Фрагмент для ознакомления
2
Еще в древности люди считали, что лучшему запоминанию и про-никновению в суть предметов и явлений способствует умственная актив-ность. Например, в дискуссиях Сократа характерной чертой является по-становка проблемных вопросов и затруднение в поиске ответов. Этот же прием использовался в пифагорийской школе.
Идею умственной активности в дальнейшем поддерживал Ф. Бэкон, раскрывающий критическое отношение эмпиризма к истинам и требуя изучения истины достичь изучением действительности.
Вопросами активного обучения занимались и занимаются как зару-бежные педагоги и ученые (В. Оконь, О. Зельц, К. Дункер и др.), так и оте-чественные (С.Л. Рубинштейн, Т.А. Ильина, А.В. Вербицкий, Е.В. Кова-левская и др.). Чаще всего активное обучение рассматривается исследова-телями с точки зрения трактовки самого понятия и близлежащих понятий (проблемность, проблема, проблемная задача и пр.), а также характери-стики уровней проблемного обучения по различным предметам, в том числе технологии. Среди активных форм и методов обучения выделяют:
1. Проблемное обучение.
Проблемное обучение представляет собой такой тип обучения, при котором происходит активная и самостоятельная поисковая деятельность учащихся, результат которой – творческое овладение знаниями, умениями и навыками.
Исходя из исследований И.Я. Лернера, существует три вида про-блемного обучения:
1. Метод постановки проблемы — педагог создает проблемную си-туацию или ставит проблемный вопрос, который решается путем раскры-тия темы самим учеником.
2. Метод поиска — педагог создает проблемную ситуацию, решение которой ученики находят с помощью учителя.
3. Метод исследования — педагог создает проблемную ситуацию, задавая цель, а ученики определяют задачи для достижения этой цели и ищут пути решения. [Лернер И.Я., с.42].
Основные понятия проблемного обучения:
- задача – требует выполнения определенного порядка действий;
- вопрос – совершается одно действие;
- проблема – своего рода учебно-познавательная задача, однако она может не иметь решения;
- проблемная задача – большая учебно-познавательная задача, кото-рая требует провести специальный поиск для ее решения [Ильина Т.А., Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41].
Цель проблемного обучения – повышение уровня мыслительной дея-тельности учащихся и обучение системе умственных действий для решения любых задач.
Таким образом, проблемное обучение позволяет выполнить несколь-ко задач обучения:
1. Помочь учащимся усвоить систему знаний.
2. Способствовать развитию интеллекта и творческих способностей.
3. Формировать самостоятельность мышления.
4. Формировать гармонично развитую личность.
Во время проблемного обучения ученики знакомятся с методами по-знания и приобретают практические навыки в области синтаксического анализа.
Одним из средств проблемного обучения является постановка про-блемной ситуации – психического состояния личности, во время которого возникает потребность в познавательной деятельности, направленной на результат. Выделяют несколько типов проблемных ситуация:
• Возникновение проблемной ситуации в то время, когда необ-ходимо использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;
• Возникновение проблемной ситуации тогда, когда появляется противоречие между теорией и практикой;
• Возникновение проблемной ситуации во время появления про-тиворечия между почти достигнутым результатом задания и отсутствием знаний для теоретического обоснования;
• Возникновение проблемной ситуации тогда, когда не известен способ решения.
Методы проблемного обучения:
- монологическое изложение – сообщение педагогом фактов в задан-ной последовательности, необходимые пояснения, демонстрация опыта для их подтверждения. Здесь используются средства наглядности и техниче-ские средства, которые сопровождают текст.
Проблемные ситуации, как правило, создаются только для того, что-бы привлечь внимание учащихся. В данном методе ученик играет роль пассивного наблюдателя, поэтому самостоятельная познавательная дея-тельность здесь минимальна.
Соблюдаются все основные требования к построению урока, дидак-тические принципы и строгая последовательность. Используя этот метод, можно достичь лишь одной цели – пополнение запаса знаний дополни-тельными фактами;
- рассуждающий метод. Цель метода — сформулировать образец решения, своеобразный алгоритм. Для того, чтобы применить этот метод, учитель заранее составляет список вопросов, а затем применяет их в диа-логе с учащимися. Таким образом, ученики путем поиска ответов на во-просы учителя решают проблемную ситуацию;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. М.И. Ма-хмутова. – Казань: Издательство КГу, 1970;
2. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР. – 544с.;
3. Дайри Н.Г., Обучение технологии в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1966;
4. Дайри Н.Г., Как подготовить урок технологии. – М.: Просве-щение, 1969;
5. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Пе-дагогика, 1960. – 299с.;
6. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 378с.;
7. Ильина Г.А. Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41;
8. Ковалев В.И., Мотивы поведения и деятельности / В.И. Кова-лев; отв.ред. А.А. Бодалев. – М.: Наука, 1988. – 193с.;
9. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство НГГу, 2000. – 301с.;
10. Кудрявцев Т.В., Исследование и опыт проблемного обучение в книге «О проблемное обучении». – Вып.2. – М.: Высшая школа, 1969;
11. Лернер И.Я., Проблемное обучение. – М., 1974. – 64с.;
12. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 186с.;
13. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы тео-рии. – М.: Педагогика, 1975. – 80с.;
14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т., Т.1 / В.В. Да-выдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 1160с.;
15. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии: В 2т. Т.2. – М.: Педагогика, 1989;
16. Томина Е.Ф., Педагогические идеи Дж. Дьюи. – Вестник ОГу. – 2011. – №2 (121). – с.1-7;
17. Шамова Т.И., К вопросу о методах преподавания и учения. – Советская педагогика. – 1974. - №1;
18. Яковлева С.П., Развитие у учащихся интереса к изучению // страницы истории. – Вузовский сборник научных трудов. – Брянск. – 2011. – Вып.9. – с.2