Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Культура и искусство во все времена представлялись в человеческом обществе способом приобщения личности к нормам морали, эталонам красоты, нравственным и духовным ценностям. Одним из значимых ресурсов культуры и, русской народной культуры, в частности, предстает ее воспитательный потенциал. Неслучайно, что именно сейчас коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать ресурсы воспитания, обращаясь именно к наследию нашего русского народа. Анализ народных текстов, осуществленный многими авторами (Н.А. Бакшаева, Ю.А. Дереш, О.Н. Мудрецова, К.Д. Ушинский и др.) [1; 7; 26; 33], показывает, что данные произведения, адресованные дошкольникам, ресурсны для всестороннего развития, патриотического, нравственного, эстетического воспитания и личностного роста. Использование данных материалов позволит реализовать системный подход в развитии ребенка.
Русская народная культура, фольклор, устное народное творчество несут в себе морально-нравственное начало, гармонию, эстетику слова, ведут детей в мир художественного слова. Фольклор, устное народное творчество формируют отношение к миру и человеку, закладывает нравственные мировоззренческие основы, формирует отношение к окружающим явлениям, развивает эстетический вкус, закладывает основы культуры. Они призваны приобщить детей к общечеловеческим, актуальным в любой культуре духовным ценностям. Фольклор исторически рассматривается как пространство формирования и развития культуры, языка и традиций нашего народа, русского языка в целом и интериоризации языка каждой отдельной личностью – как пространство развития речи ребенка. Во всем многообразии русской народной культуры, устное народное творчество универсально и понятно, близко для ребенка дошкольного возраста в силу своей методичности, ритмичности, сочетания словотворчества и содержания в себе принципов русского языка.
В настоящее время наблюдается обеднение культурного слоя, упрощение, уплощение замещение, сокращение и модификация языка. В то же время ФГОС ДОО транслирует задачу создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, что обуславливает противоречие данного исследования.
Обращение к наследию фольклора как к мощному ресурсу всестороннего развития и воспитания ребенка в целом, все больше привлекает внимание современных исследователей и практиков. Для сохранения истинной самобытности культуры и менталитета русского народа очень важным является сохранение отраженной культуры и народности. Для любого общества и для российского общества в частности это имеет большую актуальность и важность.
Изучение образовательно-воспитательного потенциала русской народной культуры и целесообразность использованиях его в воспитании духовных и нравственных основ осуществлялось в работах И.И. Андрюшиной, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Л.Л. Лашковой в контексте анализа воспитания культуры дошкольников средствами народной педагогики и др.
Общие аспекты русской народной культуры рассматриваются в работах О.С.Борисовой в контексте изучения, основ духовно-нравственной культуры народов России (русские народные календарные праздники), С.А. Ильиной – декоративно-прикладное искусство [12], М.А. Корнеевой– народная игрушка [17], О.Л. Князевой в рамках изучения приобщения детей к истокам русской народной культуры [16]. Региональный компонент потенциала русской народной культуры отражен в работах А.В. Лапиковой, И.А.Лыковой [19; 22] и др.
Сегодня основы русской народной культуры, как национального богатства, привлекают внимание исследователей в педагогике и смежных науках (А.О. Гаврилова, В.С. Кукушин и др.). Народная культура рассматривается как исторический опыт, необходимый в построении и стабилизации новой культурно-образовательной парадигмы (А.В. Захаров). Учитывая, что культура является одним из компонентов пространства социализации ребенка, важно использовать ее ресурсы для развития ребенка как ее субъекта (Л.И. Божович, И.Б. Лебедева и др.). Русская народная культура, одним из компонентов которой является русский язык – самобытное явление, обладающее богатейшим педагогическим потенциалом. (О.А. Гаврилова, И.А. Лыкова [6; 22] и др.), что обусловливает актуальность исследования влияния фольклора на духовное и нравственное воспитание детей.
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы иссследования.
Цель исследования: изучение влияния фольклора на духовное и нравственное воспитание детей.
Задачи исследования:
1. Обосновать своеобразие устного народного творчества.
2. Охарактеризовать особенности содержания фольклора как источника духовно-нравственного воспитания.
3. охарактеризовать педагогические условия использования фольклора для духовного и нравственного воспитания детей.
Объект исследования: духовное и нравственное воспитание детей.
Предмет исследования: влияние фольклора на духовное и нравственное воспитание детей.
Методы исследования: анализ современной литературы по проблеме исследования, анализ основных понятий и терминов исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФОЛЬКЛОРА НА ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
1.1. Сущность фольклора, русской народной культуры, устного народного творчества
В широком значении, фольклор – это традиционная народная культура, компонентами которой являются верования, обряды, танцы, прикладное искусство, музыка и т. п. В узком же смысле термин стал использоваться с начала XX века. Под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа, устное народное творчество.
