Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена непреходящей ценностью природы. Человек является неотъемлемой ее частью. Именно по этой причине существовала и будет существовать извечный вопрос взаимодействия этих двух систем. Уже в период античности выдающиеся философы рассуждали о возможн воспитания природой, о необходимости жить в гармонии с окружающей средой, о сохранении животного и растительного мира. Разумеется, в тот период никто не поднимал проблему экологического воспитания. Прежде всего, потому, что понятие вводится в речевой оборот только в XIX веке. Если быть точнее, в 1866 году, чему мы обязаны немецкому ученому-зоологу Э. Геккелю. В его трактовке экология есть не что иное, как всеобщая наука взаимоотношения организмов с окружающей средой. На протяжении XVIII – XX столетий в России усилиями известных ученых (А.Ф. Гумбольта, К.Ф. Рулье, В.И. Вернадского, С.Н. Корчинского и др.) исследуется различные аспекты экологии. Учение В.И. Вернадского о биосфере, оформившееся в 1926 году, заложило основу науки об охране природы. Суть идей русского космиста состоит в том, что, пользуясь природными ресурсами, человечество неизбежно изменяет их состояние, тем самым изменяя условия собственного существования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
1.2
Младший школьный возраст определяется в рамках, приходящихся на период от 6 – 7 до 10 – 11 лет, что соответствует периоду обучения в начальных классах. Данный этап является наиболее ответственным, потому что за четыре года ребенок приобретает важные социальные качества, позволяющие ему осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и людьми более старшими. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные компетенции, на основе которых осуществляется учение. Родители, школьные учителя, педагоги системы дополнительного образования стараются максимально обеспечить разносторонне развитие учащихся 1-х – 4-х классов, что объясняется «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [6, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов. Как отмечается в книге А.А. Реан [13], посвященной характеристике всех стадий взросления человека, с физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое.
На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанностей психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Однако при проведении систематической работы, направленной на регуляцию психических процессов, оно становится более подконтрольным. Об этом говорится в публикации М.К. Апетян, представившей в рамках своей статьи возрастную характеристику детей 7 – 11 лет. Она пишет о том, что одним из новообразований возраста становится произвольной внимание: это «фактор который имеет значение не только для хорошей учебы, но и для будущей жизни. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята» [1, с. 243].
Восприятие учащихся начальных классов определяется особенностями самого предмета, поэтому дети осознают то, что наиболее выпукло (ярко) выделяется на фоне других предметов, хотя и несущественно. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что школьники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Возможности памяти детей 7-ми – 11 лет очень велики, считает автор книги по психологии младшего школьника. Вместе с тем учащиеся не умеют распорядиться ею. Впрочем, дети могут безошибочно запомнить яркий конкретный материал. Как и на этапе дошкольного детства, воображение младших школьников образное. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества.
Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных научных областей, на что указано в публикации Д.С. Елисеевой: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [5, с. 20].
Для младшего школьника обучение наполняется не только особой социальной значимостью, но и опосредованностью отношений со взрослыми: он перенимает образцы поведения, демонстрируемые учителями, родителями, окружающими людьми, следует правилам, общим для всех, совершенствует навык взаимодействия с людьми разных возрастов. Отношение учащихся начальных классов к самим себе положительное, потому что ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид деятельности, что поощряется и в школе, и в семье. Дети, обучающиеся в младшем звене школы, отличаются известной податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию.
1.2 Осмысление дидактического потенциала курса окружающего мира
В начальной школе учащиеся поэтапно знакомятся с основами научных знаний, заложенных в разных предметах. В числе прочих младшие школьники знакомятся с содержанием курса «Окружающий мир», который обладает большим дидактическим потенциалом, так как объединяет в своей структуре информацию из разных областей. Какая-то часть станет для бывших воспитанников детских садов привычной, когда, например, они знакомились с флорой и фауной региона, учились ухаживать за животными уголка природы, подкармливали птиц на участке, наблюдали за сезонными изменениями, проводили простейшие эксперименты. Другая часть информации – и она будет превалировать – окажется новой. Прежде всего, потому, что представлена перечнем таких дисциплин, как естествознание, география, история, обществознание. Как видно, перечисленные предметные направления изучают в среднем и старшем звеньях школы. Но базовые знания закладываются в начальных классах.
