Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек по своей природе существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди них и умирает в их окружении. Все это окружение, состоящие из людей, принято называть обществом.
По аналогии О. Конта, основоположника социологии, общество представляет из себя один большой организм, а органами в нем выступают социальные институты. Таким образом, все социальные институты связаны друг с другом и образуют общественную систему. Исходя из этого следует считать, что без налаженной работы органов не будет существовать и сам организм. Институты, как и органы, выполняют свои задачи, но лишь в совокупности работы каждого из них, общество может существовать и развиваться.
Глава 1. Понятие общественные институты
Глава 1.1. Сущность понятия общественных институтов
Общественный институт – это устойчивая, организованная форма деятельности групп, общностей людей, социальных слоев, форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает функционирование общественных отношений. Социальные институты возникают в процессе общественного разделения труда и общественных отношений в пределах социальной организации общества. Их деятельность может быть охарактеризована с внешней и внутренней стороны. Внешние общественные институты – это совокупность лиц, учреждений, обладающих определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Содержательная, внутренняя сторона деятельности социальных институтов – определенный набор стандартов поведения конкретных лиц в конкретной ситуации. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для определенного социального института, а также системой санкций 7, с. 56.
Глава 1.2. Признаки, цели и задачи общественных институтов
Применяя понятие «социальный институт», чаще имеют в виду разного рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:
постоянство и прочность взаимодействий между участниками связей и отношений;
четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связей;
регламентация и контроль над взаимодействием субъектов;
наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов. А сам процесс организации и регулирования общественной жизни, упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений называется институционализацией.
Процесс институционализации содержит ряд моментов. Одно из необходимых условий появления социальных институтов-это соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей с целью удовлетворить те или иные социальные нужды. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. др. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации 11, с. 275.
К общим признакам социального института можно отнести:
выделение определенного круга субъектов, которые в процессе деятельности вступают в отношения, которые приобретают устойчивый характер;
определенную (более или менее формализованную) организацию;
наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
наличие социально значимых функций института, интегрируют его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.
Глава 1.3. Процесс формирования сознания и поведения человека
Сознание – это высшая, наиболее развитая и сложная форма отражения, которая присуща только человеку. Возникнуть она могла лишь благодаря тому, что представляла собой дальнейшее развитие тех менее совершенных форм отражения, которые сформировались в процессе эволюции живых организмов.
Некоторые из этих форм, например, психика высокоразвитых животных – приматов, очень подобны человеческой сознания, однако последняя как форма отражения действительности характеризуется определенными качественными отличиями.
Прежде всего, человеческое сознание существует в форме мыслей, целей, норм, в которых находят свое отражение различные предметы и их свойства, а также отношения между ними.
Кроме того, сознание неразрывно связано с языком, так как мысли воплощаются в словах и речевых конструкциях, благодаря ему они могут сохраняться и передаваться другим людям. Воспринимая слова или фразы, сказанные или написанные кем-то другим, человек опять-таки превращает их в формы своего сознания 5, с. 21.
Также сознание может существовать в форме не только индивидуального сознания, то есть в форме понятий или идей какого-то отдельного человека, но и в форме группового (например, национального или классового) и общественного сознания. Органом, с помощью которого человеком осуществляется сознательное отражение действительности, является мозг, но его наличие только мозга еще не достаточно для возникновения сознания. Для развития сознания человек должен жить среди людей, постоянно общаться с ними и заниматься различными видами деятельности. Это значит, что сознание может развиваться лишь в обществе.
Многогранность духовной жизни общества включает в себя духовное производство, общественное сознание и духовная культура.
Духовное производство осуществляется в неразрывной взаимосвязи с другими видами общественного производства. Как чрезвычайно важная составляющая общественного производства духовное производство-это формирование духовных потребностей людей, прежде всего производство общественного сознания. Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воспроизводят общественное бытие, они выработаны человечеством в процессе освоения природы и социальной истории.
Общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и творит его, осуществляя опережающую, прогностическую функцию относительно общественного бытия.
Опережающая роль общественного сознания именно и проявляется в ее социальной активности. Она связана главным образом с научно-теоретическим уровнем отражения действительности, глубоким осознанием субъектом своей ответственности за прогресс общества. Теории, идеи не могут ограничиваться только идеальным существованием, а, отражая определенные интересы людей, способны превращаться в реальность, воплощаться в практику. Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные его носители – человек, социальные группы, общности, конкретные личности и другие субъекты. Без основных носителей общественного сознания – конкретных людей – оно невозможно. Поэтому общественное сознание способно существовать и полноценно функционировать только в индивидуальном, то есть через индивидуальное сознание, которое является духовным миром данной конкретной личности, ее взглядами, чувствами, представлениями, настроениями 5, с. 110.