Фольклор или русская народная культура в целом представляется многогранным феноменом, включающим в себя аспекты жизни русского народа, всех его сословий (крестьянского, ремесленного, духовного, дворянского и др.), но в первую очередь крестьянство издревле питало своими ресурсами все сословия, выступая основой огромной аграрной страны [7]. Будучи предметом исследования многих наук (история, искусство, педагогика, филология и др.), русская народная культура, рассматривается ими, как отражение в первую очередь исконных традиций крестьянской культуры. Культура деятельного, трудолюбивого сословия, в ментальном коде которого из поколения в поколение хранились и передавались знания о законах бытия, воспитании, деятельности, творчестве, справедливости и т.д. Этническая народная культура является основой национальной культуры, преумножающей свое богатство с развитием науки и искусства. В ее основе лежат традиции, предопределенные особенностями образа жизни русского народа, особенностями его восприятия мира. Именно они вступают механизмом, сохраняющим устойчивость и дальнейшее развитие русской народной культуры, аккумулируют опыт нашего народа, формируют его менталитет, представляя собой сочетание духовных и материальных ценностей, воплощаясь в особенностях устройства быта, материального оформления жизни, в фольклоре, языке, принципах воспитания детей и социального взаимодействия и других формах этнокультурного наследия [17; 18; 27].
Культура русского народа отличается неким консерватизмом своего наследия, как отмечает, В.В. Гаврилова, в своем исследовании. Это подразумевает «медиативный ментально-материальный культурный слой, необходимый культуре для организации жизни, постоянного воспроизводства и развития» [6, с. 76].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Т.А. О фольклоризме русских писателей: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. Ю.Н. Борисов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 204 с.
2. Бакшаева Н.А., Харитонова Л.В. Русский фольклор – начало патриотического воспитания малышей // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. Часть 1 / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова; ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Ульяновск: УлГУ, 2012. С. 39-42.
3. Борисова О.С. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре // Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования в поликультурном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2014. С. 94-96.
4. Власова Т. А. К проблеме нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Наука и современность, 2015. № 35. С. 67-76.
5. Волощенко О.В. Языковые основы фольклора в свете явлений традиционной народной культуры: на материале русской волшебной сказки. Дис. … кандидат филологических наук. Воронеж, 2006. 223 с.
6. Гаврилова А.О. Педагогический потенциал русской народной культуры как основа развития творческих способностей подростка: дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2018. 190 с.
7. Дереш Ю.А. Малые фольклорные формы устного народного творчества как средство познавательного развития детей // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1 Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 606 с.
8. Дробышевская В.З. Модель детско-родительских отношений в контексте идей народной педагогики // Веснік Брэсцкага універсітэта. 2020. № 3. С. 170-172.
9. Жарникова С. Золотая нить. Истоки русской народной культуры. М.:«Издательские решения», 2012. 166 с.
10. Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 75–82.
11. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.
12. Ильина С.А. Изучение фольклора как средство сохранения народных традиций и культуры // Дополнительное образование и воспитание. 2018. № 7. С. 17–19.
13. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. 1983. № 5. С. 34-35.
14. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1977. 387 с.
15. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М.: Московский университет, 1976. 264 с.
16. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство-Пресс, 2020. 304 с.
17. Корнеева М.А. Народная игрушка в современном дошкольном образовании как средство развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста // Искусство и образование. 2019. № 6. С. 145-153.
18. Кукушин В.С. Этнопедагогика. – Московский психолого-социальный ун-т. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 427 с.
19. Лапикова А.В. Смоленские истории. Смоленск: Маджента, 2013. 144 с.
20. Лебедева И.Б. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в учреждении дополнительного образования детей: дис. … кандидат педагогических наук. Н. Новгород, 2006. 248 с.
21. Лукьяненко В.Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности: на материале сказок: дис. … кандидат педагогических наук. Ростов н/Д, 2003. 245 c.
22. Лыкова И.А. Народная культура в современном образовательном пространстве // Воспитатель ДОУ. 2020. № 2. С. 62-67.
23. Любимова Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников: дис. … кандидат педагогических наук. Екатеринбург, 2004. 247 c.
24. Меньшикова Е. А. Дошкольникам и младшим школьникам – о народных промыслах // Дом культуры. 2018. № 8. С. 57-61.
25. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. М.: Просвещение, 1967. С. 59.
26. Мудрецова О.Н. Прививаем любовь к родному языку через устное народное творчество // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2020. С. 198-201.
27. Мишустина С.В. Проектная деятельность как средство ознакомления дошкольников с русским фольклором // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Часть 1 / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: УлГУ, 2012. С. 254-258.
28. Перепелкина Л.П. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения устного народного творчества // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2019. № 4 (14). Научно-богословский журнал. Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019. 85 с.
29. Пранцова Г.В., Перепелкина Л.П., Видишева В.П., Ключарева И.М. Фольклор в школе: практ. Пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. С. 67-79.
30. Пропп В. Жанровый состав русского фольклора // Поэтика фольклора. (Собрание трудов В.Я. Проппа.) Составление, предисловие и комментарии А.Н. Марты новой. М.: Лабиринт, 1998. 352 с.
31. Пантелеева Н. Народная игровая культура в дошкольном возрасте // Детский сад от А до Я. 2019. № 4. С. 40-48.
32. Пигарева О. Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности. «Международный образовательный портал МААМ» Эл № ФС77-57008. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/yefektivnoe-razvitie-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-folklora-i-teatralizovanoi-dejatelnosti.html.
33. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск: Дет. лит., 1994. 424 с.
34. Фокеев А.Л. Устное народное творчество и древнерусская литература. Саратов: Наука, 2011. 163 с.