Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная курсовая работа посвящена «Изучение единиц лексико – семантической группы «Образование» на занятиях по РКИ.
Актуальность работы
В современных реалиях мы все больше и больше обращаемся к познанию языка, его форм, способах передачи информации, пытаемся понять его тонкости и особенности.
По этой тематике издано много работ, трудов, которые без сомнения заслуживают внимания. Но исследование многогранности языковых форм никогда не утратит свою значимость.
По мнению многих исследователей-лингвистов, русский язык является одним из наиболее сложных языков мира, аналогично говорят и граждане других государств, вынужденных вступить на тернистый путь познания многогранности русского языка.
Объект и предмет работы
Объект исследования – Теория и методика преподавания языков.
Предмет работы – Изучение лексико-семантических групп, при изучении русского языка, как иностранного.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является изучение основных лексических единиц в составе различных лексико-семантических групп, способствующих более глубокому изучению русского языка, как иностранного.
Научно - теоретической базой послужили: работы по теории языкознания В.И. Кодухова, И.А. Филиппова и С.Н. Сучков и др.
Задачи исследования:
1. Определение основных понятий лингвистики, использующихся при изучении русского языка.
2. Изучение основных лексико-семантических групп, применяемых на занятиях по русскому языку.
3. Поиск трудов филологов, способствующих более качественной передачи информации на русском языке иностранным гражданам в процессе обучения.
Методы исследования
В своей работе мы будем использовать следующие методы исследования: классифицирующий, методологический, выборки материала, аналитический.
Практическая значимость
Опыт, который мы получим при изучении данного вопроса позволит нам расширить спектр используемых материалов и источников для достижения поставленных перед собой целей, относительно исследования изучения русского языка, как иностранного.
Глава I. Общие вопросы лингвистики.
1.1. Лингвистика, как наука.
Языкознание, или лингвистика – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, а также классификации конкретных языков [1, С. 6]
Существует еще несколько синонимов данного понятия, таких, как: лингвистика или языковедение. Использование того или иного термина будет верным, в зависимости от выбранного исследователем контекста. В современной науке принято выделять три направления: естествознание, социальные науки, философия. Каждое из вышеперечисленных направлений имеет свои определенные особенности, но так, или иначе они находятся в тесном переплетении терминов и понятий, используемых при рассмотрении конкретных направлений исследований.
Лингвистика, как наука является подвидом социальных наук, прежде всего это обусловлено ее тесной связью с такими науками, как: история, психология, ряд педагогических наук.
Исходя из анализа различных научных трудов следует, что теснее всего она переплетена с этнографией и филологией, так как непосредственно изучает формирование языковых проявлений (терминов) в процессе жизнедеятельности того, или иного этноса, относительно «ареала его обитания», т.е. территориальной принадлежности.
По мнению В.И. Кодухова, с точки зрения формирования основ языковых форм и построения логических цепочек лингвистика больше тяготеет к литературоведению, которое и открывает все самые потаенные стороны языковых пластов, сформированных под действием не только различных эпох, но и множества второстепенных факторов, влияющих на обогащение и эволюцию самого языка, независимо от его этнической идентичности.
С исторической точки зрения, проблема возникновения языка стоит достаточно остро еще с древних времен, впервые о ней начали размышлять, или как это принято сейчас говорить – философствовать в античной древности, времена Платона, Евклида, Диогена и др. [2, С. 15]
Характерно, что именно с этих времен философия начинает приобретать современные особенности лингвистики, как науки, изучающей тонкости и грани изучаемого языка. Таким образом, все что сейчас нам известно о языке, как таковом, стало возможно благодаря фундаментальным основам, заложенным в глубокой древности.
На основании вышеизложенного можно проследить четковыраженную цепочку взаимозависимых лингвистических связей: развитие человека – развитие мышления – эволюция языка – эволюция «слова». С точки зрения лингвистики развитие языка имеет поступательное направление, т.е. иными словами, язык – изменчив, не постоянен, разнообразен и для своего обогащения использует все возможные инструменты, способные развивать его, не зависимо от их форм и направленностей.