Общественное сознание является чрезвычайно сложным явлением, которое имеет динамическую структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов структуры общественного сознания (его различные уровни – обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественные психология.
Обыденное и теоретическое сознание характеризует определенный срез структуры общественного сознания, фиксируя его компоненты по мере проникновения в сущность тех явлений общественной жизни, которые выступают объектом познания. Обыденное сознание как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей развивается на основе их повседневного опыта.
Глава 1.4. Взаимосвязь общественных институтов с сознанием и поведением человека
Управление с помощью социальных институтов предполагает управление через разделяемые, институционализированные нормы. Существование нормы предполагает, что есть что-то вне нормы, что в нее не укладывается. Поведение за пределами социальных норм – это ненормативное, девиантное поведение, которое не ожидается окружающими и может наказываться. В каждом обществе складываются свои нормы, хотя почти всегда можно выделить универсальное нормативное ядро, состоящее из норм (не убей, не укради, не лги). Социальный институт и включает такие нормы, часть из которых есть нормы универсальные, а часть – действуют только в определенном обществе. Нормы поведения закреплены в действующем законодательстве, которое предполагает наказание за несоблюдение определенных норм. Таким образом, происходит легальное закрепление норм. Однако существует такое понятие, как легитимные нормы, когда они воспринимаются как правильные и мнение об их правильности разделяется людьми, т.е. существует согласие относительно данных норм. Легитимизация норм связана с их осознанием, пониманием необходимости и правильности, согласием следовать этим нормам, верой в их правомерность, внутренним разделением норм. Правила в большей степени относятся к поведенческому аспекту в социальных институтах, предполагая поведение, которое либо поощряется, либо наказывается.
Воздействие с помощью устанавливаемых норм предполагается как на уровне общества, так и на уровне индивида. Нормы, с одной стороны, «спускаются» индивиду обществом, но, с другой стороны, они должны пройти через индивидуальное сознание, т.е. стать разделяемыми индивидом нормами. Только в таком случае возможно осуществление социального управления, которое реализуется через нормы, ценности, интересы и с учетом потребностей и ценностей тех, кем управляют. Социальное управление представляет собой способность оказывать влияние.
Итак, влияние рассматривается «как одно из обобщенных символических средств социетального взаимообмена, наряду с деньгами и властью. Оно состоит в способности добиваться от других социальных агентов желаемых решений, не предъявляя им в качестве соблазна какого-то ценного quid pro quo и не угрожая им какими-либо пагубными последствиями. Это влияние должно действовать через убеждение объекта воздействия в том, что решение, которое внушает ему субъект влияния, означает действие в интересах коллективной системы, в которой оба солидарны» [3. с. 27].
Управление, как известно, есть воздействие, социальное управление – воздействие с помощью определенных средств (норм, ценностей, интересов). Социальный институт, собственно, и включает в себя эти средства, так как это те же нормы, ценности и образцы поведения, закрепленные в обществе как формально, так и неформально. Управление может осуществляться как на основе силовых методов, так и на основе авторитета и традиций.
При помощи социального контроля поддерживается стабильность общественных отношений, поскольку социальный контроль прежде всего задает критерии и параметры достигаемых целей. Прежде чем управлять, задают цель, социальный контроль влияет на «правильность» постановки цели, на выдвижение приоритетных целей, придание смысла деятельности. В этом смысле социальный контроль связан с идеологией, с определенным мировоззрением, со стратегическими целями общества или организации. Стабилизирующая функция связана с поддержанием порядка, существующих норм и ценностей, образцов поведения.
В демократическом государстве большое влияние на государственное управление оказывает гражданское общество, которое представлено различными общественными организациями и объединениями, сформированными на основе общих интересов и ценностей их участников.
Глава 2. Роль общественных институтов на примере ВС РФ
Глава 2.1. Функция армии как общественного института.
Функционирование социального института определяется совокупностью правил трансляции социального опыта от поколения к поколению, набором специфических форм передачи и освоения социальности, которая складывается в обществе.
