Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, в связи со значимостью роли межнационального общения возрастает потребность в изучении иностранных языков, как средства общения и взаимодействия различных культур, стран и народов. В нашей стране изучению иностранного языка, как предметной области, отводится значимое место в общеобразовательной программе на всех ступенях обучения, и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, который главной целью при изучении иностранного языка ставит - формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии со стандартом ученики должны уметь участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, высказывать свое мнение по обсуждаемой теме (диалогическая речь); делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка (монологическая речь) .
Несомненно, что все выше перечисленные умения и навыки достаточно сложно привить современным школьникам, используя на уроках традиционные методы обучения.
При использовании нетрадиционных форм проведения уроков (в том числе и в игровой форме) прослеживается более эффективное развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления, усваивать знания и умения, устную и письменную речь, а также происходит развитие навыков работы с лингвистической справочной литературой и т. д.
Исходя из выше сказанного, вытекает актуальность выбранной темы, так как главная задача учителя - преподнести обучающий процесс таким образом, чтобы у учеников возникло желание изучать этот язык, появилось стремление понимать его, и в конечном итоге свободно овладеть им.
Цель исследования - проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме использования игр на уроках английского языка
2. проанализировать различные подходы к классификации игровых методов;
3. рассмотреть основные компоненты игр;
4. разработать систему уроков с использованием игровых приёмов и применить их на практике.
Объектом исследования является - процесс обучения английскому языку.
Предметом исследования - активные игровые приемы в обучении английскому языку.
Глава 1.Теоетические основы использования игр в обучении иностранному языку
1.1.Значение игр в обучении иностранному языку
Игра - многогранный социокультурный феномен, различные аспекты исследования которого предпринимаются в целом ряде современных научных дисциплин: психологии, социологии, педагогики, методики. Об обучающей роли игровой деятельности говорилось в работах таких выдающихся педагогов, как Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и многие другие.
Современный психологический словарь дает следующее определение игры: широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемый обычно унитарно-практической деятельности и характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности. В психологии игра рассматривается в качестве особой формы деятельности в «условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». [13, с.121]
Использование игровых форм деятельности в процессе организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает эффективное достижение поставленных учебных, развивающих и воспитательных задач в условиях благоприятного психологического климата, в максимально увлекательной форме.
При правильной организации условий игровой деятельности, четкой постановке ожидаемых результатов, а также учете возрастных и индивидуальных особенностей школьников игровая деятельность может стать оптимальным педагогическим инструментом обучения английскому языку. На целесообразность организации игровой деятельности в процессе изучения иностранных языков указывают многие отечественные и зарубежные исследователи. В частности, М.В. Кларин утверждает, что игровая деятельность является наиболее близкой детям, поскольку представляет для них не просто любимое занятие, но и способ освоения, познания окружающего мира. [7, с.57] Педагог полагает, что игровая деятельность позволяет формировать мотивационную сферу ребенка, сознательное желание учиться, самостоятельность процессов познания. Благоприятный психологический климат, которые может быть создан в процессе проведения занятий благодаря игровым методам работы, обеспечивает более глубокое запоминание материала, развивает коммуникативные навыки, способствует оптимизации процесса социализации.
В классификации М.Ф. Стронина обучающие игры могут быть разделены на творческие и подготовительные. [15, с.64] Подготовительные игры, в свою очередь, подразделяются на лексические, орфографические, грамматические и фонетические. Игровая деятельность может быть рассчитана на индивидуальную, групповую или коллективную формы работы. Главной задачей игр может считаться формирование речевых навыков с целью обеспечения полноценного включения в последующем школьников в коммуникативные акты. Творческие игры рассчитаны на дальнейшее усовершенствование речевых навыков, умений, формирование коммуникативной компетенции, развитие творческих способностей.
Среди подготовительных игр грамматические по праву занимают одно из ведущих мест в процессе формирования речевых умений, поскольку именно овладение грамматическим материалом обеспечивает последующее включение коммуникантов в процесс общения. Различия в грамматическом строе русского и английского языков, спровоцированные ходом исторического развития, вызывают наибольшее число сложностей с усвоением учебного материала. Простое заучивание и многократное повторение одних и тех же грамматических упражнений, как показывает практика, редко приводит к успешному усвоению материалов. Грамматические игры помогают сделать процесс изучения или актуализации знаний более увлекательным, что позволяет добиваться более глубокого и прочного усвоения знаний.
Главными задачами использования грамматических игр является изучение речевых образцов, которые содержат определённые трудности грамматического характера, а также актуализация их употребления в речи:
реконструкция на занятии ситуаций естественного общения, подразумевающего использование изученных оборотов;
развитие творческих способностей учащихся.
Грамматические игры не могут рассматриваться отдельно от лексических, поэтому зачастую в современном языкознании используется термин лексико-грамматические. Такие игры направлены на дальнейшее совершенствование речевых навыков умений, обогащение лексического словаря. Заучивание лексем на память также представляет множество сложностей для усвоения, поскольку дети редко видят целесообразность их заучивания по причине отсутствия необходимости применения на практике. Игровая деятельность позволяет создать именно мотивационные установки к применению лексических единиц по изучаемой теме, кроме того, многократное использование нового лексического материала способствует его лучшему усвоению, правильности произношения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
2. Барыбина, Н. В. Обучающая игра: необходимость или развлечение? // Теория и практика обучения иностранным языкам в разных типах образовательных учреждений: результаты научных исследований магистрантов: сб. науч. статей. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С. 17-26.
3. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. - 2004. - №7 - С.17.
4. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3. - 2005. - С.27.
5. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. - М.: Высшая школа, 2009. – 345с.
6. Жигалева К.Б. Понятие лингвистической компетенции в системе обучения иностранному языку. - №21 - 2009. - С.134
7. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. - 1985. - № 6. - С. 57-59.
8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам //Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 38-42.
9. Колкова, М. К. Игровое моделирование как способ интенсификации обучения иностранному языку //Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы межвузовской научной конференции 28-29 апреля 2010 года. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - С. 320-321.
10. Комарова, Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. - СПб.: «Каро», 2001. - С. 110-118.
11. Ляховицкий М.В., Вишневский Е.И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 2. - С. 18-23.
12. Негневицкая, Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М., 1981. - 190 с.
13. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, исп. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
14. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. №1. - 2005. - С. 16.
15. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
16. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.