Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы формирования нравственности у подрастающего поколения во все времена привлекали внимание философов, педагогов, религиозных деятелей. Явления и события, происходящие в современном обществе, нередко способствуют разрушению нравственных норм, традиций, обычаев. Они настолько серьезны, что вызывают обеспокоенность педагогов, родителей, ученых, руководства страны, что в немалой степени способствует появлению ряда нормативных документов, регулирующих процессы воспитания в нашей стране. Кризис нравственности в настоящее время рассматривается как угроза государственности.
Современное развитие общества привело к тому, что подрастающее поколение находится в своего рода духовно-нравственном вакууме, что затрудняет выбор личностно значимых духовных ценностей и нравственных ориентиров. Необходимо, чтобы у ребенка была прочная и сильная душа, опирающаяся на ясные и вечные духовные ценности, и нравственные качества, служащие духовно-нравственными ориентирами. В этой ситуации особенно остро встает проблема формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения, начиная с детей дошкольного возраста.
Приоритетная роль в формировании нравственных представлений у детей принадлежит фольклору. В устном народном творчестве сохранились неповторимые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с былинами, поговорками, сказками, пословицами, мы приобщаем их к национальным и общечеловеческим ценностям. Воспитание детей на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Несмотря на значительный потенциал фольклора в формировании у детей дошкольного возраста нравственных представлений, данный материал недостаточно используется педагогами образовательных организаций.
В 50–80-е годы ХХ века ученые разработали теории и методики нравственного воспитания (А.П. Усова, В.А. Жуковского, Ф.И. Нечаева, В.Г. Маркова и другие), где акцент был сделан на инструменты: сущность художественных средств (литературы, искусства, их собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.).
В начале ХХI века проблема нравственного воспитания рассмотрена в работах В.И. Новиковой, Н.В. Перчун, В.С. Мухина, Г.Ф. Рахматуллина, С.А. Чернышова и др.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей.
Предмет исследования: влияние фольклора на духовно-нравственное воспитание детей.
Цель исследования: выявить влияние фольклора на духовно-нравственное воспитание детей.
Задача исследования:
1. Рассмотреть понятие «духовно-нравственное воспитание».
2. Определить влияние фольклора на духовно-нравственное воспитание детей.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Духовно-нравственное воспитание детей (формы, методы, условия)
Характеризуя современный мир, в первую очередь, следует отметить нарастающий кризис духовно-нравственной сферы общества. Главными чертами духовного кризиса являются агрессивность и безмолвие современного общества. Опросы, анкетирование и диагностика учеников в школах показывают, что молодые люди плывут по течению, происходящих в мире событий, им не хватает духовной опоры и ответов на вечные вопросы бытия.
Неслучайно в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.), подчёркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, а важнейшими задачами воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры» .
У большинства родителей, учеников встает вопрос о том, зачем ребенку в школе так необходимо изучать духовность, православие, основы мировых религий, считая, что дети и так сильно загружены в школе обширной учебной программой.
Для избежания данных вопросов необходимо обратиться к данному вопросу с исторической точки зрения. Российская общность, российский менталитет и российская государственность на протяжении не одного тысячелетия складывались на основе православных культурных традиций.
Углубляясь в вопрос православной духовности, следует отметить, что православие основывается на милосердие, заботе о душе и о Боге – этими чертами на протяжении истории и характеризуется русский народ.
Одной из задач, которая стоит перед духовно-нравственным воспитанием, является сохранение преемственности поколений. Обществу необходимо сохранить основы культурно-педагогической традиций нравственного и духовного развития личности ребенка.
Повышенное внимание государства к проблемам воспитания новых поколений неслучайно. Некоторые авторы отмечают утрату семейных ценностей . Вызывает тревогу утрата патриотизма, любви к Родине, чувства единства, гордости за свою страну, что является необходимым атрибутом крепкого государства, его дальнейшего функционирования. В целом можно говорить об изменениях идеалов и ценностных установок за последние несколько десятилетий. На решение проблем направлены следующие действия государства в сфере образования:
Во-первых, совершенствование и дополнение образовательного законодательства, постоянное внесение корректив с учетом появившихся новшеств.
Так, в условиях, требующих проведения занятий в дистанционной форме, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появилась норма, подтверждающая возможность ее применения даже для проведения итоговой аттестации, если иной способ проведения невозможен.
Во-вторых, увеличение финансирования сферы образования, ее отдельных элементов. Можно обратить внимание на программу «Развитие образование до 2025 г.» , которая предполагает постепенное увеличение финансирования проектов, обозначенных в программе на период с 2018 до 2025 г. В-третьих, активная разработка проектов национального и регионального значения, затрагивающих интересы не только государства, но и личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета Российской Академии образования. 2008. № 1 (39). С. 26-27.
2. Асылбаева, Ж. У. Влияние фольклора нa духовно-нравственное воспитание / Ж. У. Асылбаева, Н. Н. Медетбекова, М. А. Мураталиева // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. – 2021. – № 1(25). – С. 57-63
3. Афанасьев А. Н. Народ – художник // Миф, фольклор, литература. М.: Советская Россия, 1986. – с. 6
4. Ахтырская Е. Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47–50
5. Белинский В. Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия. – М.: ОГИЗ, 1974. – Т. 2
6. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013
7. Божок А.Л. Использование социокультурных технологий для приобщения школьников к фольклорным традициям // Начальная школа. 2013. №11. С. 85–89.
8. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. – СПб.: Издание Д. Е. Кожанчикова, 1861. – Т. 1.
9. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для вузов / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – с. 49
10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2010
12. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – с. 20
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Рос. Федерации [принято 26.12.2017 г. № 1642] [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. – URL:http://docs.cntd.ru/document/ 553265120
14. Педагогический словарь духовно-нравственных понятий. Электронный ресурс. URL: http://metodika.68edu.ru/docs/vladimir/metod/slovar_dukhov.pdf
15. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1981. – с. 41
16. Рязанова, Н. А. Фольклор как способ развития духовно-нравственного потенциала у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Рязанова // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 175-182
17. Токмачева, М. А. Духовно-нравственное воспитание в семье: Исторические тенденции [Электронный ресурс] / М. А. Токмачева // Изв. Саратов. ун-та. – Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-semie-istoricheskietendentsii
18. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 14. – М., 1980. – с. 534
19. Ушинский К. Д. Родное слово. – М.; Л. 1948. – с. 299