По характеру организации институт армии относится к формальным. Осуществляя с помощью поощрения и наказания, управление, деятельность армии основана на четких принципах (законах, правовых актах, инструкциях, регламентах).
Социальный институт армии – полифункциональный. Да, армия, как социальный институт, выполняет ряд функций. Некоторые ученые среди них выделяют как внешние, так и внутренние.
К внешним функциям армии, как правило, относят следующие: обеспечение суверенитета государства, сохранение неприкосновенности границ, решение проблем, имеющих общечеловеческое значение, помощь жертвам агрессии, союзникам.
Среди внутренних следует выделить следующие: обеспечение власти господствующей социальной группы, прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, которые угрожают развалом государству, то есть сохранение ее территориальной целостности, воспитания у граждан готовности защиты своей Родины, формирование навыков морального поведения в дальнейшей трудовой деятельности, морально-психологическая подготовка молодежи к жизненным трудностям.
Глава 2.2. Описание и социологическое объяснение роли и функций армии
В настоящее время сложилось мнение, что армия – это социальный институт повышенного риска, где все зависит от политической конъюнктуры.
Трансформацию института армии можно рассмотреть в различных измерениях, при современных условиях развития обществ весьма актуальным становится ее анализ в плоскости глобализации. Военная глобализация – это глобализация санкционированного организованного насилия, которое находит проявление в постнациональных войнах, их материальном, культурном и идеологическом обеспечении [4, с. 74].
Военную глобализацию экономизирует наличие военно-промышленных комплексов индустриально развитых стран мира, что в следствие конкуренции между производителями оружия обуславливает гонку вооружения и ее постоянное усовершенствование.
Глобализационные процессы, доминирующие в современном мире, специфически влияют на армию и военную сферу в целом. Прежде всего, это отражается в том что:
1. Войско из закрытой корпоративной организации превращается в открытую доминирующую военную структуру сектора безопасности государства;
2. Военные действия требуют опережающего уровня кадрового и технологического оснащения;
3. Развиваются опережающие технологические решения в области космоса, нанотехнологий, биотехнологического синтеза или искусственного интеллекта и др.;
4. Коммуникативные системы имеют достаточный уровень доступности даже до самых закрытых сегментов военной организации. Существуют пути утечки в массовый доступ, а высокотехнологичная информационная открытость (как оружие), наоборот, дает возможность спрятать целые технологические системы от систем или структур врага;
5. Высокая технологичность современного войска настоятельно требует привлечения к его деятельности гражданских специальностей и специалистов, что улучшает связь войска с общественностью и обеспечивает более широкую перспективу его развития и восприятия в обществе;
6. Геополитические интересы и конфликты сейчас получили рычаги сдерживания в виде надкордонних факторов безопасности, которые представляют собой не только чрезвычайную опасность – как АЭС, магистральные енерголінії и трубопроводы или гидросистемы, но и выступают факторами защиты и факторами для создания военных союзов для выживания в период локальных военных действий;
7. Ориентация войска на оборону границ сейчас уже однозначно уступает новым реалиям полномасштабного вооруженного защиты от опасностей глобального характера: пожаров, инфраструктурно-технологических, климатических катастроф, ментально-идеологических аннексий территорий и тому подобное [5].
В частности, известный политолог У. Бек считает, что главной преобразовательной силой, которая радикально меняет мир первой модерности через рефлексивную модернизацию на мир второй модерности, является глобализация. Он убежден, что все эти процессы идут бок о бок с процессом индустриальной модернизации, являясь его прямыми последствиями, его продолжением. Ученый замечает: «Постнациональная война стала непредсказуемой. Если классическая война Первого модерна основывается на монополизации силы со стороны государства, то здесь происходит смещение границ войны через демонополизацию и приватизацию организованной силы – со стороны террористов, агрессоров, а также из-за глобализации опасностей и парадоксы понимания прав человека в других странах... Итак, миротворческие намерения и средства обеспечения мира, обосновывают и легімітизують новые формы войны» [10, г. 200].
Значительная часть ученых считает, что характерной чертой ХХ века была тотальная война. С 1914 г., отмечает Е. Хобсбаум, человечество «живет и мыслет в условиях мировой войны, даже если молчат пушки и не взрываются снаряды». Сочетание технологизации войны с геополитической конкуренцией привело к глобализации вооруженных конфликтов и противоборства [8, с. 102].
