Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше время проблема современного урока является одной из самых обсуждаемых и является предметом многочисленных дискуссий. В связи с введением государственных образовательных стандартов второго поколения предъявляются новые требования к образованию в целом и к уроку в частности.
В соответствии со стандартами одной из главных задач школьного образования является предоставление учащимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В этом контексте методики преподавания учебных предметов также претерпевают изменения с учетом требований развития и воспитания компетентной, всестороннее развитой, творческой личности, а следовательно, меняются требования к современному уроку. Урок в соответствии со стандартом является основным в учебном процессе и включает в себя множество различных компонентов: методов, форм работы, педагогических технологий, профессионализм и мастерство учителя.
Меняются содержание и цели образования, возросли требования к результатам обучения; появились новые технологии и технические средства обучения, а урок как основная дидактическая единица образовательного процесса, должен способствовать развитию качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Поэтому, по мнению Е. Прягаевой и О. Прядильниковой сегодня «учебное занятие» нуждается в новом методологическом наполнении с акцентами на развитие творческого мышления учащихся и на развитие и внедрение новых (вариативных) методов и форм его построения. На учебном занятии должны формироваться навыки критического и самостоятельного мышления, осуществляться непрерывное самообразованиеи саморазвитие, развитие творческого мышления, умений работать и учиться в коллективе. В соответствии с вышезложенным проблема исследования современного урока актуальна.
Степень изученности проблемы исследования. Проблему организации и проведения уроков до начала Октябрьской революции 1917 года разрабатывали отечественные педагоги М.И: Демков, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Ф.И. Янкович и др. Вопросы об организации урока, о роли урока в учебно-воспитательном процессе, о методах обучения, используемых на уроке, типологизации уроков, отражены в трудах советских исследователей-педагогов таких, как М.А. Данилов, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.
История классно-урочной системы в России представлена исследованиями С.Ф. Егорова, Т.Д. Корнейчик, З.И. Равкина, А.И. Пискунова и др.
Идеи развивающего обучения и индивидуального подхода к ученикам были отражены в работах В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, Д.Б. Эльконина.
Разрабатывают дефиницию «урок» с описанием его основных элементов, следующие авторы: Ю. Б. Зотов, Г. Д. Кириллова, В. А. Онищук и др. Многие авторы пишут только об отдельных структурных элементах урока и его теории. К таким работам относятся исследования, выполненные Н.Г. Дайри, Ю.А. Конаржевским, М.Н. Скаткиным, Н. Е. Щурковой, Н. М. Яковлевым и других авторов.
Изучением вопросов современного урока занимался М.И. Махмутов. В монографии «Современный урок» автор обобщил передовой педагогический опыт и предложил свою концепцию современного урока в контексте развивающего обучения.
Таким образом, в представленных научных исследованиях понятие «урок» исследовано достаточно подробно. Однако, реформы происходящие во всех сферах жизни нашего общества, включая сферу образования придают понятию «»современный урок» новый смысл, новую трактовку. Т.е. категория «современный урок» постоянно находится в динамике, а в данный момент, когда проходят апробацию образовательные стандарты второго поколения для общеобразовательной школы , эта динамика весьма заметна. На данном этапе развития современного урока возникает проблема: каковы особенности организации современного урока на данном этапе развития образования? В соответствии с проблемой была поставлена цель исследования: выявить особенности организации современного урока в общеобразовательной школе и разработать методические рекомендации по подготовке и проведению современного урока по математике.
Объект исследования: современный урок в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: теоретические и практические аспекты организации современного урока в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: при соблюдении требований к современному уроку, можно повысить качество обучения по учебному предмету
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю, эволюцию, культурологическую обусловленность урока.
2. Провести теоретический анализ понятия «современный урок». Определить типологию современного урока
3.Выявить особенности проведения современного урока в контексте федерального государственного образовательного стандарты второго поколения и проблемы современного урока.
4. Описать опыт реализации современного урока в общеобразовательной школе на примере урока математики.
В работе использовались следующие методы исследования:
– теоретический анализ педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования;
– анализ нормативных документов в соответствии с поставленной целью и задачами;
– применение мыслительных операций, логических приемов, используемых при изложении курсовой работы.
Структура исследования. Работа состоит и введения двух глав, заключения списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты современного урока
§1. Урок как феномен образовательной практики: возникновение, эволюция, культурологическая обусловленность
Исторически сложилось, что основная форма организации обучения представляет собой классно-урочную систему. Сегодня это наиболее мощная организация образовательного процесса в системе школьного образования и, прежде всего, наиболее оптимальная с позиции организации труда и меньших финансовых затрат (в масштабах нашей страны) [4]. Практика показала, любые иные формы организации обучения не пока выдерживают конкуренции с отлаженным механизмом классно-урочной системы и нередко им ассимилируются. Однако в настоящее время наблюдается рост объема задач и проблем, связанных со снижением качества образования, многовариантностью учебных планов, необходимостью индивидуализации обучения, дистанционными технологиями обучения и т. д, с которыми устоявшаяся классно-урочная система не может справиться. Но, несмотря на все проблемы, она продолжает функционировать, задавая, необходимые , как к содержанию образования, так и к методике обучения, а так же к видам учебной деятельности в школе.
К сожалению, не все педагоги-практики и методисты знают и понимают, зачем и когда ввели классно-урочную систему: данный вид образовательной деятельности, когда-то исторически необходимый, в конце концов, представляет сегодня из себя набор ритуалов и существует благодаря профессионализму и личным качествам высококвалифицированных преподавателей и учителей [4].
