Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время в нашей стране растет интерес и внимание к музыке и другим видам народного творчества. Подлинно художественной и естественной основой музыкального воспитания детей является фольклор страны, к которой они принадлежат, как среда, в которой искусство органично сливается с жизнью и мировоззрением народа. Народное искусство предлагает детям встречу с мелодичными и искренними мелодиями, подлинными, живыми, образными и нежными родными языками.
Музыкальный фольклор — это уникальная самобытная культура наших предков, признанная в современном обществе как важный элемент духовности, преемственности поколений и приобщения к истокам национальной жизни.
Фольклор — это поэзия, созданная народом и потребляемая массами, отражающая их трудовую деятельность, общественную жизнь, быт, знания о жизни, природе, культы и верования. Фольклор воплощает в себе народные верования, идеалы, стремления, поэтическое воображение и богатейший мир мыслей, чувств и эмоций.
Фольклор играет все большую роль в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения, в развитии его творческих способностей.
В воспитании детей обращение к музыкальному фольклору предоставляет широкие возможности для педагогического творчества и смелого поиска инновационных педагогических и обучающих методов.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора играет незаменимую роль в обогащении эмоций и языка детей дошкольного возраста, формировании их отношения к окружающему миру, в общем развитии и воспитании личности.
На современном этапе основной задачей музыкального воспитания дошкольников народной музыкой является обращение к народной музыке с самого раннего младенчества, когда у детей только закладываются основные понятия, формируется речь и мышление, развиваются способности, навыки и умения.
Многие исследователи (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Л.В. Кокуева, Л.Е. Стрельцова, Л.И. Мельникова, А.Н. Зимин, Е.Г. Речицкая, О.Н. Грачева и др.) Известно, что труды отметили важность приобщения детей к устному народному творчеству, определили цели и задачи ознакомления дошкольников с произведениями фольклора, разработали методы и приемы развития и воспитания детей на основе фольклора.
Преднамеренное и систематическое использование музыкального фольклора в детских садах закладывает основы физического и психического здоровья детей и определяет успех или неудачу их общего развития в раннем детстве.
В связи с вышеизложенным, тема исследования - " Жанры русского музыкального фольклора как основа музыкального воспитания детей".
Объект данного исследования – детское воспитание.
Предмет исследования - процесс воспитания детей с помощью музыкального фольклора.
Целью данной курсовой работы является исследование особенности воспитания детей посредствами музыкального фольклора.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть задачи:
Изучить понятие музыкального фольклора и его роль в дошкольном образовании, основываясь на теоретических исследованиях;
Рассмотреть особенности детского воспитания с помощью музыкального фольклора в дошкольных учреждениях.;
Выявить методы и приемы обучения детей дошкольного возраста через музыкальный фольклор и проанализировать результаты.
Методами исследования является анализ психологической и педагогической литературы.
ГЛАВА 1. Вопросы детского воспитания через музыкальный фольклор
1.1 Понятие музыкального фольклора
Фольклор — это устное и музыкальное народное творчество. В широком смысле, помимо устных жанров, он включает в себя все народное творчество, являющееся выражением духовной (а иногда и материальной) культуры народа, включая язык, верования, ритуалы и ремесла.
Коллективное творчество народа отражает его трудовую деятельность, общественную жизнь, распорядок дня, знания о жизни и природе, культы и верования. Фольклор — это искусство, созданное народом, для народа.
Фольклор — это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.
Формируясь в процессе общественного труда, фольклор воплощает богатый мир народных верований, идеалов, стремлений, поэтического воображения, мыслей, чувств и переживаний, протеста против эксплуатации и угнетения, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой народный опыт, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов и силой творческих обобщений.
Богатые темы, мотивы, формы и образы фольклора завязываются в сложном диалектическом единстве коллективного художественного сознания и индивидуального творчества. На протяжении многих веков народные коллективы отбирали, совершенствовали и обогащали решения, найденные отдельными мастерами. Преемственность и устойчивость художественных традиций (в которых высвобождается индивидуальное творчество) сочетается с изменчивым и разнообразным воплощением этих традиций в отдельных произведениях.
Для всех видов фольклора характерно, что создатель произведения одновременно является и исполнителем, а исполнение, наоборот, может быть вариантом творчества, обогащающим традицию. Важно, что исполнители находятся в тесном контакте с получателями их искусства и сами могут выступать в качестве участников творческого процесса.
Народная поэзия — это коллективное языковое художественное творчество определенной этнической группы, а фольклор - совокупность его видов и форм. Языковое искусство — это результат процесса формирования человеческого языка. В доклассовых обществах оно отражало зачатки человеческих знаний, религиозных и мифологических представлений и было тесно связано с другими видами человеческой деятельности. В процессе социальной дифференциации возникли различные виды и формы языкового искусства, которые выражали интересы различных обществ, групп и классов.
Песни, танцы, хороводы, праздники и фестивали передавались из поколения в поколение как самые прекрасные моменты в жизни людей и как то, что нужно передать следующему поколению.
Состоятельность жанра, тематики, образности и поэтики устного фольклора обусловлено разнообразием социально-бытовых функций, а также сочетанием способов исполнения (соло, хор, хор, солист), текста и мелодии, интонации и движения (пение, пение и танец, рассказ, актерская игра, разговор и т.д.). На протяжении истории некоторые жанры претерпевали значительные изменения, исчезали, и возникали новые жанры. Трудовые песни, обрядовые песни и заклинания были широко распространены среди большинства древних азербайджанцев. В период зарождения государства сложился классический героический эпос, затем исторические песни и баллады. Позже сформировались нетрадиционные лирические песни, романсы, частушки и другие малые лирические жанры, и, наконец, возник рабочий фольклор (например, революционные песни).
Народная музыка - музыкальный фольклор — это коллективное творчество народа вокальной (прежде всего певческой), инструментальной и комбинированной вокально-инструментальной музыки, обычно бытующее в бесписьменной форме и передающееся через исполнительские традиции. Музыкальный фольклор является достоянием всего народа и существует прежде всего благодаря исполнительскому искусству талантливых коренных жителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. https://sibmama.ru/poteshki.htm
2. http://iamruss.ru/russian-folk-lullabies/
3. «Любимое чтение» - Москва Издательство АСТ
4. «Пословицы и поговорки русского народа» -Москва – 2008 г.
5. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова москва – 2005 г.
6. Поэтические воззрения славян на природу. СПб, Афанасьев А.Н. 1865-1869.
7. Былины о богатырях земли русской. / Сост. А. Н. Нечаев. М.: ООО Издательство «Родничок», 2018.
8. Русские хороводы и хороводные песни. -Владыкина-Бакинская Н. М. – М.; Л.: Музыка, 1951.
9. Семенова М.В. Мы – славяне. Популярная энциклопедия. – М.: Азбука-классика, 2009.
10. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области / Сост. В.Бахтин. Л , 1982.
11. Сказки народов России. Минск: изд. Юнацтва, 1988 – planetaskazok.ru/nanaiskye
12. Устинова Т.А. Русские народные танцы. – М.: Искусство, 1965.
13. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.: Искусство-СПб, 1997.
14. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство. - М.: Художественная литература, 2016. - 590 c.
15. Померанцева Мифологические персонажи в русском фольклоре / Померанцева, Эрна. - М.: Наука, 2017. - 192 c.
16. Как собирать фольклор / Д.М. Балашов. - М.: Знание, 2013. - 781 c.