По мнению Э. Гидденса, переходу от ограниченной к тотальной войне способствовали индустриализация войны и рост массовой литаристской организации. В тотальной войне участвуют несколько антагонистических стран, которые имеют высокий процент мужского населения и мобилизуют всю экономику на военные нужды. Современные массовые милитаристские системы превратились в бюрократические организации и значительно изменили природу организации и ведения войн. Правительствами была введена всеобщая воинская повинность-призыв всех здоровых мужчин в определенных возрастных рамках [2, с. 419].
Имея экономическую, социальную и политическую основу в современном глобализированном мире создается сеть международного терроризма, что является следствием социального неравенства, политических несправедливостей и культурных асинхронізмів. Международный терроризм осуществляет свои акции в разных регионах мира выдвигая свои требования.
Глава 2.3. Структура и социальная организация армии
Вооруженные Силы Российской Федерации были созданы после распада Советского Союза.
7 мая 1992 г. Борис Ельцин подписал указ президента о создании Министерства обороны Российской Федерации и передаче всех войск Советских Вооруженных сил на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики под контроль России.[6] Главнокомандующим Вооруженными силами является президент России. Вооруженные Силы России были сформированы в 1992 году. Это самая мощная армия в Европе и одна из крупнейших военных сил в мире. По данным Credit Suisse, Россия занимает второе место в мире по мощи Вооруженных сил. Российские Вооруженные силы также обладают самым большим запасом ядерных боеголовок в мире.
Согласно российскому федеральному законодательству, Вооруженные силы наряду с пограничными войсками Федеральной службы безопасности( ФСБ), Национальной гвардией, Министерством внутренних дел (МВД), Федеральной службой охраны (ФСО), Службой внешней разведки (СВР), Главным управлением Генерального штаба (ГРУ) и Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС) образуют вооруженные силы России и находятся под непосредственным контролем Совета Безопасности России 9.
Вооруженные силы при Министерстве обороны делятся на:
- три «ветви вооруженных сил»: сухопутные войска, воздушно-космические войска и ВМФ;
- два отдельных рода войск: ракетные войска стратегического назначения и воздушно-десантные войска;
- спецназ Вооруженных Сил: Силы Специальных Операций и материально-техническую поддержку, которая имеет отдельный статус собственных войск.
Глава 2.4. Анализ роли вооруженных сил РФ на формирование сознания и поведения человека
Роль вооруженных сил РФ на формирование сознания и поведения человека заключается, в первую очередь, в патриотическом воспитании курсантов.
Патриотическое воспитание – имеет неразрывную связь с различными сферами жизни общества и базируется на своих экономических, социальных, политических и идейно-теоретических основах.
Для того, чтобы успешно выполнить свой конституционный долг в войсках молодому человеку, особенно в современных реалиях необходимо в первую очередь быть патриотом своего Отечества. Данное качество является стержнем патриотического воспитания.
В данном контексте рассматривается свободная, гуманная, духовная личность, способная самоопределиться в мире духовной культуры, обладающая качествами гражданина. Воспитание такой личности основано на развитие ее духовных потребностей, познания, самопознания, рефлексии, красоты, общения с родственниками, коллегами, творчества, уважительного отношения к природе, формировании автономного внутреннего мира, поиска смысла жизни.
Следовательно, патриотически-ориентированное воспитание конкретизирует сложившиеся в современных условиях само понимание сущности патриотизма как носителя определенных характеристик, являющихся проявлением многовекового развития российской государственности, источником и движущей силой всех преобразований осуществляемыми ее гражданами.
Формирование патриотических качеств молодых людей происходит в ходе обучения, воспитания и социализации молодых людей, при этом важным является усвоение молодежью «момента истины», что между их личным, семейным благополучием, достижением жизненных ожиданий в разных сферах деятельности, социальным статусом и служением своему Отечеству имеется сильная связь и прямая зависимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и исследование поведения как комплекса действий и поступков, проявления и формы деятельности, которая, прежде всего, является категорией социальной философии и охватывает цель, средство, результат и форму самого процесса деятельности, дают основания рассматривать «поведение» личности как социально-философскую категорию. Ее сущностное содержание на современном этапе трансформации общества раскрывается через такие категории и понятия, как человек, социум, деятельность, общественные и производственные отношения, общественная жизнь, личность и др. Сознательное, целенаправленно сформированное активное поведение человека как деятельность-залог эффективных, целесообразных изменений жизнедеятельности современного общества.