Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из главных целей современного российского образования - это повышение интереса школьников к истории своей страны, своего края. В данном контексте следует отметить, что внеклассная работа по истории соединяет как воспитательный процесс, так и образовательный.
К сожалению, в последнее время, наблюдается существенное сокращение часов на изучение истории в школе. Это побуждает учителей к поиску других форм обучения и воспитания будущих граждан.
Решить эту проблему можно с помощью внеурочной деятельности по истории. Ведь она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность, в настоящее время, обязательный, взаимодополняющий компонент базового образования. В единстве с учебной деятельностью, внеурочная, позволяет решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся.
Также, внеурочная деятельность имеет значительно больше возможностей по сравнению с уроком, в частности временных. Она позволяет учителю в полной мере выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для полной реализации их творческого потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счёт работы в библиотеках, музеях, архивах.
Внеурочная деятельность может помочь учителю в сплочении класса. Ведь именно внеклассное мероприятие способствует объединению школьников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, а также воспитанию учащихся в духе товарищества и целеустремленности.
Внеурочная деятельность по истории предоставляет возможность школьникам приобрести более глубокие умения работы со справочной литературой, подготовить сообщения и доклады, а также выступить с ними перед детской и взрослой аудиториями.
В системе внеклассной работы школы особую роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы. Таким образом, на современном этапе актуальным становится рассмотрение системы «школьно-внешкольного образования», частью которого является внеклассная работа, позволяющая оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося.
Исторический вечер является одной из форм внеурочной деятельности по истории.
Объектом исследования является внеклассная, внеурочная деятельность по истории.
Предмет исследования – исторический вечер.
Цель исследования: рассмотреть возможности организации исторических вечеров во внеурочной деятельности по истории.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие внеурочной деятельности;
• Рассмотреть вопросы организации внеурочной деятельности по истории;
• Определить особенности исторического вечера как формы внеурочной деятельности;
• Предложить методическую разработку исторического вечера для учащихся 7-8 классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме внеурочной деятельности на уроках истории
1.1. Понятие внеурочной деятельности
Термин «внеурочная деятельность» не является в педагогической теории абсолютно новым. Но содержание его в различные эпохи менялось в зависимости от требований времени. В начале, в отечественной педагогике преобладали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа». Они рассматривались как составная часть учебно-воспитательного процесса в школах, а также как форму организации свободного времени школьников.
В 20-70 гг. XX века стал использоваться термин «внеклассная работа». Она рассматривалась в качестве дополнительных занятий для расширения и углубления знаний, умений, навыков учащихся.
В 1993 году внеклассная работа не рассматривается в педагогической теории. На смену ей приходит термин «внеурочная работа». Методисты выделяют ее основные задачи. Это: организация реальных дел для школьников, имеющих конкретный результат, создание благоприятных условий для реализации творческих способностей учащихся.
Некоторые российские исследователи, наряду с термином «внеурочная работа», придерживались и термина «внеклассная деятельность». К примеру, И.Я.Лернер и Л.М.Румянцев. Они рассматривали внеклассную деятельность как составную часть целостного педагогического процесса, которая основана на целенаправленной единой действующей программе организации и развития школьного коллектива.
Традиционными формами внеурочной работы в эти годы были: занятия в кружках, самодеятельных коллективах, работа в школьных трудовых бригадах, занятия по подготовке к самостоятельному чтению, подготовка докладов и т.д.
С 1980 гг. XX века содержание внеклассной деятельности меняется. Начинается активный поиск подходов для ее реорганизации .
С введением ФГОС общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого элемента обучения и воспитания подрастающего поколения, начинается процесс ориентации на личность ребенка и развитие его творческих способностей.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС – это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Эта деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы .
Согласно ФГОС любые образовательные учреждения должны «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Поскольку сегодня происходят прогрессивные сдвиги в характере труда, растет его интеллектуализация и творческая оригинальность, работник современного производства должен уметь быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически подготовленным к непрерывному обновлению производства, его организации. Именно к этому и должны готовить выпускников общеобразовательные учреждения. Таким образом, необходимо создать такую развивающую среду, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений, а наоборот, создавала условия для выявления и развития талантов .
