Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день педагоги–практики отмечают снижение уровня культуры речи в обществе, а также у учащихся: падение интереса к русскому языку, уважительного к нему отношения, изменение языкового эстетического вкуса. Остаётся ряд нерешённых проблем – формирование у учащихся начальной школы языкового эстетического идеала, стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи с эстетических позиций.
В научных трудах известных учёных–лингвистов Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. мы находим отражение данных проблем и пути их решения.
В первую очередь нужно отметить, что с введением ФГОС НОО эта проблема уже решается в учебниках нового поколения. В учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова. В сочетании научного подхода и практики решение такой задачи следует связать с работой над созданием у школьников представлений о выразительности русского языка, его уникальной природе. Становится понятно, что «воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала» [35].
Вышесказанное обнаруживает противоречие между необходимостью воспитания ценностного отношения детей к русскому языку – с одной стороны, и ориентированностью школьного образования преимущественно на учебно-познавательную деятельность учащихся – с другой.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования, направленного на формирование ценностного отношения к русскому языку у младших школьников.
Из актуальности данной темы и выявленного противоречия вытекает проблема исследования: какие методы и приёмы формирования ценностного отношения к русскому языку может использовать учитель на уроках в начальной школе? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования, направленного на формирование ценностного отношения младших школьников к русскому языку.
Цель исследования: на основании теоретического и эмпирического исследования сформировать комплекс методов и приемов, влияющих на воспитание ценностного отношения к русскому языку на уроках в начальной школе.
В качестве объекта выступает образовательный процесс в современной начальной школе.
Предметом исследования является процесс воспитания у учащихся начальных классов ценностного отношения к русскому языку. В соответствии с предметом и целью были выделены следующие задачи:
1. На основе анализа философской, педагогической и психологической литературы выявить сущность основных понятий исследования.
2. Проанализировать методы и приемы, направленные на формирование у младших школьников ценностного отношения к русскому языку на уроках в начальной школе.
3. Проанализировать результаты исследования отношения детей к русскому языку.
4. Сформировать комплекс приемов и методов воспитания ценностного отношения к русскому языку у учащихся начальной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения младших школьников к русскому языку
1.1. Характеристика основных понятий исследования
В 2018 г., в связи с принятием закона о родных языках, впервые изучение русского языка вышло на новый уровень не только как государственного, а как национального, родного языка, когда учащийся начальной школы должен осознать родной язык «как одну из главных духовно-нравственных, культурных ценностей русского народа [35]. Такое нововведение влечет за собой возникновение проблемы формирования ценностного отношения к изучению русского языка.
Понятие «ценностное отношение» является ключевым при построении модели педагогического процесса формирования ценностного отношения младших школьников к изучению русского языка. Сформированное «ценностное отношение» означает «для учащихся начальных классов… непреходящую жизненную и образовательную ценность… явление национальной культуры [27].
Процесс изучения языка как национальной культурной ценности включает три фазы представления младшим школьникам:
1) этап осознания ценности языка;
2) деятельностный этап, направленный на присвоение процессу изучения русского языка ценности, формирование ценностных ориентаций;
3) этап преобразования языковой личности на основе осознания и эмоционального восприятия ценности» [31].
Мы считаем, что одной из важнейших задач школы, на сегодняшний день, является приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа. При этом основным средством трансляции культуры должен стать русский язык. Ведь именно язык выступает в качестве национальной ценности. Его постижение как культурного кода нации, хранилища народной мудрости становится одной из целей языкового образования в целом и начального образования — в частности.
В жизни ребенка постоянно должно быть присутствие благоприятного эмоционального восприятия русского языка. Если среда, в которой живет ребенок, будет навязывать ему одномерное только интеллектуальное осмысление, то это будет уродовать духовный мир ребенка, формировать бездуховность и бессердечие к языку своей нации.
Русская народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатства культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
А. Д. Дейкина выделяет две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона – ценностное отношение к предмету, к культуре – основывается на знаниях и представлениях и может быть освоена и рационально (осознаю, понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств – чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интересно, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная русский язык и родную культуру, нельзя не оценить их, не проникнуться к ним теплым чувством (патриотическим!). В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодолевается духовная безграмотность и нравственный нигилизм» [7]
Педагог должен постараться увидеть, раскрыть систему отношений ребенка к миру через его эмоциональное восприятие — это первый фактор формирования ценностных отношений [8].
Вторым фактором является непосредственное проживание детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью.
Третий фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранова, С.А. О системе упражнений по обогащению речи младших школьников фразеологизмами / С.А. Баранова, С.В. Сысоева // В сборнике: Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. Материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. Ответственный редактор Е.Ю. Лунькова. – Москва, 2019.
2. Бобкова, А.С. Возможности УМК для решения задачи формирования у младших школьников ценностного отношения к русскому языку // В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте. Материалы Международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Составитель и отв. редактор Т.И. Зиновьева. 2020.