Таким образом, курс «Окружающий мир» создан на интегративной основе, что вполне логично, ибо в восприятии ребенка, всё, что его окружает, является неделимым и целостным. В книге Н.Я. Семаго, в рамках которой автором рассматриваются особенности развития детей младшего школьного возраста, сформулировано следующее определение: «целостность – понимание того, что функции и процессы, отдельные сферы не изолированы, а проявляются целостно, системно» [16, с. 21]. Это означает, что всё, что попадает в зону внимания и оценки ребенка, невозможно расчленить: «Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности» [4, с. 155].
Об этом же размышляет член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук Н.Ф. Виноградова, автор учебников для младших школьников, создатель методического пособия «Окружающий мир», предназначенного для учителей начальных классов: «Выбор именно интегративного подхода к обучению младших школьников обусловлен тем, что для ребенка этого возраста свойственно целостное восприятие явлений и объектов природы и общества. Только на основе целостного их восприятия формируется осознание специфики каждой стороны действительности и взаимосвязи ее сторон» [2, с. 29].
В продолжение сказанного уместно процитировать выдержку из учебного пособия А.В. Миронова, в котором описана теория и технология преподавания учебной дисциплины в начальном звене школы: «интегрированное построение «Окружающего мира», когда не происходит строгого разделения знаний на биологические, географические, исторические представляет более широкие возможности в плане обогащения содержания образования» [10, с. 39]. В младшем школьном возрасте, комментирует автор пособия, ребенок не способен осознать дифференциации. Поэтому при современном подходе к обучению наиболее оптимальным является объединение информации из разных областей научного знания в рамках единого курса: «Интеграция является важнейшим средством формирования целостной картины мира» [10, с. 40].
1.3 Организация экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира
Ни один учебный курс, с содержанием которых знакомятся младшие школьники за период обучения в начальном звене, не отражает в полной мере задач экологического воспитания, как это предусмотрено в рамках окружающего мира. Экологическое воспитание направлено на формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений ребенка. Оно должно быть ориентировано на то, «чтобы ученик, зная требования и нормы поведения в природной среде, не только формально выполнял их, но и осознавал объективную необходимость этих требований» [17, с. 43]. Только тогда без влияния извне школьник будет обращать внимание на местные экологические проблемы, выражать заинтересованность в их решении. Вполне очевидно, что учащийся начального звена вряд ли предложит что-то объективно полезное, но для этого возраста важно другое – осознание причастности ко всему живому, потребность оказать помощь, защитить. Конечная цель экологического воспитания – формирование мировоззрения личности, осознающей свое место в мире и строящее свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами.
В статье С.В. Юркиной, посвятившей свою публикацию проблеме организации экологического воспитания учащихся начальных классов, отмечается, что сам процесс должен быть подчинен основополагающему принципу интеграции: «процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем» [18, с. 15]. Чтобы ребенок бережно относился к природе, говорится в статье, необходимо организовать изучение курса окружающего мира в единстве интеллектуального и эмоционального восприятия сущего. На уроках окружающего мира учитель расскажет, как заниматься природоохранной деятельностью: это «подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений» [18, с. 15]. Для закрепления эмоционально положительного отношения к природе педагог привлечет школьников к участию в акциях «зеленого» и «голубого» патрулей, в рейдах на природу. На собственном примере продемонстрирует, как осуществлять посадку растений, озеленять склоны, вести расчистку леса от сушняка. Для разъяснения идей охраны природы также будет проводить беседы с родителями. При работе с учащимися следует предусмотреть время на «изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовку радиопередач по сохранению и использованию эстетических ценностей природы» [18, с. 16].
Ранее упомянутая нами Н.Ф. Виноградова отмечает, что в процессе формирования представлений о предмете учитель должен способствовать развитию у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе. Это в свою очередь способствует целям экологического воспитания, достижение которых осуществляется благодаря соблюдению ряда педагогических условий. Одним из них является погружение ребенка в такие ситуации, где есть возможность «предлагать собственные решения, выдвигать аргументы, делать выводы, спорить, отстаивать свою точку зрения» [2, с. 104]. Освоение экологических понятий, имеющих отношение к содержанию предмета и свидетельствующих о развитии младшего школьника как субъекта учебной деятельности, осуществляется с помощью средств обучения, ведущим из них названа учебная книга. Говоря иначе, это второе условие: в учебниках собрана текстовая, схематическая и рисуночная информация. А это, в свою очередь, предполагает совершенствование мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, необходимых для оценки экологии своего города, края, страны.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1 Выявление уровня сформированности экологических представлений младших школьников
Описание психолого-педагогической характеристики младших школьников, а также оценка дидактического потенциала курса окружающего мира в плане организации экологического воспитания учащихся начальных классов позволили приступить к проведению опытно-экспериментальной работы. Цель эмпирического исследования – определить уровень сформированности экологических представлений младших школьников. Организация эксперимента и его реализация осуществлялась поэтапно: констатирующий, формирующий, контрольный. Задачи констатирующего эксперимента: 1) подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности экологических представлений младших школьников; 2) осуществить исследование; 3) проанализировать полученные результаты. Базой опытно-экспериментальной работы стало государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №57 Приморского района Санкт-Петербурга. К участию в исследовании приглашен 3 класс. Общее количество – 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек). Возраст учащихся – от 9 до 10 лет.
