оформления мысли говорящего или пишущего для слушателя или читателя. «В овладении речью, - считает Л.С. Выготский, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоявшая из ряда развернутых предложений» [7, c. 109].
Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова выделяют ряд условий эффективности развития связной речи детей дошкольного возраста [19].
Первая группа условий связанна с психолого-педагогическим потенциалом родителей и дошкольных педагогов:
образовательная, нравственная культура педагогов и родителей детей дошкольного возраста;
наличие моделей нравственных, социально-адекватных, ценностных отношений в семье, группе детского сада;
представление детям норм, правил и требований.
В психолого-педагогических исследованиях А.Н. Леонтьева констатируется, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, понимание чувств близких и родных людей [21].
Итак, психолого-педагогическая, нравственная культура воспитательного микросоциума, образцы и модели поведения и отношений, окружающие дошкольника, являются важнейшими условиями формирования связной речи ребенка.
Вторая группа условий связана с активностью ребенка в освоении социального опыта. Она имеет следующие проявления:
активное освоение знаний на занятиях, в ролевой игре;
активная имитация эталонов в поведении на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в ролевой игре;
активная идентификация своего поведения с поведением носителей ценностей в ближайшем окружении.
Исследование Л.И. Божович условий и движущих сил формирования личности в детском возрасте создало возможности для изучения роли собственной активности человека, процесса самовоспитания и саморазвития личности. Ученый отмечает, что развитие активности и самостоятельности ребенка в освоении социального опыта проявляется в его способности активно усваивать знания, подражать образцам, имитировать поведенческие эталоны [3].
Третья группа условий включает различные аспекты сопровождения:
разработка технологий формирования связной речи детей дошкольного возраста;
разработка критериев для определения уровня развития связной речи
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литра
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 1996. – 568 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1988. − 43 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие /А.М. Бородич. - Москва: Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Бухтаярова, Е. П. Программа развития связной речи детей 5-7 лет [Текст] / Е. П. Бухтаярова. – М.: Учитель, 2013. – 203 с.
6. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. − 125 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – Изд. 5-е, испр. – М.: Лабиринт, 2010. – 352 с.
8. Габдулхаков, В.Ф., Приемы формирования у детей навыков связной речи [Текст] / В.Ф. Габдулхаков, С.Н. Башинова // Современное дошкольное образование. – 2019. – №5(95). -– С. 12-21
9. Гербова, В.В. ФГОС. Развитие речи в детском саду. Старшая группа [Текст] / В.В. Гербова.– М.: Мозаика-Синтез, 2017.– 144 с.
10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду с детьми 6-7 лет [Текст] : Конспекты занятий. ФГОС/ В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.– 104 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : «Аркти», 2002. – 144 с.
12. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] : Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
13. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Норма, 2008. – 106 с.
14. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева// Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика. 1987. – №1. – С. 29-32.
15. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация[Текст] / Н. Ипполитова // General and Professional Education. – 2012. – №1.– С. 8-14.
16. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
17. Кондрашина О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник ТГУ, выпуск 5 (121), 2013.- с. 112-116
18. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
19. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-на-Дону : «Феникс»; СПб : «Союз», 2004. – 224 с.
20. Лашкова, Л. Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст]: Учебное пособие / Л. Л. Лашкова, С. М. Зырянова, А. П. Филиппова. – М.: Издательский дом Академия Естествознания, 2015. – 99 с.
21. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 420 с.
22. Леушина, А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольника / А.М. Леушина //Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - Москва, 1949. – 119 с.
23. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27-71.
24. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я. Найн // Педагогика. 1995. №5. С. 44-49.
25. Немов, Р. С. Психология [Текст]: словарь-справочник : в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. – 352 с
26. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / НВ. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998.– 126 с.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / ред. Л.И. Скворцов. – обновленное 28-е изд. – М.: Мир и образование, 2020.– 1376 с.
28. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
29. Репина, З.А. Уроки логопедии [Текст] / З.А. Репина, В.И. Буйко.– М.: Литур, 2010.– 208 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.– СПб: Издательство «Питер», 2010. – 712 с
31. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / С.Л. Рубинштейн; сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – 560 с.
32. Седов, К. Ф. Речь и мышление в отечественной психологии [Текст] / К. Ф. Седов // Научно-методический журнал «Мир Психологии». – 2009. – № 1. – С. 4-10.
33. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.
34. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебник / Н.А. Стародубова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 273 с.
35. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учебник / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
36. Токарев Г.В. Л. Н. Толстой об обучении языку и воспитании [Текст] /Г.В. Токарев // Вестник ЮУрГГПУ.– 2013.–№ 11.– С. 189 – 197.
37. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева М.: Академия, 1999. − 376 с.
38. Усова, А.П. Родной язык в детском саду [Текст] / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. – С. 22. – 25.
39. Ушакова, О.С. Конспекты занятий Развитие речи детей 6-7 лет: учебное пособие /[Текст] О.С. Ушакова. - Москва: Вентана-Граф,2011. - 98 с.
40. Ушакова, О.С, Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений . [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
41. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12.
42. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы [Текст] / К. Д. Ушинский. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017 – 284 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс] // СПС Гарант.– Режим доступа : https://base.garant.ru/70512244/
44. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 9.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
45. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников [Текст] / Т. Б. Филичева. – М.: Академия, 2009. – 168 с.
46. Филичева, Т. Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое [Текст] / Т. Б. Филичева // Логопедия. – 2008. – № 3. – С. 5-9.
47. Философия: Энциклопедический словарь [Текст] / под редакцией А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
48. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 560 с.
49. Яковлев, Е.В Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е. В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с.