Фрагмент для ознакомления
3
Заключение
Внеклассная деятельность по истории является неотъемлемой частью образовательного процесса. На рубеже XX-XXI веков понятие внеклассная деятельность пережило множество изменений и трансформировалось в понятие внеурочная деятельность. Также, модернизации подверглись и основные формы внеклассной работы. Традиционные формы, такие как экскурсии, исторические вечера, Недели истории, усовершенствовали согласно требованиям современных школ. На рубеже XX-XXI веков появились и совершенно новые формы внеурочной деятельности. Это такие, как квест, флешмоб, веб-сайт. Они более современные динамичные и лучше раскрывают внутренний потенциал современных школьников.
В ходе написания работы были проанализированы основные правовые документы, регулирующие реализацию внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Одним из главных правовых документов, уделяющих особое внимание процессу внеурочной деятельности, является ФГОС.
Новый ФГОС конкретизирует соотношение между образованием и воспитанием, а также указывает на то, что воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Использование форм и средств внеурочной работы открывает широкие личностно - и практико-ориентированные возможности для формирования культуры гражданственности, организации личностного опыта учащихся на основе научных знаний: участие в занятиях кружков, создании и функционировании школьных музеев, где приоритетной является нравственно-патриотическая направленность, в походах по местам боевой славы, в мероприятиях по охране окружающей среды, краеведческих экспедициях, экскурсиях и т.п.
Одной из форм внеурочной деятельности по истории является исторический вечер.
Результатом проведенных исторических вечеров является большое сплочение ученического коллектива, сближение учителей и учеников. В школах, где проведение тематических вечеров осуществляется систематически, начинают создаваться школьные театры, студии и кружки.
Внеурочная деятельность по истории начинает приобретать логическое содержание и способствовать гармоничному развитию школьников.
Таким образом, исторические вечера по истории, связанные с программным материалом, содействуют всестороннему осмыслению и закреплению знаний исторических событий в художественно-литературных образах, развивают самостоятельное мышление, обогащают речь, пробуждают желание быть полноценной личностью. У многих школьников, после проведения тематических вечеров, улучшается успеваемость, возрастает интерес к учебе, стабилизируются отношения с одноклассниками, знакомыми, взрослыми.
Список использованной литературы
1. Андреевская Т. История России к учебнику А.В. Торкуновой. 10 класс. Поурочные рекомендации. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2015. – 243 с.
2. Асочакова Е.Г. Принципы и формы организации внеурочной работы по истории // Научный альманах. – 2016. – №1-2. – С.41-43.
3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
4. Белозерова Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. – Кострома, 2005. С.54-58.
5. Бем Н. А., Тяпкина Е. В., Синаторов С. В. Геокешинг в контексте современного образования // Международный научно-исследовательский журнал. − 2016. − № 7 −2 (49). – С. 6 – 7
6. Бердникова Е. М., Озерский И. З., Хмелев А. Н. Внеклассная работа по истории. – М: Учпедгиз, 1963. – 285 с.
7. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М.:Просвещение, 1972. – 351 с.
8. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова.– Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
9. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В.Енин. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
10. Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1961. – 235с.
11. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе : Кн. для учителя : Из опыта работы / Т. И. Гончарова. - М. : Просвещение, 1992. – 157 с.
12. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
13. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
15. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
16. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012. [Электронный ресурс] – Москва, 2012. – Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/2974.
17. Иванова И.В. Освоение ФГОС основного общего образования: новые подходы к организации внеурочной деятельности // Воспитание школьников. – 2016. – №8. – С. 17-24.
18. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам – Ростов-на-Дону, 1984. – 131 с.
19. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова. – М.: Русское слово,2015. – 296 с.
20. Ковалева С.Г. Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся. – СПб, 2011. – 101 с.
21. Мемориал-74. Настольная игра по советской истории. − URL https://www.memo.ru/ru-ru/projects/boardgame
22. Парфёнова Е.А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся//Преподавание истории в школе. 2004. №2. С. 43-46
23. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». − URL: https://rulaws.ru/acts/PismoMinobrnauki-Rossii-ot-18.08.2017-N-09-1672/
24. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. От 28.10.2015). − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455
25. Сборник программ курсов внеурочной деятельности (из опыта работы образовательных учреждений Челябинской области). – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. – 93 с.
26. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие. − М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016
27. Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. М.: Русское слово, 2016. С. 5-10
28. Троицкий Ю. Л. «Понимание» как образовательная технология // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. − № 1. – С. 66 – 72.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. М., 2010. С. 11. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). — URL: https://base.garant.ru/70188902
31. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]: Интернетжурнал Эйдос. М., 2002. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
32. Чмир Р. А., Федулова Ю. А., Привалов А. А. Квест – как реализация активного метода обучения в школьном курсе биологии и истории // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2016. − № 6. – С. 39 – 43