Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной представлена информация о требованиях нового МСФО 8 «Операционные сегменты». МСФО 8, в отличие от предыдущей версии МСФО 14, рекомендует новый подход к определению и оценке финансовых результатов операционных сегментов на основе управленческой отчетности. Принимая во внимание тот факт, что идентификация и последующая оценка сегментов, подлежащих раскрытию, больше не основывается на существующих критериях финансовой отчетности, стандарт требует раскрытия всех случаев, в которых управленческая информация отличается от той, которая представлена в основных формах отчетности..
По мнению Совета по МСФО, внедрение МСФО (IFRS) 8 улучшит качество финансовой отчетности, поскольку подход «с точки зрения руководства» к сегментной информации позволит пользователям финансовой отчетности понять деятельность организации с точки зрения руководства.
Глава 1. Финансовая отчетность в контексте интересов пользователей по раскрытию информации в соответствии с МСФО
1.1 Финансовая отчетность: Состав и концепции представления информации
Цель и пользователи финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, определены в концептуальной основе финансовой отчетности (далее: концептуальная основа).
Цель финансовой отчетности по МСФО - предоставить финансовую информацию об отчитывающейся организации, которая будет полезна существующим и потенциальным инвесторам, кредиторам и другим кредиторам, когда они решат предоставить ресурсы этой организации.
Основными пользователями финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концептуальными основами МСФО, являются:
1) существующие и потенциальные инвесторы, вкладывающие венчурный капитал и заинтересованные в информации, которая помогла бы определить - купить, удержать или продать ценные бумаги, оценить способность компании выплачивать дивиденды;
2) существующие и потенциальные кредиторы, и другие кредиторы, заинтересованные в информации для определения риска, связанного с погашением кредитов и выплатой причитающихся процентов.
Различные группы ключевых пользователей финансовой отчетности имеют разные и даже противоположные информационные потребности и желания. При разработке стандартов финансовой отчетности МСФО стремятся предоставить набор информации, который удовлетворит потребности как можно большего числа ключевых пользователей. Однако сосредоточение внимания на общих информационных потребностях не мешает отчитывающейся организации предоставлять дополнительную информацию, которая является наиболее полезной для определенного подмножества ключевых пользователей.
Руководство отчитывающейся организации также заинтересовано в финансовой информации о компании. Однако руководству не нужно полагаться на финансовую отчетность, поскольку оно может получать необходимую информацию из внутренних источников.
Другие стороны, такие как регулирующие органы и общественность, которые не являются инвесторами, кредиторами и другими кредиторами, также могут счесть финансовую отчетность полезной. Однако такие отчеты в рамках Концептуальной основы не предназначены в первую очередь для этих других групп.
Российские законы и нормативные акты также содержат инструкции по бухгалтерскому учету. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна представлять достоверную картину финансового положения хозяйствующего субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и денежных потоков за отчетный период, что необходимо пользователям данной отчетности для принятия экономических решений. Это означает, что этот документ определяет цель финансовой отчетности аналогично МСФО.
Согласно Положению о бухгалтерском учете в Российской Федерации (№ 34н) пользователями отечественной финансовой отчетности являются менеджеры, учредители, участники, собственники имущества организации, инвесторы, кредиторы и другие пользователи; согласно ПБУ 4/99 - учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики. Эти пользователи также включены в список, представленный в Концептуальных основах МСФО, однако, в отличие от МСФО, российское законодательство не включает общественность в качестве пользователей.
Вопросы подготовки и представления финансовой отчетности в той или иной степени затрагиваются почти всеми международными стандартами, дейстᡃвующими в настоящее время, и в качестве специальных стандартов, таких как МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств», МСБУ 10 «События после отчетной даты», МСБУ 14 «Сегментная отчетность», МСБУ 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», МСБУ 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность», МСФО (МСБУ) 31 «Финансовая отчетность об участии в предприятии. совместное предприятие», МСБУ 34 «Промежуточный финансовый отчет».
Однако основным стандартом подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО является МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности». Он определяет критерии соответствия правилам МСФО в финансовой отчетности. определяет требования к существенности, непрерывности и последовательности представления; определяет обязательные элементы степени; дает рекомендации по составлению каждой из основных форм отчета; определяет общие требования к записи и оценке при составлении отчетов по объектам и транзакциям.
Пункт 8 МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:
1. Баланс;
2. Отчет о прибылях и убытках;
3. Отчет об изменениях в капитале, отражающий все изменения в собственном капитале или изменения в капитале, которые отличаются от тех, которые возникают в результате операций с собственниками основного капитала (акционерами);
4. Отчет о движении денежных средств;
5. Примечания, включая краткое описание основных элементов учетной политики и другие пояснительные примечания.
Пункт 28 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует, чтобы в пояснительных записках к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предоставлялась информация в виде отдельных форм отчетности (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале) и в виде пояснительных записок.
Согласно пункту 1 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции Приказа Минфина от 18 сентября 2006 г. 115н), отчет об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и отчет о целевом использовании полученных денежных средств. (форма № 6).
Таким образом, сравнивая обязательные компоненты финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, и требованиями российских стандартов, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в МСФО нет такого понятия, как «формы отчетности». Международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из составных частей финансовой отчетности, а также подробно регулируют процедуру составления финансовой отчетности (пункты 44-48 МСФО (IAS) 1). Практика российских правоохранительных органов пошла по иному пути. Минфин Российской Федерации как уполномоченный государственный орган, помимо общих требований к порядку подготовки бюджета, также утвердил бюджетные формы.
Инструкция по объему форм бухгалтерского учета и Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н).
В то же время, несмотря на установленный в соответствующем постановлении принцип, согласно которому утвержденные формы являются лишь основой для разработки организациями собственных форм отчетности, на практике большинство субъектов хозяйствования используют утвержденные формы отчетности без какой-либо проверки.
Во-вторых, в российской системе регулирования бухгалтерского учета и отчетности отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала служат приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS) 8 «ОПЕРАЦИОННЫЕ СЕГМЕНТЫ» (в ред. МСФО (IAS) 19, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н, поправок, утв. Приказом Минфина России от 17.12.2014 N 151н); Приложение № 37 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N 160н;
2. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете».
3. Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 г. №143н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ» (ПБУ 12/2010);
4. Зонова А.В., Чикишева А.Н. Повышение качества бухгалтерской отчетности организаций-экспортеров: представление информации по сегментам // «Международный бухгалтерский учет», 2011, №4.
5. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Бератор-Пресс, 2012. - 256 с.
6. Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. - СПб. Питер, 2013. - 176 с. - (Серия «Учебные пособия»)
7. Прошина М. МСФО поправились, или «стандартные» новинки под западным брендом // «Налоговый учет для бухгалтера», 2012, №2.
8. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. Издание второе, переработанное и дополненное./ О.В. Рожнова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 256 с.
9. Титова С.Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО // «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2014 №8.
10. Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности // «Международные бухгалтерский учет», 2014, №7.