Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования объясняется ролью речи во взаимодействии людей. Неслучайно речевое развитие является одной из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к установлению и расширению контактов. Благодаря вербализации мысли происходит развитие познавательной сферы ребенка, формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает действительность. На шестом – седьмом году жизни круг общения детей становится гораздо шире. Это происходит не только благодаря увеличение лексического запаса, но и развитию произвольной регуляции, позволяющей сдержать импульсивные побуждения. Следовательно, общение становится более устойчивым, продолжительным, наполненным интересным содержанием. Участие в разговоре осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является неотъемлемым условием проявления собственной активности.
Развитию диалогической речи детей дошкольного возраста посвящались многие работы, имеющие методический характер. В частности, для 30-х – 40-х годов прошлого века – исследования Е.И. Тихеевой; для 50-х – 60-х годов – труды Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, О.И. Соловьевой; для 70-х – 80-х годов – десятки публикаций A.M. Бородина, Ф.А. Сохина; в 90-е годы свой вклад в разработку научной проблемы внесли М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина. Вопросы экспериментального развития диалогической речи стали осуществляться относительно недавно (Н.К. Усольцева, И.С. Низметдинова, A.B. Чулкова, A.A. Соколова), поэтому некоторые аспекты до сих пор не изучены.
Анализ классических и современных лингвистических источников, характеризующих диалог (М.М. Бахтин, Е.А. Брызгунова Т.Г. Винокур, Н.С. Рождественский, Л.B. Щерба, Л.П. Якубинский и др.), выявил необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Такое представление привело к обеднению содержания методической работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик уделялось недостаточно внимания. Данные обстоятельства актуализируют настоящее исследование, тема которого формулируется следующим образом: «Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – состояние речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность мероприятий, направленных на развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) обозначить педагогические условия и методы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) осуществить диагностику развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) описать опыт развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, обобщить результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (наблюдение, беседа, формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является тем жизненным этапом, когда начинается постепенная подготовка к изменению социальной позиции ребенка: совсем скоро ему предстоит пойти в школу. Ко времени поступления в первый класс он должен окрепнуть физически, быть способным управлять импульсивными побуждениями, свободно контактировать с окружающими, проявлять осознанную познавательную активность для дальнейшего освоения окружающего мира. Вот почему так важно сформировать совокупность компетенций, чтобы впоследствии ребенок мог успешно интегрироваться в группу сверстников нового коллектива и эффективно сотрудничать со школьными педагогами. Но всё это впереди. Пока же происходит совершенствование всех процессов, их качественных изменений.
Прежде всего, отметим, что в старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, более гармоничными становятся пропорции его тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается их согласованность, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости корпуса становится проще выполнять упражнения на сохранение равновесия. В частности, дети 6-го года жизни значительно выносливее своих младших товарищей. В деятельностном отношении воспитанники старшей группы характеризуются большей осознанностью, на что указано в практикуме по возрастной психологии, изданном под редакцией Л.А. Головей [11].
В данном источнике охарактеризованы особенности мышления детей. На протяжении дошкольного возраста его развитие проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного до словесно логического. Наглядно-действенное мышление развивается у ребенка с 3 – 4 лет. На основании наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление. К 6-ти годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Вместе с тем «форма наглядно-действенного мышления окончательно не исчезает» [11, с. 41]. Она переходит на более высокий уровень, как бы оставаясь в запасе. Опора на указанный тип мышления происходит при столкновении с новыми умственными задачами. К примеру, педагог вовлекает детей разных возрастов в игры познавательного характера. Если воспитанники средней и тем более младшей групп сразу приступают к решению поставленных перед ними задач, то старшие дошкольники вначале проводят предварительный анализ поступившей информации. Они осмысливают содержание задачи, затем выдвигают предположение о возможных путях решения.