3. Богданович, Г.Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии / Г.Ю. Богданович. – Симферополь: ДОЛЯ, 2002.
4. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. – М.: Языки славянской культуры, 2001.
5. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Русские словари, 1997.
6. Волков, В.В. Филологическая экология: проблема языковой, речевой и лингвистической среды. Исследовательская деятельность старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Тверь, 2002.
7. Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – Москва, 1990.
8. Дейкина, А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. – Москва : Оренбург, 2009.
9. Еременко, О.И. Формирование лингвокультурной компетенции учащихся в процессе работы с фразеологизмами / О.И. Еременко, В.В. Демичева, Т.В. Яковлева // Начальная школа. 2020. № 6. С. 41-44.
10. Здорикова, Ю.Н. О воспитательном потенциале дисциплины «Русский язык и культура речи» / Ю.Н. Здорикова // Проблемы преподавания курса «Русский язык и культура речи» в вузах: Круглый стол (Международная научно-практическая конференция): Тезисы докладов. М.: Издательство «Научный консультант», 2016. С. 13-15.
11. Здорикова, Ю.Н. Воспитание ценностного отношения к родному языку на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Ю.Н. здорикова, А.А. Абызов // В сборнике: РУССКАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции . Составление и научное редактирование И.А. Сотовой (отв. ред.) [и др.]. 2017.
12. Искужиева, Ж.С. О формировании ценностного отношения у младших школьников к русскому языку / Ж.С. Искужиева // В сборнике: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2020.
13. Каган, М. С. Философская теория ценностей. – СПб., 1997.
14. Костомаров, В.Г. Язык текущего момента: понятие правильности. – СПб.: Златоуст, 2014.
15. Криворотова, Э.В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к лексико-грамматическому богатству русского языка / Э.В. Кривоторова // В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте. Материалы Международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Составитель и отв. редактор Т.И. Зиновьева. 2020.
16. Кулаева, Г. М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку / Г.М. Кулаева // Русский язык в школе. 2007. № 8.
17. Кулаева, Г. М. Работа над эстетическими качествами русского языка в аспекте формирования ценностного отношения школьников к русскому языку / Г.М. Кулаева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 1(43).
18. Кулаева, Г. М. Формирование у школьников эстетического отношения к языку и речи / Г.М. Кулаева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2002. № 1(27).
19. Кулаева, Г.М. Отношение к родному языку как ценностный ориентир и личностный результат изучения русского языка в современной школе / Г.М. Кулаева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2013. № 1 (5).
20. Курилова, А. Д. Новый фразеологический словарь русского языка: более 8000 фразеологизмов. – Ммосква: Русский язык-Медиа; Дрофа, 2009.
21. Лаврентьева, А.И. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к русскому языку / А.И. Лаврентьева, С.Ю. Пилюк // В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте педагогической инноватики. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. Составитель и ответственный редактор Т.И. Зиновьева. 2016.
22. Макеева, С.Г. Воспитание ценностного отношения к русскому языку у младших школьников / С.Г. Макеева // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 1.
23. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку 3 класс / А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. – Москва : Изд - во «Экзамен», 2013.
24. Павлинова, И.А. Модель формирования ценностного отношения младших школьников к изучению русскому языка / И.А. Павлинова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55).
25. Павлинова, И.А. О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе / И.А. Павлинова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 183.
26. Павлинова, И.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к изучению русского языка / И.А. Павлинова // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 13.
27. Павлинова, И.А. Современные принципы обучения младших школьников русскому языку / И.А. Павлинова // Начальная школа. 2020. №3.
28. Парменова, Т.В. Функциональный подход к изучению грамматики в школе // Русский язык. -2002.- №24. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // rus.1september.ru / index.php.(дата обращения 24.12.2020)
29. Первова, Г.М. Комплексный анализ текста. –Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013.
30. Первова, Г.М. Технология художественно-речевого сопровождения дошкольников в течение дня / Г.М. Первова // Практика управления ДОУ. 2014. № 5.
31. Первова Г.М. Актуальные подходы к изучению русского языка в школе / Г.М. Первова, М.В. Маслова, И.А. Павлинова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 2(166).
32. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: Учеб. пособие. – Москва : Флинта: Наука, 2011.
33. Поговори со мною, мама! Художественно-речевое сопровождение детской жизни с утра до вечера / авт.-сост. Г.М. Первова. –Тамбов : Изд-во ТОИПКРО, 2014. 70 с.
34. Стернин, И. А. О национальном коммуникативном сознании / И.А. Стернин // Лингвистический вестник. Ижевск, 2002. Вып. 4. С. 87—94.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2010.
36. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – Москва : Наука, 1989.
37. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – Москва : ВЛАДОС, 2006.
38. Цыркун, И.И. Педагогика современной школы: Основы педагогики: Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др. – Минск, 2011.