Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Активное внедрение в жизнь современного социума инновационных технологий оказывает двоякое воздействие на жизнь человека: с одной стороны, мы получаем гораздо больше возможностей для удовлетворения своих потребностей, с другой, подвергаемся новым опасностям для жизни и здоровья .
Тема безопасности является актуальной для современной России, находящейся в процессе трансформации государственной и социальных систем, и сталкивающейся с различными вызовами современности: военными конфликтами, террористическими актами, преступностью и коррупцией, кризисом системы ценностей.
Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.
Присутствует необходимость формирования у человека уверенности в том, что он может избежать или уклониться от различных опасностей. Человек должен уметь вести себя адекватно при различных сложившихся экстремальных ситуациях. Должен уметь владеть различными способами защиты себя и окружающих людей. Также уметь приметь их при экстремальных ситуациях, уметь приметь навыки взаимопомощи и самопомощи. Примером могут быть различные ситуации: пожар, укус ядовитых змей, ожог, поражение током, ранение. Условие атомного выживания.
Предмет исследования - психологический портрет личности безопасного типа.
Объект - обучение ОБЖ.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и библиографического списка
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1. Личность. Общие понятия. Структура личности
К понятию личности и ее особенностям существует немало научных подходов. Они базируются на различных методиках, порою спорят друг с другом, порою дополняют друг друга. Личность это не просто субъект, человек, из плоти и крови, это, прежде всего носитель сознания, способности, заключенные в человеке:
- Познание.
- Переживание и сопереживание.
- Преобразование внешнего мира.
- Контактирование с внешним миром вещей и людей.
Говорим о личности, подразумеваем активность, сознательность, ответственность, трансформацию реальности, гибкость и много других качеств, совокупность которых дает возможность не только реагировать на происходящие события, но и вмешиваться и даже менять ход событий.
Первопроходцами в области психологии личности были такие широко известные личности, как Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер, Берн и Эриксон. Их профессиональному становлению и взглядам во многом способствовали их собственные семейные обстоятельства. Область психоанализа личности относят к глубинной психологии, где сегодняшняя личность, такой, какой она предстает пред нами, есть продукт прошлого, детства и юности, а все внимание психологов сосредоточено на бессознательных психических процессах. Личность в глубинной психологии рассматривают как структуру, состоящую из трех компонентов.
По Фрейду личность похожа на айсберг. Верхушка или Супер Эго (Супер Я, внутренний критик, судья, решающий, что есть Хорошо, а что Плохо), средняя часть – Эго (Я или разум, контролер психических процессов, связной между инстинктами и действиями), и невидимое глазу, скрытой в глубине – Ид (Оно, темная лошадка, скрытая энергия, подпитывающая Я и Супер Я).
Человеком, считал Фрейд, движут биологические мотивы. Эрик Берн, американский психиатр, выделил три типа личности, в которых может пребывать человек, контактирующий с окружающим миром. Три позиции, не имеющие ничего общего с моделью Фрейда, были озвучены Берном, как Взрослый, Родитель и Ребенок, которые формируются под воздействием контакта ребенка с родителями. Фромм изучая личность и поведенческие мотивы, делал акцент не на физиологии и сексуальности, но на социальном факторе.
Юнг так же отошел от сексуальной окраски бессознательного компонента личности, но склонен был видеть в нем мощный источник энергии, который сообщал о себе, скажем, посредством сновидений. Социальная психология личности. Психоаналитики изучали преимущественно людей с психическими отклонениями. Их мало интересовали люди здоровые и самодостаточные. Между тем, горький опыт Второй Мировой войны показал, насколько плачевным может оказаться невнимание к личности, как таковой, и как важны для человечества и мира хорошие личности. Вопросами становления адекватного, психически уравновешенного человека заинтересовался Абрахам Маслоу.
Личность, по А. Маслоу, неотделима от культурных и социальных аспектов. В социуме и только в нем человек может проявить себя альтруистом, креативной личностью, полной любви и сочувствия к ближнему. Личностные возможности, скрытые в человеке, могут и должны самоактуализироваться. Первая потребность личности – быть здоровой, приносить пользу своим существованием, что становится возможным только благодаря не только достижению потребностей, но и реализации возможностей. Маслоу считал, что несчастная, нездоровая личность это личность нереализованная. Маслоу – основоположник гуманистической психологии, первый взглянул на личность, как на незаконченную картину, некий процесс, а не конечный результат, сформировавшийся в результате давнишних событий и теперь страдающий от того, что прошлого изменить нельзя.
Скатываясь с горы, он продолжает обрастать все новыми открытиями и знаниями. Сегодня психологи рассматривают личность как нечто большее, чем сумму всех ее составляющих частей. Существует немало концепций и теорий личности, свой вклад в развитие теорий вносят не только психология, но и педагогика, и психосоматическая медицина. Неотъемлемой частью личности стали понятия нравственности, свободы и ответственности. Человек перестал быть жертвой обстоятельств. Теперь он творец своей судьбы, несущий ответственность за свои выборы.
1.2. Ключевые свойства личности
Важнейшим компонентом в психологической структуре личности, несмотря на различные подходы к её рассмотрению, являются – психические свойства личности. Важнейшими психическими свойствами личности, которые определяют функционирование, как периферии личности, так и её ядра являются темперамент, способности, направленность и характер.
Проблема способностей, направленности и характера является не только одной из основных теоретических, но и важнейшей практической проблемой. Направленность, характер и способности существуют и проявляются в какой-то определенной деятельности. От правильной оценки способностей, направленности и характера зависит профессиональное самоопределение и последующее развитие личности, эффективность служебной деятельности.
