Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в условиях стремительно меняющейся действительности, формирование морально-нравственных ценностей в рамках воспитательной работы является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики, социологии и философии. Работа, проводимая в этом направлении, позволяет успешно решать такие актуальные проблемы, как понимание школьниками ценностных духовных ориентиров (совести, долга, чести), определять формы и методы психолого-педагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспитания учащихся. Ключевым моментом, от которого в основном зависит эффективность проводимых в данном направлении исследований, зависит от верно поставленных целей, грамотно подобранных экспериментальных методик и, разумеется, от личности самого педагога-психолога, организующего эту деятельность.
Следует отметить большие сложности в формировании морально-нравственных ценностей в старшем школьном возрасте. Во-первых, эти сложности связаны с общественными установками, согласно которым приоритет отдаётся материальным ценностям. Духовные ценности при этом либо становятся второстепенными, либо вовсе отрицаются. В связи с этим можно наблюдать распущенность людей, их откровенные насмешки над культурными традициями, что, несомненно, является признаком деградации социума. Во-вторых, психофизиологические особенности старшеклассников, связанные как с бурным развитием их организма, так и с кардинальным преобразованием сферы сознания при эмоциональной неустойчивости, требуют особого подхода при формировании морально-нравственных ценностей.
Психолого-педагогическая работа, направленная на воспитание старшеклассников, является одним из важных факторов становления и совершенствования их личности. В связи с этим тема данной работы является актуальной.
Цель работы: разработать досуговое мероприятие для учащихся старших классов, имеющее воспитательное значение.
Объект исследования: досуговая деятельность
Предмет исследования: досуг как форма организации воспитания.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности досуговой деятельность
2. Провести обзор особенностей воспитания в старшем школьном возрасте
3. Разработать досуговое мероприятие воспитательного характера для старшеклассников
4. Сделать выводы по результатам данной работы.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ опыта педагогической работы.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы досуговой деятельности как формы организации воспитания
1.1. Понятие и сущность досуга и развлечений в системе социально-культурной деятельности
На современном этапе развития культурной деятельности широкое распространение получила деятельность в сфере досуга и развлечений – современное направление развлекательной деятельности, основанное на активном участии людей в шоу-программах. Данная деятельность представляет собой одно из средств стимулирования полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой деятельности.
У досуговой и развлекательной деятельности имеются характерные чер ты:
1) организуется в своб одное время,
2) имеет свободу выб ора,
3) участие в программах является добровольным
4) основана на активности гостей, инициативы как одн ого человека, так и разл ичных социальных гру пп.
5) В основу досуговой и развлекательной деятельности должны быть положены национальные, региональные, религиозные, особенности и традиции,
6) Существует множество разновидностей досуга и развлечений, которые предназначены для различных категорий людей (например, по возрастным характеристикам различают детскую, подростковую, молодёжную и взрослую анимацию),
7) Осуществляется на основе гуманистических, оздоровительных, развивающих, культурологических, психологических и воспитательных ценностей .
Одна из основополагающих задач досуговой и развлекательной деятельности – организация культурного отдыха, который является не только средством от усталости, но и нейтрализации негативных моментов, посредству разнонаправленной игровой деятельности.
К развлекательным программам относят следующие виды деятельности:
1) спортивные игры и состязания,
2) танцевальные мероприятия,
3) карнавалы,
4) занятия, входящие в сферу духовных интересов и др.
Данные виды программ не случайны, так как современные виды досуга и развлечений опираются на историю своего развития.
До того как на престол вступил Пётр Первый, в России не проводились официальные светские развлекательные мероприятия. Первым подобным мероприятием стало празднование в честь взятия Азова, которое состоялось в 1697 году, в период правления Петра Первого. В этот период во время официальных торжеств давали фейерверки. В творческой композиции присутствовал сюжет. Действие происходило в пышном праздничном интерьере.
В период правления Екатерины Великой самыми излюбленными светскими мероприятиями были маскарады. Маскарады праздновались очень пышно и торжественно, чему способствовала дворцовая обстановка.
После революции в массовых мероприятиях обозначилась чёткая патриотическая и политическая направленность, чему способствовало появление так называемых агиттеатров. С самого начала своего появления театр народных масс лёг в основу проводимой культурной революции.
В.И. Ленин отмечал, что результатом развития массовых культурных событий должно стать рождение «культурной коммунис тической страны».
Праздничные массовые шествия стали ассоциироваться с движением к новой жизни, к коммунизму. В 20-х годах прошлого столетия наблюдалось массовое развитие самодеятельности под лозунгом «За искусство». В это время развиваются самые разнообразные формы развлечений:
- мистерия-буфф
- митинг-концерт
- массовые спектакли-обозрения
- кружки самодеятельности в рабочих клубах
- массовый агиттеатр.
Все эти формы выполняли не только развлекательную функцию. Они использовались для формирования у населения определённых политических установок.
На современном этапе развития зрелищных видов искусств также отмечается их значительное разнообразие. Наиболее популярными разновидностями являются следующие:
1) массовые мероприятия на открытой территории;
2) спортивно-развлекательные ивенты;
3) массовые театрализованные митинги;
4) юбилейные торжества;
5) фестивали иску сств .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Бурняшева, Л.А. и др. технология создания и реализации анимационных программ // НАУКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 267-269.
4. Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек [Электронный ресурс] – URL:[ http://www.easyschool.ru/books/literatura/vvedenie-v-literaturovedenie-chernets-halizev/aspekti-kompozitsii] - (Дата обращения: 03.01.2021)
5. Власенко, Е.А. Анимационные программы в туризме как инструмент рекреации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 1501-1504.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
8. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
9. Димитрова А.С., Кузнецов В.И. Гостиничная анимация как ключевой компонент современного туристического сервиса. [Текст]. Международный студенческий вестник.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
11. Журавлева М. М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011 г.
12. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Красильников. – М.: Издательство МГУК, 2005.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
14. Кудашова, Л.Т. технология создания анимационных спортивных программ // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2014.
15. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.
16. Миронова, Н.С. Детский досуг как психолого-педагогическая проблема // Инновационные процессы в современной науке, тенденции развития. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 98-104.
17. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
18. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
19. Нестеров А.К. Создание, разработка и составление анимационных программ. [Электронный ресурс] : // Энциклопедия Нестеровых - URL: http://odiplom.ru/lab/sozdanie-razrabotka-i-sostavlenie-animacionnyh-programm.html - (Дата обращения: 03.01.2020)
20. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
21. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
22. Планирование на предприятии туризма / под. ред. проф. Е. И. Богданова. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008.
23. Плотникова, В.С. Специфика организации анимационных программ в событийном туризме // Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов. Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. Петрозаводский государственный университет. 2016. С. 266-269.
24. Фисюк, Т.Т. Театрализованная культурно-досуговая программа как анимационный проект // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 138-142.