Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время общество и государство ориентированы на непрерывность личностного развития в системе образования. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» указано, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [18].
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования прямо включает в качестве планируемых результатов отдельные личностные качества дошкольника, в том числе предпосылки к произвольному регулированию деятельности, как элементы школьной готовности. Проблемой развития произвольного поведения детей занималось многие известные ученые. Л.В. Выготский находил развитие произвольности одной из весомых характеристик детей дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания.
Такие психологи, как Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова отмечали, что в дошкольном возрасте резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Этому способствует ролевая игра, где наиболее эффективно и в естественной форме происходит опосредование поведения ребенка образцом взрослого. В исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой убедительно показана необходимость формирования произвольного поведения ребенка как составляющей его готовности к школьному обучению.
Между тем в теории и практике дошкольной педагогики вопросы формирования произвольности поведения детей дошкольного детства малоизученны, что затрудняет образовательную деятельность в этом направлении.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих становлению у детей старшего дошкольного возраста способности к саморегуляции деятельности, в том числе формированию у них произвольного поведения. Актуальность обозначенной проблемы позволила сформулировать тему исследования в рамках выпускной квалификационной работы следующим образом: «Педагогические условия формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования: становление произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение педагогических условий, способствующих формированию произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
– выявить актуальный уровень развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
– апробировать комплекс педагогических условий формирования произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературных источников), эмпирические (наблюдение и тест с математической обработкой данных).
База исследования – г. Екатеринбург ДОУ № 80 старшая группа, 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы обусловлена целью исследования и включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов.
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
В процессе руководства детской игрой, обогащения ее содержания,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Вопросы психологии. 1976 №4.
2. Гребенникова О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // "Издательство АЭО" – 2007 - № 1. – 38-50с.
3. Гребенникова, Ольга Владимировна Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 Москва, 2006.
4. Доронов, С. Игра как ведущая деятельность / С. Доронов / /Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – с. 12.
5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960
6. Иванников В.А. К сущности волевого поведения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №3.
7. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно - волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.– метод. журн. – 2004. – № 5. – 57-61с.
8. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
9. Лободина, Н.В. Занятия в группе продлённого дня. 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно-игровая деятельность / Н.В. Лободина. - М.: Учитель, 2015. - 539 c.
10. Лурия, А.Р. О генезисе произвольных движений / А.Р. Лурия // Вопросы психологии. - 1957. - № 6.
11. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2008. - 930 c.
12. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 89-129.
13. Новиков, А. Введение в методологию игровой деятельности / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 191 c.
14. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
15. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2008. - 368 c.
16. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
17. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1990. - № 3.
18. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
19. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
20. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
21. Черенева Е.А. РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ//ВЕСТНИК КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА // 2009. - №2. - 112-115с.
22. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 483 с
24. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштей- на. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.