Психология ставит перед собой задачу изучить формирование и развитие психических свойств человека. Как создаются интересы человека? Как развиваются его способности? Как формируется его характер? Исследование такого рода вопросов составляет одну из важнейших задач психологии.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других целым рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность. Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивостью является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.
Психические свойства человека – его способности, его характер, его интересы и склонности – вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это – особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в Человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается, а, следовательно, так или иначе, меняется.
Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: темперамент, характер и способности.
1.3. Личность безопасного типа поведения
Личность безопасного типа поведения – определение, которое относительно недавно вошло в науку. Первым обратил внимание Л.И. Шершнев. Он считал, что личность безопасного типа поведения - человек, который осознает самого себя, предназначение себя, смысл своей деятельности, который стремится жить в гармонии с собой и обществом. Такой человек уважает окружающую среду, ценности общества, законы, также проявляет заботу о своем здоровье, жизни и безопасности людей.
Введение данного определения в научный обиход связано со многими факторами. Рассмотрим некоторые из них.
1. Возрастание угроз людям, природе, социуму. Все это активизирует в науке интерес создания определенных систем обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Данные системы должны ограждать человека и окружающий мир от различных угроз.
2. Возникающая проблема прогрессирующего воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на развивающуюся личность человека. Данная тема решается в рамках разнообразных проектов по обеспечению психологического и физического здоровья.
Исходными положениями для определения личности безопасного поведения можно считать способность и возможность человека удовлетворять свои потребности в самореализации, самоутверждении, самооценке и самоопределении. Если разделить людей по качествам, присущим личности, то люди делятся на тех, у кого эти способности и возможности ограничены, и тех, у кого они есть. Следовательно, чтобы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. – Барнаул.: АлтГПА, 2012. - 381 с.
2. Ананьевские чтения 2009. Современная психология: методология, парадигмы, теория Выпуск 2. Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2009», Выпуск 2, Методологические и теоретические проблемы психологии / Под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. – 622 с.
3. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с.
4. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
5. Безопасность личности: состояние и возможности обеспечения. Материалы международной научно-практической конференции 10–11 мая 2012 года. – Пенза – Ереван – Колин: Научно-издательский центр «Социосфера», Дарбинян А.Р., Аветисян П.С. (ред.). 2012. – 92 с.
6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. - 413 с. 3
7. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С, Жидко М.Е. Психотерапия. Учебник для вузов. — 2-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2007. — 480 с.
8. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009- 496 с.
9. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник. СПб. 6-е изд., перераб. 2009. -234 с.
10. Венгер А.Л. (ред.) Психология третьего тысячелетия. Дубна: 2014. - 334 с.
11. Голенков А.В. (ред.) Материалы IV съезда психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов Чувашии. - Научное издание. Чебоксары, 2010. – 376 с.
12. Горинов В.В., Васюков С.А., Данилова С.В., Ушакова И.М., Баева А.С. Ограниченная вменяемость и невменяемость при расстройствах личности. Методические рекомендации. – М.: ФГУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России, 2011. – 19 с.
13. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника // Автореф. дисс. … канд. пед. наук.- Омск, 2009. - 25 с.
14. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. (ред.) Психология личности. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007 — 653 с.
15. Журавлев А.Л., Знаков В.В., Рябикина З.И. Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15–16 Октября 2008 г. — М.: Институт Психологии РАН, 2008. — 608 с.
16. Калюжный Е.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие / Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, Д.Г. Сидоров. - Арзамас: АГПИ, 2012. – 316 с.
17. Лешер О.В., Двирская Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА КАК ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(56). – Новосибирск: СибАК, 2015.
18. Марцинковская Т.Д. (ред.) Психология развития. 3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 528 с.
19. Михайлов Л.А., Ахмадуллин У.З., Васильев Е.С. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. С. 103-107.
20. Неверов В. Н., Деркач А. М. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 50-53.
21. Петрушенко С. А. Формирование личности безопасного типа поведения посредством организации межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла и ОБЖ [Текст] / С. А. Петрушенко, Н. М. Саенко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 221–223.
22. Психология в России и за рубежом: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2016 г. июль). — СПб.: Свое издательство, 2016 июль. — iv, 40 с.
23. Реан Артур (ред.). Психология человека от рождения до смерти.- М.: АСТ, 2015. — 656 с.
24. Рубцов В.В. (ред.) Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии 2013. Материалы конференции. 20-24 мая 2013 года. – М.: МГППУ, 2013. – 95 с.
25. Семенова Ю. А. Психологические свойства личности [Текст] / Ю. А. Семенова, Д. С. Василега // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 374–376.
26. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
27. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.
28. Стасенко В.Г. Профессия психолог в современном мире. - Воронеж: МИКТ, - Corol studia. - 60 с.
29. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 592 с.
30. Тугушев Р.X., Гарбер Е.И. Общая психология. Учебник - М.: Изд-во Эксмо, 2006 г. - 560 с.
31. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы 2015 №01. Научно-практический журнал. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. 2015. - 160 с.
32. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
33. Шерстнева О.Е., Савин А.П. Педагогические проблемы безопасности ребенка в условиях современных рисков социализации. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2010. - №2. – С.31-36.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
35. Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 5. - http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/rebko.pdf
36. Психология личности, понятие, структура, теория личности — samorazvitie.org