Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Создавая бизнес, основной целью предпринимателей является обеспечение его успешности, стараясь укрепить свои позиции и развивая постепенно свою деятельность. Чтобы добиться наибольшего успеха в бизнесе, необходимо, в первую очередь, правильно выстраивать стратегию своего бизнеса.
Бизнес-деятельность любого хозяйствующего объекта имеет множество случайных факторов. Даже самая тщательно продуманная деятельность может испытывать трудные периоды в своем развитии. Различные риски этой деятельности должны быть максимально уменьшены.
Один из наиболее важных способов снижения бизнес-рисков – это дифференциация или диверсификация деятельности. Существует несколько различных её видов. На этапе принятия решений о вложении денежных средств в ту или иную сферу деятельности компании, можно выбирать различные варианты. Инвестирование всех средств в одну фирму оказывает ей максимальную поддержку, однако при этом компания становится полностью зависимой от внешних обстоятельств, которые негативно отражаются на субъектах предпринимательства. С другой стороны, при вложении средств в некоторое количество компаний зависимость становится намного меньше.
В хозяйственной деятельности предприятий могут быть использованы разные стратегические варианты развития и роста компаний. Одна из та¬ких альтернатив — дифференциация бизнеса.
Дифференциация бизнеса или продукции фирмы представляет собой расширение номенклатуры товаров, производи¬мых отдельным предприятием, либо выход на новые рынки сбыта и отрасли народного хозяйства. Дифференциация напрямую связана с применением денежных накоплений предприятий не только на производство продукции или создание контрольной системы над этапами производства, но и для организации новых типов производств, в других отраслях.
Актуальность данной заключается в том, что в бизнесе есть различные сферы, где её имеет смысл применять. Речь идет о том, что представляет собой дифференциация продукции или предоставляемых компанией товаров. Создавая дополнительные виды товаров, фирма в меньшей степени будет зависеть от рыночного спроса на отдельные ее виды. В целом, диверсификация бизнеса оказывает сильное влияние на возможности повышения экономической деятельности предприятия, поскольку расширяет спектр производимых товаров и позволяет выходить на новые для бизнеса рынки.
Объект работы – продуктовая дифференциация.
Предметом исследования выступают основные теории диверсификации бизнеса.
Целью работы является комплексный анализ теорий диверсификации бизнеса по продукту на примере финансовой организации.
В связи с этой целью выделяются следующие задачи:
рассмотреть сущность диверсификации бизнеса,
изучить основные теории и виды дифференциации,
проанализировать основы деятельности и возможности ее продуктовой дифференциации на примере финансовой компании,
оценить результативность проведенных мероприятий.
Работа состоит из трех основных частей, в которых рассматриваются теоретические основы диверсификации бизнеса, а также анализируются основные подходы к дифференциации продукции в финансовой области, перспективы дальнейшей деятельности.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области экономики предприятий, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Сущность и необходимость диверсификации бизнеса
Создавая бизнес, основной целью предпринимателей является обеспечение его успешности, стараясь укрепить свои позиции и развивая постепенно свою деятельность. Чтобы добиться наибольшего успеха в бизнесе, необходимо, в первую очередь, правильно выстраивать стратегию своего бизнеса.
Бизнес-деятельность, как правило, является сложным видом деятельности, потому что он подвержен многочисленным рискам. Одним из наиболее важных методов их минимизации является диверсификация. На этапе принятия решений о вложении денежных средств в тот или иной вид бизнеса, необходимо для снижения риска отбирать различные варианты действий. Инвестирование всех средств в одну фирму оказывает ей максимальную поддержку, однако при этом компания становится полностью зависимой от внешних обстоятельств, которые негативно отражаются на субъектах предпринимательства. С другой стороны, при вложении средств в некоторое количество компаний зависимость становится намного меньше.
Стараясь понять, что такое диверсификация бизнеса, обратим внимание на то, что в бизнесе существуют различные сферы, где возможно применение диверсификации, например, это касается продукции фирмы. Выпуская дополнительный вид продукции, компания в меньшей степени зависит от спроса на рынке.
Также диверсификация бизнеса может быть связана с освоением новых видов деятельности, выбором или смежных видов продукции, или освоением вертикальной интеграции [1, c.201].
Анализ западной практики развития бизнеса показывает, что интеграция вертикального и горизонтального характера обеспечивают самый значительный эффект развитию бизнеса на ранней и поздней стадиях его развития.
Основной задачей горизонтальной интеграции выступает закрепление и улучшение собственной деловой специализации предприятия, сокращение издержек производства, рост эффективности хозяйственной деятельности [4, c.182]. Часто к горизонтально объединенным предприятиям относят научно-производственные объединения, включающие в себя научные подразделения и организации из другой отрасли хозяйства, например, сельского хозяйства.