Но, знания, есть знания. Люди рождаются, стареют и умирают, а искусство – вечно, главным образом по причине того, что оно врезано в исторические пласты, которые и формируют современные культуры. Рассматривая данное утверждение, мы опираемся на фундаментальные основы языкознания, которые представлены именно передачей мысли будущим поколениям, с целью их последующей систематизации, обобщения и анализа. В данном случае, особый интерес представляет такой способ передачи информации, как «образование».
Доподлинно неизвестна история становления данного термина, однако стоит отметить, что еще Пифагор отметил, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его» [3, С. 64]
В современных условиях, под термином «образование» принято воспринимать, как систему воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. [4]
Основные понятия, цели и принципы современного российского образования достаточно просты, не смотря на всю замысловатость использованных в нем терминов и фраз. Со времен Пифагора общее назначение рассматриваемого термина никоим образом не изменилось, так, например, И.А. Филиппова и С.Н. Сучков, считают, что современное общество вообще не мыслимо без образования, подвергая рефлексии саму его сущность и ценность в обыденной жизни.
Таким образом, сама лингвистика, изначально уже содержит в себе образовательный процесс как неотъемлемую часть исходных данных, полученных использованием метода рефлексии над определенным языковым феноменом или его проявлением.
Систематизирование информации позволяет выстраивать определенные взаимозависимые связи между словами и цепочками слов, связанных между собой определенной темой или смысловой направленностью. Учитывая тот факт, что смысловые единицы нельзя рассматривать в отрыве от определенной темы, именно количественный их фактор будет составлять элементы лингвистики.
Труды исследователей основ лингвистики свидетельствуют о том, что изучение основ возникновения лексических единиц способствует формированию своеобразного «национального» сознания, применительно к конкретно рассматриваемому языку, или языковой группе.
Богатство лексического состава языка обуславливает его отличительные особенности, присущие только ему, отличающие от других языков. По словарному составу языка можно судить о его развитости, а разнообразие способов его обогащения увеличивает его «живучесть».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы и материалов
1. В.И. Кодухов. Введение в языкознание. / Изд. Просвещение. М. – 1987. 291 с.
2. В.П. Даниленко. Общее языкознание и история языкознания. / Изд. Флинта., Наука. М. – 2009. 272 с.
3. В. Йегер. Ранее христианство. / Изд. «Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина». М. – 2014. 2016 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. И.А. Филиппова, С.Н. Сучков. Статья. Роль и значение образования в современном обществе. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-obrazovaniya-v-sovremennom-obschestve/viewer
6. Ф.П. Филин. О лексико-семантических группах слов. Хрестоматия, текст № 4.
7. Е.И. Пассов. Основы коммуникативной методики обучения иностранцев общению. М. – 1989.
8. Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков. – М., 1986. – с.82.
9. Русский семантический словарь. Под общей редакцией академика Шведовой Н.Ю. В 1 т. – М., 2002.
10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. 1935- 1940. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/870474
11. Poзeнтaль Д.Э., Teлeнкoвa M. A. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв [Электронный ресурс] - Mocквa, 1976. – Режим доступа: http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/?q=484
12. Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А., Лексикология русского языка практические задания и словарные материалы. Учебное пособие. – М., Флинта, 2019.
13. Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А., Лексикология русского языка практические задания и словарные материалы. Учебное пособие. – М., Флинта, 2019.
14. Виноградов В.В.Об основных типах русской семантических единиц русского языка // В.В. Виноградов. Избранные труды: Лексикология и лексикография. – М.: Наука. 1977. – С. 140 – 161.
15. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] – 2003 – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/449/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1
16. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962. [Электронный ресурс] – С. 18-19 – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=18
17. Вернер Йегер. Раннее христианство. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://esxatos.com/eger-rannee-hristianstvo-grecheskaya-paydeyya