По своим характеристикам головной мозг ребенка 6-го года жизни в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. И воспитатели, и родители замечают, что по сравнению с предыдущими этапами развития теперь дети больше интересуются окружающей действительностью, пытаясь узнать, как устроен мир, на основе каких принципов осуществляется социальное взаимодействие, каковы добавочные функции привычных им предметов. Другими словами, мышление обеспечивает познавательное развитие, которое осуществляется благодаря умению наблюдать, анализировать, сравнивать. Дети 6-го года жизни могут проводить простейшие измерения, экспериментировать с природными и рукотворными объектами, делать верные умозаключения. Одним из ярко выраженных показателей познавательного развития является умение задавать вопросы. Они возникают при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в процессе собственных рассуждений. Предположим, зная о суточной цикличности, ребенок 6-го года жизни может задать вопрос: «Куда днем исчезают звезды с неба?». А осведомленность о цикличности движения небесных тел, подтолкнет к тому, чтобы уточнить: «Почему на небе то луна, то месяц?». На 7-м году жизни возникает потребность узнать больше о физиологии человека, и тогда примером познавательного вопроса становится такой: «Что главнее для человека – мозг или сердце?» или такой: «Когда отдыхает сердце?».
Ближе к завершению обучения в старшей группе дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Для многих становится привлекательным решение познавательных задач, на что указывает содержание сюжетно-ролевых игр, участие в проектной деятельности, характер общения с ровесниками. У детей 6-го – 7-го года жизни уже хорошо заметна дифференциация интересов, в соответствии с чем они проявляют повышенную активность к каким-то конкретным делам. И если некая область не привлекает ребенка (например, мальчиков подготовительной группы, как правило, не интересуют цветы, в то время как их сверстницы девочки с удовольствием включаются в наблюдение за всеми стадиями роста и развития растений), то он вряд ли будет активен: «то, что удивляет, привлекает, интересует – способно разжечь огонь поиска и познавательной активности» [10, с. 26]. Все остальное не попадает в их зону восприятия.
В старшем дошкольном возрасте восприятие определяется особенностями самого предмета. Поэтому детям «бросается» в глаза то, что сильно выделяется на фоне других предметов, но не является существенным. Отсюда ребенок – 6-го – 7-го года жизни часто путает похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Ближе к завершению детского сада у воспитанников завершается формирование всех видов анализаторов. По этой причине у старших дошкольников существенно уменьшится количество ошибок в цветоразличении, повысится его точность. На 6-м году жизни происходит усовершенствование кинестетической тактильной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.В. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия», 2014. – 400 с.
2) Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: метод. пособ. – СПб.: Речь, 2016. – 128 с.
3) Вдовина Н.А. Опытно-экспериментальное исследование памяти детей старшего дошкольного возраста // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. №3(91). – с. 7-13.
4) Вострецова Н.В. Исследование сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. – 2020. № 5(46). – с. 188-195.
5) Галеева Е.В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Галеева, Н.Н. Бартош // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. Т. 5. №2. – с. 127-131.
6) Донцов Д.А. Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах – начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью // Вестник практической психологии образования. – 2017. №3(52). – с. 94-106.
7) Князева Д.А. Повышение квалификации педагогов по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сб. статьей научн.-практ. конф. – Челябинск, 2019. – С. 332-336.
8) Марусинец М. Изучение познавательной активности // Кирейчева Е.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе: методическое пособие. – Ростов/н/Д: Феникс, 2018. – 94 с.
9) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
10) Муродходжаева Н.С. Навстречу открытиям вместе: опыт применения системно-деятельностного подхода к организации исследовательского обучения дошкольников // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: сб. докладов IX Межд. науч.-практ. конф. – М.: Исследователь, 2018. – с. 24-29.
11) Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2016. – 694 с.
12) Рычагова Е.С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 23 с.
13) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
14) Трифонова Е.С. Педагогические условия формирования речевой личности детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. № 2. – с. 126-135.
15) Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861053.htm. Дата обращения: 17.12. 2020.