Поскольку в младшем школьном возрасте экологические представления включают сведения о взаимосвязи растительного и животного мира; о человеке как части природы; его ответственности за загрязнение окружающей среды, нами были разработаны вопросы соответствующей тематики. Характер ответов учащихся дает возможность экспериментатору получить информацию об эмоциональном отношении детей к окружающему миру. Процедура диагностики такова: каждый третьеклассник получает бланк, в котором содержится пять групп вопросов. Задача испытуемых – согласиться либо опровергнуть высказанную мысль. Интерпретация ответов осуществлялся на основе следующих критериев: а) высокий уровень – положительные ответы на все вопросы под номером В; б) средний уровень – 1 или 2 положительных ответа на вопросы под номером А при подавляющей части положительных ответов на вопросы под номером В; в) низкий уровень – от 3-х до 5-ти положительных ответов на вопросы под номером А при отсутствии положительных ответов на вопросы под номером В. Раскроем содержание вопросов:
Вопрос № 1:
A. О некоторых животных и некоторых растениях нужно заботиться, потому что они приносят пользу человеку.
B. О животных и растениях нужно заботиться независимо от того, приносят они или нет пользу человеку.
Вопрос № 2:
A. Во время прогулки в лесу я хочу получать удовольствие от общения с природой, пения птиц, красоты вокруг. И если по пути увижу свалку мусора, то пройду мимо, ведь уборкой мусора должны заниматься лесники
B. Во время прогулки в лесу я хочу получать удовольствие от общения с природой, пения птиц, красоты вокруг. И если по пути увижу свалку мусора, то подумаю, что нужно прийти в лес вместе с ребятами и убрать это безобразие.
Вопрос № 3:
A. Наша страна богата природными ресурсами, поэтому человек должен их использовать для своей пользы.
B. Наша страна богата природными ресурсами, но несмотря на это человек должен пользоваться ими аккуратно, чтобы не навредить природе.
Вопрос № 4:
A. Когда люди ходят в лес, то мусор нужно собирать и оставлять где-нибудь под кустом.
B. Когда люди ходят в лес, то нужно тщательно после себя убирать мусор.
Вопрос № 5:
A. Заводы и фабрики не могут наносить вред окружающей среде.
B. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде, поэтому их директора должны заботиться о том, чтобы сделать свои предприятия безопасными.
Для оценки когнитивного компонента экологических представлений разработан тест. В нем содержится пять закрытых вопросов, к каждому из которых предложено три варианта ответа. Получив бланк тестового задания, ученики должны обвести букву, рядом с которой, по их мнению, находится правильный вариант. Оценка ответов осуществляется по пятибалльной шкале: «5» - даны правильные ответы на все вопросы, «4» - даны правильные ответы на 4 вопроса, «3» - даны правильные ответы на 3 вопроса, «2» - даны правильные ответы на 2 вопроса, «1» - дан правильный ответ на 1 вопрос.
2.2 Описание опыта организации экологического воспитания младших школьников в процессе изучения курса окружающего мира
Недостаточный уровень сформированности экологических представлений младших школьников, выявленный у большинства учащихся 3 класса, станет препятствием для эффективной организации экологического воспитания. Следовательно, возникает целесообразность реализации ряда мер, направленных на изменение ситуации. Поиск методических путей привел к необходимости подготовки и проведения формирующего эксперимента. Его цель – создать педагогические условия, стимулирующие развитие у третьеклассников экологических эмоционально-ценностных отношений к природе в ходе изучения курса окружающего мира. Осуществлен отбор методов, помогающих достижению цели: 1) игровой (дидактические игры), 2) наглядный (использование учебных таблиц и иллюстраций, слайдов и мультфильмов), 3) словесный (произведения художественной литературы). На примере одного из уроков продемонстрируем, как организована работа.
