Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Произведения устного народного творчества – былины, сказки, загадки, поговорки, пословицы, песни и другие многие его виды являются составляющими частями сокровищницы национальной культуры.
Основную особенность устного народного творчества составляет то, что оно возникло и сформировалось как бесписьменная форма народной культуры. Особенностью устного народного творчества также является его вариативность, добавление чего-то своего при каждом повторении одного и того же текста. Устное народное творчество коллективно, каждый исполнитель наделен правами творца.
Интерес к устному народному поэтическому творчеству жителей Пермского края проявился достаточно давно. Исследователи ХIХ-ХХ вв. провели огромную собирательскую, публикаторскую и исследовательскую работу, что позволяет считать традиционный фольклор Прикамья достаточно хорошо изученным.
Интерес к пермскому фольклору обусловлен и тем, что по мнению фольклористов Прикамье представляет собой богатейшую сокровищницу устного народного творчества. Особый интерес среди прозаических жанров пермского фольклора представляют сказки. Собирание и изучение пермской сказки ее жанровое и сюжетное многообразие нашло свое отражение в сборниках "Старикова тайна" И. В. Зырянова, "Великорусские сказки Пермской губернии" Д.К. Зеленина, "Пермские сказки" И. А. Подюкова, "Меткое слово: Песни. Сказки" В. Н, Серебренникова, "Ореховая веточка" и "Русские народные сказки Пермского края" А. В. Черных.
Многочисленными исследователями отмечается, что Прикамье стало тем регионом, где произошло своеобразное оживление мифологической традиции в результате взаимодействия с иноэтническим окружением, суровыми природно-климатическим условиями. Потому жанр мифологических рассказов представляется в Прикамье одним из развитых.
Особое богатство отличает и так называемый речевой фольклор – скороговорки, пословицы и поговорки, афоризмы, без которых немыслима живая речь. К малым жанрам фольклора относится загадка, которая имеет тесную связь и с ритуалом.
Дискуссионным остается до настоящего времени вопрос о бытовании в Прикамье былин. Полных и развернутых записей былин в крае сделано не было. Однако отрывки былинных сюжетов, отдельные тексты позволяют фольклористам утверждать, что в прошлом былинная традиция бытовала в Прикамье.
Из эпических песенных жанров в Прикамье известны исторические песни и баллады, отражающие по большей части события российской истории Х1Х-ХХ вв., хотя известны и некоторые произведения о событиях более ранней истории.
Одними из наиболее популярных в народной среде являются лирические песни, семейные, любовные, а также солдатские, ямщицкие и разбойничьи песни.
Все это определяет актуальность исследования фольклора Пермского Прикамья.
Целью работы является изучение стилистических особенностей фольклора Чернушинского района Пермского Прикамья.
В рамках поставленной цели решают следующие задачи:
− ознакомиться с историко-географическими особенностями Чернушинского района;
− изучить фольклорные традиции Чернушинского района.
Объект исследования: фольклор Пермского Прикамья.
Предмет исследования: стилистические особенности фольклора Чернушинского района.
Глава 1. Историко-географические особенности пермского Прикамья
1.1. Поэтические жанры русского прикамского фольклора
Устное народное творчество является богатейшим материалом для постижения богатства национальной культуры и нравственных ценностей, воплощенных в искусстве слова.
В Прикамье взаимодействие человека с суровыми природно-климатическим условиями, иноэтническим окружением привело к оживлению мифологических традиций. Одним из развитых является в Прикамье жанр мифологических рассказов, которые повествуют чаще всего о мифологических персонажах, духах природы и построек –домовом-суседке, лесном, баннике, колдунах и ведьмах.
В Прикамье повсеместно известны предания и легенды, многие из которых посвящены древнему населению - чуди. Другие предания раскрывают особенности формирования русского населения края, основания сел и деревень. В преданиях нашли свое отражение и такие исторические события, как поход Ермака в Сибирь, распространение в крае христианства, известны предания о Пугачеве и т. д.
Особым богатством отличаются также пословицы и поговорки, афоризмы, скороговорки, без которых немыслима живая речь. К малым жанрам фольклора принадлежат также загадки. Загадка, как правило, обращалась к детям и прежде всего была частью народной педагогики, в то же время загадки и загадывание были тесно связаны и с ритуалом. Известны запреты в летнюю страдную пору на загадки, в некоторых традициях существовал и запрет загадывать загадки днем, до захода солнца. Особенно в ходу загадки были в Святки.