Помимо повышения конкурентоспособности фирмы при осуществлении горизонтальной интеграции преследуют цель расширения производимых продуктов или расширение своего географического присутствия.
Рисунок 1.1.1.Основные элементы диверсификации бизнеса
Вертикальная интеграция характеризует собой межотраслевое объединение предприятий, которое обеспечивает компании возможность ее развития во внешней рыночной среде [4, c.196]. Применение стратегии вертикальной интеграции возможно, когда компания в целях своего дальнейшего развития стремится использовать все возможности внешней среды путем проникновения на новые рынки сбыта, на которых компания еще не функционировала. Такая стратегия направлена на увеличение объемов продаж компании и всех ее показателей производства.
Вертикальная интеграция является одной из альтернатив стратегии роста бизнеса, которую еще называют наступательной стратегией. Вертикальная интеграция относится к стратегиям, которые обеспечивают компании внешний рост.
Диверсификация направлена на снижение рисков за счет приобретения активов, услуг, продуктов организацией. Это понятие используют также в более узком значении [6, c.225]. Например, в экономической деятельности диверсификация – это расширение активностей организации за пределы их основных бизнесов. В более широком смысле это стратегия, направленная на многопрофильную форму производства. Такая форма организации деятельности компании очень важна в современных рыночных условиях и оказывает существенное влияние на уровень конкуренции.
Диверсификация связана с изменениями, проводимыми компанией для повышения эффективности собственной деятельности, получения экономической выгоды и предотвращения возможного банкротства. В промышленности наиболее распространенными формами диверсификации являются конгломератная и концентрическая диверсификация [6, c.231]. Первая обычно осуществляется за счет приобретения высокорентабельных организаций из разных отраслей. А концентрическая – за счет того, что предприятие разрабатывает новые технологии для изготовления своей продукции в других отраслях. Это происходит на основе использования внутрифирменных разработок и применения технологий из других сфер.
Хотя эти два направления диверсификации и дополняют друг друга, произведенная продукция увеличивается только при применении подходов концентрической диверсификации, конгломератная может лишь способствовать перераспределению имеющегося капитала предприятия.
Таким образом, диверсификация бизнеса предприятий имеет множество направлений, которые направлены на минимизацию рисков компании. Так, например, дифференциация услуги подразумевает выделение отдельной ниши реализации существующих продуктов компании, отличных от товаров конкурентов.
1.2.Основные виды и методы дифференциации
Наиболее популярными являются такие виды диверсификации бизнеса, как горизонтальная и вертикальная. Последняя касается этапа сборки и обработки одних продуктов предприятия. Горизонтальная диверсификация связана с расширением ассортимента выпускаемой продукции для привлечения большего количества покупателей. Наилучшие варианты для предприятий – это совмещение двух основных видов диверсификации бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
Учебники и учебные пособия
3. Акулов В.Б. Теория организаций. – М.: Юнити Дана, 2015. – 337 с.
4. Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента. – Челябинск, 2011. – 412 с.
5. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2012. – 512 с.
6. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
7. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 782 с.
8. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Инфра-М, 2013. – 601 с.
9. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов./ Пер. с англ. под ред. Белых Л.П. – М.: Перспектива, 2013. – 465 с.
10. Бобров Ю.Г. Розничная торговля. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 226 с.
11. Бузырев В.В. Формирование системы организации инвестирования инновационных проектов в строительстве// Проблемы современной экономики. - №3. – 2015. – с.261-264.
12. Бузырев В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия. – М.: Кнорус, 2016. – 332 с.
13. Глинн Дж. Стратегия бизнеса. – Новосибирск: РАН, 2013. – 313 с.
14. Голов Р.С. Экономика и управление на предприятии. – М.: Дашков и К, 2013. – 400 с.
15. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий в торговле. – М.: Дашков и К, 2015. – 456 с.
16. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 288 с.
17. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Высшая школа, 2012. – 271 с.
18. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
19. Маленков Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2014. – 239 с.
20. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2013. – 318 с.
21. Памбухчианц О.В. Организация торговли. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
22. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2013. – 284 с.
23. Розанова Р.М. Экономический анализ торговой фирмы. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 279 с.
24. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. – 343 с.
25. Тугускина Г.Н. Торговый менеджмент. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 220 с.
26. Удальцова М.В. Сервисология. – М.: Омега-А, 2014. – 294 с.
27. Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2014. – 612 с.
28. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 591 с.
29. Шабалин А. Н. Инвестиционное проектирование. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2014. – 367 с.
30. Шеленг Н.С. Экономика торговли. – Вышейская школа, 2012. – 560 с.
Электронные ресурсы
31. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. – Доступ http://minpromtorg.gov.ru/
32. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Доступ http://institutiones.com/
33. Информационный портал о торговом бизнесе в России [Электронный ресурс]. – Доступ http://www.megamagnat.ru/