Тема урока: «Охрана природы».
Цель урока – познакомить школьников с влиянием человека на природу.
Задачи урока:
1) научить правильному поведению в природе;
2) развивать логическое мышление, память, речь;
3) воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение новой темы.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: сигнальные карточки; карточки для разбора проблемных ситуаций; проектор, экран; фотографии животных, растений; фрагмент мультфильме из цикла «Россия – наша Родина. Растения. Животные».
Ход урока
Учитель: Все ли готовы к уроку?
Класс: Все!
Учитель: Хорошо. Начнем с проверки домашнего задания. Чтобы узнать, как вы справились с работой, попрошу обратить внимание на экран. Я буду показывать слайд, на котором есть информация. Задания зачитаю. Ваша задача – показать сигнальные карточки.
Учитель: Все ли понятно?
Ученик: А что будет на слайдах?
Учитель: Утверждение. Вы читаете: если считаете, что оно правильное, то показываете зеленую карточку; если считаете, что оно неправильное – красную; если сомневаетесь – желтую. Начнем?
Класс: Да!
Учитель: Посмотрите на первый слайд. Движение загрязняющих веществ по цепочке называется экологией. Правильно?
Класс показывает карточки.
Учитель: Второй слайд. Перед вами примеры экологических связей: природа – человек; живое – неживое. Правильно?
Класс показывает карточки.
Учитель: Третий слайд. Перед вами элементы, которые составляют окружающую среду лося: шиповник, река, берёза, черника, почва, заяц, синица. Есть ли здесь лишние элементы?
Класс показывает карточки.
Учитель: Наблюдая, какие карточки вы показываете, я убедилась: вы очень хорошо подготовились к уроку. Следовательно, мы можем изучать новую тему. Чтобы это сделать, давайте еще раз вспомним про слайды. Так или иначе, но информация повторялась. Кто заметил особенность?
Ученица: Мне кажется, что это что-то о загрязняющих веществах.
Ученик: А я думаю, что это о влиянии загрязняющих веществ на экологию.
Учитель: Вы очень наблюдательные. Ход размышления верный. Действительно, сегодня мы будем говорить об охране природы. Напомните, пожалуйста, что мы называем природой.
Ученик: Это всё, что нас окружает: растения и животные, земля, вода, полезные ископаемые, горы. Всё, что дышит, двигается, меняется, питается, рождается, умирает. Сюда же относится и человек.
Учитель: Очень хороший ответ. Я предлагаю записать в тетради тему урока.
Учащиеся записывают.
Учитель: В широком смысле слова природой называется всё сущее, весь мир в многообразии его форм. Например, таких, о которых рассказано в мультфильме из цикла «Россия – наша Родина».
Ученица: Мы будем его смотреть?
Учитель: Обязательно! Он небольшой, чуть больше 2-х минут. Поэтому мы успеем сделать на уроке всё.
Учащиеся смотрят мультфильм
Учитель: Ребята, когда вы смотрели мультфильм, я наблюдала за классом. И мне было интересно отметить, что многие из вас удивлялись. Кто хочет поделиться впечатлениями?
Ученица: Я удивилась, когда услышал цифру.
Учитель: Ты имеешь в виду, что удивилась, когда услышала количество редких растений, занесенных в Красную книгу?
Ученица: Да. Мне очень жалко, что столько много животных и растений в этой книге. Они могут исчезнуть.
Учитель: Кого еще удивила информация из мультфильма?
Ученик: Меня! Я раньше не задумывался над тем, что человек поступает плохо, когда он засоряет озера.
Учитель: К сожалению, человек не всегда поступает по совести, что приводит к уменьшению численности тех или иных видов. К примеру, птиц. В Красную книгу занесены малая крачка, филин, большой песочник, черный журавль, кречет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность организации экологического воспитания младших школьников в процессе изучения курса окружающего мира. Для достижения целевого ориентира проанализированы методические пособия и публикации в психолого-педагогических изданиях. Проделанная работа позволила установить, что на современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, поскольку масштабы человеческой деятельности имеют невиданный размах. Пытаясь извлечь из природного окружения максимальную пользу, люди засоряют водоемы, истребляют животных, мало контролируют промышленные выбросы в атмосферу. Вот почему уже в начальном звене школы необходимо приучать ребенка к гуманному взаимодействию с природным окружением. Для этого подготовлена база – курс окружающего мира, в котором вопросы экологического воспитания занимают одно из центральных мест.