В старообрядческой среде Прикамья были широко распространены и активно бытовали духовные стихи, основной тематикой которых были сюжеты апокрифических сказаний и легенд, Ветхого и Нового Заветов.
Поздним жанром традиционного фольклора является частушка. Тексты частушек заметно различаются по сюжетам, основную их часть составляют имеющие социально-бытовое, любовное, общественно-историческое содержание. Частушки включались и в контекст ритуала, были приурочены к к пасхальным развлечениям на качелях – качульные, проводам в солдаты – рекрутские и т. д.
В Прикамье известны и тексты детского фольклора – считалки, заклички, приговорки, дразнилки, и т. д., а также фольклор пестования, который включал в себя в основном колыбельные, пестушки, прибаутки, потешки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адоньева, С.Б. Прагматика частушки [Электронный ресурс] / Адоньева С.Б. // Антропологический форум, 2004. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmatika-chastushki.
2. Белавин, А.М. Война и песня. Солдатские и военные песни и фольклорной традиции Прикамья [Текст] / Белавин А.М., Подюков И.А., Черных А.В., Шумов К.Э. Пермь: ПГПУ, 2005. – 200 с.
3. Вилисов, М.И. Частушки. Сборник частушек и авторских песен [Текст] / Вилисов М.И. Пермь, 1993. – 80 с.
4. Зырянов, И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор [Текст] / Зырянов И.В. - М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.
5. Кормина, Ж.В. Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа [Текст] / Кормина Ж.В. Москва: Новое литературное обозрение, 2005. 376 с.
6. Кулагина, Л.В. Параллелизм и символика в частушках [Текст] / Кулагина Л.В. // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.
7. Лазутин, С.Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра [Текст] / Лазутин С.Г. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1960. 262 с.
8. Мешкова, О.В. Своеобразие частушки (к постановке вопроса об эстетике жанра) [Электронный ресурс] / Мешкова О.В. // Вестник ЧелГУ. 2000. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-chastushki-kpostanovke-voprosa-ob-estetike-zhanra
9. Народы Пермского края : Истоки. Становление. Развитие : [науч.-попул. энцикл.] / Департамент внутр. политики Адм. губернатора Перм. края [и др. ; редкол.: С. В. Неганов, отв. ред. и др. ; авт. коллектив: А. В. Черных и др.]. — Пермь : ОТ и ДО, 2010. — 141 с.
10. Пермский край : путеводитель и энцикл. справ. / [под ред. О. Б. Андрияшкина]. — 2-е изд., доп. и перераб. — Пермь : Стиль-МГ, 2006. — 1359 с.
11. Пермский край : путеводитель и энцикл. справ. / [под ред. О. Б. Андрияшкина]. — 3-е изд., доп. и испр. (спец. вып.). — Пермь : Стиль-МГ, 2007. — 1222 с.
12. Пермский край [Электронный ресурс] : энциклопедия : [сайт] / Перм. краевая б-ка им. М. Горького, «Альт-Софт» — Информ. и коммуникац. технологии. — [Пермь], 2008–. — URL: http://enc.permculture.ru/start.do
13. Пермский край: поселки городского типа (в том числе бывшие) и районные села : энцикл. справ. / Е. Н. Шумилов. — Пермь : Музей истории Перм. краевой орг. ВОС, 2007. — 52 с.
14. Пермский край: районы : энцикл. справ. / Е. Н. Шумилов. — Пермь : Музей истории Перм. краевой орг. ВОС, 2007. — 56 с.
15. Чернушинский район от «А» до «Я» : [энциклопедия] / Адм. Чернуш. муницип. р-на ; [О. Р. Галимзянова и др.]. — Пермь : Стиль-МГ, 2009. — 79 с.
16. Энциклопедия Пермской области [Электронный ресурс] / Перм. регион. центр. информатизации, Перм. гос. техн. ун-т ; авт.-cост. П. Н. Агафонов [и др.] ; разраб. А. В. Кубышкин [и др.]. — Пермь, 2000.