Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного прогнозирования в Российской Федерации, особенно на федеральном уровне. Дело в том, что налоговое и бюджетное прогнозирование представляют собой неотъемлемые элементы налогового и бюджетного процессов, при осуществлении которых принимаются необходимые политические, финансовые и социально-экономические решения. Более того, в условиях циклических проявлений финансовой нестабильности в экономике, подобных современному мировому экономическому кризису, усовершенствованный инструментарий прогнозирования призван решать задачи предвидения и предупреждения негативных последствий экономических потрясений, обеспечения финансовой устойчивости федерального бюджета.
Современные преобразования в хозяйственной системе России, развитие предпринимательской деятельности и рыночных отношений сопровождаются ростом спроса на качественную, достоверную и оперативную информацию, что является стимулом к развитию в России информационного рынка и рынка информационно-статистических услуг.
Финансы играют огромную роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. Как экономический инструмент хозяйствования, финансы способны активно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное - воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. От степени обеспеченности руководящих органов информацией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результаты управления финансовыми процессами на всех уровнях экономики.
Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов сосредоточена в органах государственной статистики. В последние годы в связи с изменениями в экономике, наблюдается усиленный поиск новых подходов оценки финансового состояния регионов. За последние десять лет статистические формы, характеризующие финансовое состояние субъектов хозяйствования, изменялись практически каждый год, пытаясь охватить и оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование статистического анализа финансов в целом является весьма актуальным вопросом.
Цель курсовой работы: изучить особенности статистического анализа доходов федерального бюджета и перспективы его увеличения.
Задачи исследования:
1. определить теоретические аспекты статистики государственного бюджета;
2. провести статистический анализ доходов федерального бюджета за 2011-2016 гг.;
3. изучить динамику доходов федерального бюджета за 2011-2016 гг.
4. определить перспективы увеличения доходной базы федерального бюджета.
Объектом курсовой работы является федеральный бюджет РФ.
Предметом данной работы является анализ доходов федерального бюджета РФ.
Работа написана на 38 страницах, в работе присутствует 2 рисунка, 7 таблиц и 2 приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты статистики государственного бюджета
1.1 Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета
Государственные финансы — важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Федеральный бюджет — основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.
Статистика федерального бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы — бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.
Федеральный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств федеарльногобюджета͵ изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.
Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.
Федеральный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
• общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доход над расходами (профицит);
• структуру доходов государственного бюджета;
• структуру расходов государственного бюджета;
• источники финансирования бюджетного дефицита; размеры государственного внутреннего долга;
• эффективность проведения государством фискальной политики;
• влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
При решении этих задач статистика опирается на отчетность об исполнении федерального, республиканских и местных бюджетов, которая представляется бюджетными и банковскими учреждениями, органами Госкомстата и хозяйственными организациями.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.
Информационная база статистики федерального бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»; форма № 3 «Отчет о движении капитала»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; форма № 2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими набюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации»; форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования»; форма 2-2 «Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием»; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; формы 4,4-сводная «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам»; «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».
1.2 Показатели статистики федерального бюджета
Важнейшей задачей функционирования любого государства, является динамичное социально-экономическое развитие, в процессе решения которой оно сталкивается с необходимостью формирования, справедливого распределения и эффективного использования финансовых ресурсов. Бюджет является основным инструментом государства в планомерном образовании и использовании денежных средств.
В условиях текущей экономической ситуации бюджет в финансовой системе страны - это одна из актуальных и важных проблем для России. Он повышение благосостояния страны и влияет на экономический рост, благодаря которому идут такие положительные процессы как снижение валютного курса, уровня инфляции и уровня процентных ставок.
Существуют различные подходы понятия «бюджет», обусловлено это тем, что бюджет как социально-экономическое явление очень многогранен. Государство имеет возможность координировать финансовые ресурсы именно с помощью бюджета на важнейших участках социального и экономического развития.
Бюджетное устройство, в отличие от устройства бюджетной системы, представляет собой качественную характеристику совокупности бюджетно-правовых инструментов и принципов, обеспечивающих субъектам бюджетного процесса реализацию своих полномочий. Здесь актуальны те авторы, которые исследуют бюджетную систему как элемент бюджетного устройства и, в качестве критерия, выделяют определение устройства как целостного объекта правового регулирования. Различия в подходах к определению понятия бюджетного устройства и соотношению его с бюджетной системой проявляются и при институализации бюджетного права как подотрасли финансового права. Так, при структурировании общей части бюджетного права одни авторы выделяют институт бюджетного устройства, другие – бюджетной системы, третьи – институт бюджетного устройства и бюджетной системы.
Итак, бюджетное устройство, являясь правовым институтом, охватывает в качестве предмета правового регулирования совокупн
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Текст]. // Российская газета. − 2014. − № 6550.
3. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ – (дата обращения: 18.03.2016).
4. Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://opec.ru/– (дата обращения: 30.03.2016).
5. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 1 октября 2004 года; включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года). — Новосибирск: Сиб. изд-во, 2004.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральные законы от 17 июля 1998 года и от 26 июля 2000 года с дополнениями и изменениями. — М.: ПРИОР, 2002.- 320 с.
7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2015.
8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, - 2016г. - 260с.
9. Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна, Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2016. — С. 512.
10. Бюджетная система РФ: Учебник для студентов вузов/ Под ред. М. В. Романовского. М.: Юрайт, 2015.
11. Экспертное заключение института экономики РАН на проект Федерального бюджета РФ 2018-2020 гг.
12. Андрюшин, С. А., Кузнецова, В. В. Бюджетная политика России в условиях новых вызовов / С. А. Андрюшин, В. В. Кузнецова // Бизнес и банки. - 2014. № 21. С. 1-4.
13. Балынин, И. В. Формирование социально ориентированной бюджетной политики в Российской Федерации на региональном уровне / И. В. Балынин // Финансы и кредит. 2015. № 30 (654). С. 48-59.
14. Белослудцева, Г. Б. Бюджетная политика и стратегия в условиях кризиса / Г. Б. Белослудцева // В сборнике: Экономика и управление – 2014 Сборник материалов Международной научной конференции. под редакцией Е.Г. Анимицы, Н.А. Бровко. 2014. С. 125-138.
15. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2012. №10.
16. Комаров А. А. Субъекты российских платежных систем: правовые основы статуса // Финансовое право. — 2014. — № 7. — С. 38.