Обратимся к истории возникновения урока. Урок, являясь формой организации учебной деятельности, существует с XVII века. Эта педагогическая форма оказалась настолько жизнеспособной, что и в наши дни, по мнению В.С Зайцева, урок – самая распространенная организационная форма учебно-воспитательного процесса в образовательной организации [28]. Основные положения, которые характеризуют урок, отражены в XVII-XIX веках в трудах таких педагогов, как А.В. Дистервег, И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский [14] , К.Д. Ушинский х28ъ.
Реформа 1786 г. и устав народных училищ российских школ стали предпосылкой ввода классно-урочной системы преподавания учебных предметов. Эта система, была первоначально разработана чешский педагогом и философом Яном Амосом Коменским и описана в классическом труде «Великая дидактика» (1632 г.) [14]. В дальнейшем развитие учения об уроке Я.А. Коменского реализовал в отечественной педагогике К.Д. Ушинский. Он обосновал с научной точки зрения достоинства классно-урочной системы и углубил классическую теорию урока, а именно, определил организационное строение урока, установил отдельные виды уроков [29]. Немецкий педагог А.В. Дистервег разработал принципы и правила обучения, касающиеся деятельности субъектов учебного процесса: ученика и учителя, обосновал необходимость учитывать возрастные особенности учащихся [28].
Многолетняя практика использования классно-урочной системы показала и падения и взлеты. Например, после революции 1917 г. вместо обычных уроков проводились «студийные» лабораторные занятия. Впоследствии развитие культуры и знаний привело к кризису в классно-урочной системе.
До конца 40-х годов прошлого века урок представлял собой феномен с довольно жесткой структурой. В 50-60-х годах имеет место отрицание более ранних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М.И. Махмутовым в его монографии «Современный урок» [21].
С начала ХХ века ведущую роль в образовании играет деятельностный подход, который, прежде всего, связан с именем Д. Дьюи на Западе (1920-е годы, ХХ века), а в России с именем В. Давыдова (60-е годы, ХХ века).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: .12.2020)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс. – Реждим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения:24.12.2020)
3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.– Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_110255/
4. Бароне М.А. Урок как феномен образовательной практики: возникновение, эволюция, культурно-историческая обусловленность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barone-gimnaziya5.edumsko.ru/ articles/post/1506189 (дата обращения 25.12.2020)
5. Биография Евклида [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/evklid.html (дата обращения: 25.12.2020).
6. Букреева С.Н., Мухоторова И.И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой учёный. – 2014.–№ 2 (61) . – С. 738-740.
7. Гасанов А.Р. Способы решения квадратных уравнений / А. Р. Гасанов, А. А. Курамшин, А. А. Ельков и др. // Молодой ученый. – 2016. – № 6.1 (9.1). — С. 17-20.
8. Головина Е.П. Презентация на тему «Формативное оценивание» [Электронный ресурс]. – 2018. – Режиим доступа: https://multiurok.ru/files/formativnoe-otsenivanie-1.html (дата обращения: 20.20.2020)
9. Гузанова С.В. Урок в современной школе // Молодой ученый.– 2017.– №38 (172). – С. 99-101.
10. Декарт. Достижения в математик [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/ddekart.htm (дата обращения: 25.12.2020).
11. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1984. – 319с.
12. Ермакова, Е.В. Урок как культурологический и педагогический феномен / Е. В. Ермакова, Н. А. Степанова, А. Л. Синаторов// Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар : Новация, 2018. – С. 5-7.
13. Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. – 2016. – Том 5. – №3. – С. 50-58.
14. Коменский Я.А Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский; переводчик Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский.– М.: Юрайт, 2019. – 440 с.
15. Конаржевский Ю. Анализ урока.– М.: Педагогический поиск, 2015.– с. 240
16. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие / Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. – 66 с.
17. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов высш. Учеб заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
18. Крылова О.Н, Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 128 с.
19. Логвина И. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: учебное пособие / И. Логвина, Л. Рождественская.– Narva : TartuUlikool, 2012.– 46 с.
20. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
21. Махмутов М. И. Современный урок: Монография – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1985. – 184 с
22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / ред. Л.И. Скворцов. – обновленное 28-е изд. – М.: Мир и образование, 2020.– 1376 с.
23. Педагогика. Учебное пособие для бакалавров. Базовый курс / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3 изд.– М.: ООО Юрайт-издат, 2013. – 511 с.
24. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО : методическое пособие / авт. сост С.В. Фаттахова. – Казань ИРО РТ, 2015. – 89 с.
25. Прягаева Е.А. Резервы качества современного урока в условиях реализации федерального образовательного стандарта среднего общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 36 – С. 126–130.
26. Прядильникова О.В. Проектирование модели современного урока в профессиональной школе // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях.– 2013.– С. 103-106.
27. Семененко Н.М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения // Молодой ученый.– 2016.– № 2 (106). – С. 840-843.
28. Современный урок в условиях реализации Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие // cост. В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 59 с.
29. Терских И.А. Дидактические требования к уроку К. Д. Ушинского // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.– 2018.– №2.– С. 94-99.
30. Чернышова С.Л. Решение задач с помощью квадратных уравнений» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/656818/ (дата обращения 25.12.2020).
31. Шегаева А.В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе // Молодой учёный. – 2014.– № 7 (66). – С. 571-572.
32. Юнацкевич П.И, Кулганов В.А., Николаева Е. История педагогики и образования. Учебник для вузов / ред. Т. Фишер.– СПб.: Питер, 2016.– 256 с.