Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы развитие исследовательских способностей детей стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с хорошими исследовательскими способностями и развитым интеллектом.
В современный педагогический процесс в условиях школы прочно вошла проектная и исследовательская деятельность детей, которая предполагает самостоятельный поиск ими информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. Вот почему тема данного исследования является актуальной.
Объектом исследования является исследовательская деятельность школьников.
Предмет исследования: участие школьников в исследовательской деятельности в рамках уроков литературы.
Цель исследования: организация эффективной исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.
Исследования проводили в 2021 г.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность исследовательской деятельности учащихся
2. Выявить значение исследовательской деятельности для учащихся
3. Провести диагностическое исследование среди учащихся 9 класса
4. Организовать исследовательскую деятельность учащихся в рамках уроков литературы.
Гипотеза исследования: использование в педагогическом процессе исследовательской деятельности на уроках литературы способствует увеличению мотивацию к изучению литературы, результатом чего становится повышение успеваемости.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Исследовательская деятельность учащихся: сущность и значение
1.1. Особенности исследовательской деятельности
На современном этапе становления образовательных организаций исследовательская деятельность учащихся занимает особое место в педагогическом процессе. В настоящее время она является не только мощным фактором развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала школьников в подростковом возрасте, но во многих случаях определяет будущую профессию учащихся, которой они посвятят всю свою жизнь.
Роль педагогов при организации исследовательской работы школьников велика и многогранна. Они не только определяют направление исследовательской деятельности, но и направляют при этом школьников в нужное русло [36].
Для успешного развития познавательной активности и мотивации к обучению при организации исследовательской деятельности подростков важно руководствоваться следующими принципами.
1. Безопасность исследований для жизни и здоровья школьников.
2. Принцип доступности исследовательской работы для подростков. Для его реализации важно соответствие теоретических знаний и практических навыков учащихся сложности исследований, наличию необходимых условия для осуществления исследовательской деятельности.
3. Соответствие исследовательской деятельности интересам и потребностям подростков.
4. Возможность самостоятельных действий в рамках реализации исследовательской деятельности [30].
На современном уровне развития системы образования исследовательская деятельность позволяет осуществлять ученическое самоуправление в различных формах.
1. Создание исследовательских проектов. Самостоятельная коллективная работа над разработкой исследовательских проектов и получение практически значимых результатов исследований способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, но и формирует их коллектив, а также устанавливает прочные связи.
2. Осуществление сотрудничества с другими образовательными организациями. В рамках исследовательской работы учащиеся осуществляют взаимодействие с различными организациями (другими школами, вузами, научными организациями, организациями дополнительного образования, специализированными учреждениями и др.). Всё это способствует развитию их коммуникативных качеств, деловых навыков, организаторского мастерства.
3. Проведение научно-практических конференций учащихся. В последние годы всё чаще научно-практические конференции организуются на базе школ, лицеев, гимназий. Как правило, руководство школы осуществляет основную подготовку к их проведению. Однако самостоятельная деятельность школьников при этом возрастает с каждым годом. В некоторых случаях активу школы доверяют создание программы конференции, музыкальное сопровождение конференции, оформление зала и другие значимые вопросы. Если ученическое самоуправление активно развивается, актив школы может самостоятельно организовать научно-практическую конференцию внутри образовательной организации [20].
4. Создание сборника научных статей. Как правило, сборник научных работ школьников формируется по итогам проведения научно-практических конференций. При эффективно организованной исследовательской деятельности актив школы может самостоятельно составить подобный сборник и представить его в бумажном виде или на электронных носителях [31].
В целом исследовательская деятельность является мощной базой для развития познавательной активности учащихся, однако успешным она будет только в том случае, если взаимодействие педагогов и учащихся окажется сбалансированным и целесообразным.
1.2. Возможности развития познавательной активности и учебной мотивации в исследовательской деятельности
В настоящее время в связи с требованиями ФГОС исследование развития познавательного интереса и учебной мотивации школьников посредством исследовательской деятельности является перспективным и актуальным направлением педагогики и предметом изучения многих отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов. На сегодняшний день создан ряд теорий мотивации, которые используются для оптимизации исследовательской деятельности в различных образовательных организациях. Данные теории выявляют различные факторы, заставляющие обучающихся предпринимать определённые действия, проводят анализ этих факторов [1, 2, 4]. Также они выявляют возможности повышения познавательного интереса учащихся при проведении различных исследований. Рассмотрим важнейшие из них.
1. Экспектационно-ценностная теория. Согласно данной теории, личность с большим энтузиазмом совершает определённые действия, если она ориентирована на успех и позитивно настроена на исследовательскую деятельность. Это учение основано на работах Дж. Аткинсона [2, 13]. Данная теория появилась относительно недавно и основана на действии двух основных факторов: 1) ожидании индивидуального успеха; 2) ценности, которая поддерживает человека на пути к достижению цели. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации при этом определяется в первую очередь значимостью цели исследования для подростка.
2. Достижительная теория. Подобно экспектационно-ценностной теории, достижительная теория также принимает за свою основу работы Дж. Аткинсона, сущность которых в значимости индивидуального опыта, используемого для достижения определенной цели исследовательской деятельности. Исходя из данной теории, самыми значимыми факторами развития познавательного интереса и мотивации к обучению являются:
1) Потребность личности в достижении успеха.
2) Убеждение, что достижение желаемого успеха возможно и по силам конкретному человеку при совершении ряда действий.
3) Ценность достижения успеха для определённого индивида [8,18].
Данная теория вызвала отклик среди многочисленных учёных. Так, Дж. Крукс и Р. Шмидт в рамках данной теории определяют мотивацию как ориентацию учащихся на овладение информацией [20]. Р. Стирс и Л. Портер считают, что мотивация к обучению характеризуется в качестве потребностей, целей, поведения и формой обратной связи [4]. Согласно многочисленным работам, уровень мотивации различных учащихся к обучению может быть различным. Так, школьники с высоким уровнем мотивации способны самостоятельно ставить реалистичные цели исследования и систематически выполнять действия, необходимые для достижения этих целей, преодолевая свои слабости [4,7,16]. Д. Маклелланд определил основные черты личности, обладающей высоким уровнем мотивации к обучению:
1) Склонность к умеренному риску.
2) Использование инноваций для решения поставленных задач.
3) Внутренний локус контроля и ответственности за результаты образовательной деятельности.
4) Потребность в планировании своих действий и постановке конкретных задач с чёткими сроками выполнения [11,18,21].
При этом многие авторы отмечают, что высокий уровень мотивации не всегда может приводить к положительным результатам, поэтому необходимо ставить промежуточные задачи на пути к конечной цели [17,22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
8. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
10. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
11. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
12. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
13. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
14. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
16. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
17. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
18. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
19. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
20. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
22. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
23. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
24. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
25. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
26. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.