Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§2. НАПРАВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
§3. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 13
§4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО 18
§5 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: большую часть своего детства человек проводит в образовательных учреждениях. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Образовательное учреждение для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам. Образовательное учреждение – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у ребенка в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в образовательном учреждении, какие знания сумел приобрести. В Федеральных государственных образовательных стандартах конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, и внеурочную деятельность. Если предметные результаты учащихся достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека. Удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
Одной из современных тенденций в деятельности учреждений образования является совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
- все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
- правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, что в конечном итоге скажется на конкурентоспособности специалиста;
- все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. В таких ситуациях, когда родители заняты вопросом выживания, необходима помощь в возрождении семьи и тех традиций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. Педагоги смогут внести реальный вклад в развитие духовного мира семьи.
Проблема: определение формы организации внеурочной деятельности.
Противоречие между теорией и практикой: желание модернизировать педагогическую и вне учебную деятельность.
Ученые, методисты работающие в этой области: А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, В.А. Левин., С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева.
Цель исследования: изучить и проанализировать формы внеурочной работы в начальной школе.
Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры здоровья младших школьников во внеклассной работе внеурочной деятельности в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «внеурочная деятельность».
2. Определить направление и особенности внеурочной деятельности.
3. Выявить наиболее эффективные формы внеурочной работы в начальной школе.
4. Проанализировать организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО.
5. Сформулировать ряд рекомендаций для педагогов по формированию внеурочной деятельности в начальной школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формы внеурочной работы в начальной школе.
§ 1. ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В педагогическом словаре определение внеурочной деятельности имеет определение, как комбинированная часть воспитания и обучения в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [11]. В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Опираясь на Федеральный базисный учебный план для государственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по различным видам внеурочной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [12], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации образовательного процесса является предоставление возможности обучающимся значительного выбора занятий, которые направлены на их развитие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2018. – 48 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 31
3. Белик А.Е. Формирование ценности интеллектуальной деятельности в системе внеурочной работы школы / А. Е. Белик, С. В. Гайсина// Методист. - 2020. - № 2. - С. 49-51
4. Благинин А.Г. Вопросы обновления содержания общего образования / А. Г. Благинин// Вестник образования. - 2016. - № 11. - С. 5-9.
5. Боловцова Ю.А. Воспитательные практики внеурочной деятельности / Ю. А. Боловцова// Методист. - 2020. - № 1. - С. 11-14.
6. Внеурочная деятельность в начальной школе / А.А. Селина, О.Ю. Ефричева, Е.Ю. Богданова, Ю.А. Абрамова // Вестник научных конференций. – 2020. - № 1-3 (53). – С. 139-141
7. Грустливая А.А. Методический подход к реализации внеурочной деятельности в рамках технического направления в средней школе / А. А. Грустливая, Е. С. Трегубова// Методист. - 2019. - № 8. - С. 51-56.
8. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42
9. Захарова О.О. Формирование межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Захарова Ольга Олеговна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. гуманитарно-пед. ун-т]. - Челябинск, 2016. - 24 с.
10. Игнашкина Т.В. Внеурочная деятельность в школев рамках ФГОС: методическое пособие / Т. В. Игнашкина, Н. Г. Бакина ; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании". - Киров : МЦИТО, 2017.
11. Котова С.А. Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство повышения доступности и качества начального образования // Герценовские чтения. Начальное образование. - Т.8. - №1. - 2017. - С.7-14.
12. Котова С.А., Нужнова Н.М. Вызовы времени и новые перспективы развития дополнительного образования // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. V Всероссийская c международным участием научно-практическая конференция «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». 1 марта 2019 г. - Т.5. - Вып. 1. - 2019. - С. 278-289.
13. Максимова С.В. Методические рекомендации к учебному пособию "Путь к успеху. Портфель достижений" [Текст] : для 2 кл. общеобразоват. организаций / С. В. Максимова, Н. В. Фоменко. - М. : Русское слово, 2019. - 96 c.
14. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся : методическое пособие, программа, тематическое планирование / С. В. Максимова. - 2-е изд. - Москва : Русское слово, 2016. - 116, [2] с.
15. Мелитовская И.Н. Обновление методики внеурочной работы в аспекте подготовки бакалавров к педагогической практике / И. Н. Мелитовская// Методист. - 2020. - № 1. - С. 34-37.
16. Миляева Л.М. Воспитательная деятельность классного руководителя. - Москва : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016.
17. Мирюскевич А.Н., Котова С.А. Проектирование форм и видов внеурочной деятельности в начальной школе / А.Н. Мирюскевич, С.А. Котова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2019. – Т. 10. - № 2. – С. 9-14
18. Нечепаева С.А., Шамшева Г.В. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. - № 3. – С. 191-195
19. Николаева К.С. Из опыта работы по использованию ИКТ во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО / К. С. Николаева, С. П. Полетыкина // Культура и образование: новые вызовы и перспективы : материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 04-28 апреля 2016. - Кемерово, 2016. - С. 93-95.
20. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС основного общего образования [Текст] : учебно-методическое пособие / О. С. Белухина, Н. А. Жуковская, Д. Г. Николайчук [и др.] ; Министерство образования Саратовской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования". - Саратов : СОИРО, 2017. – 40 с.
21. Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Педагогические аспекты организации внеурочной деятельности в школе [Текст] : учебно-методическое пособие / [А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова, Н. Э. Касаткина и др.] ; [под общей редакцией Н. Э. Касаткиной] ; Департамент образования и науки Кемеровской области, Кемеровский государственный университет, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Кемеро : Изд-во КРИПКиПРО, 2016. - 119 с.
22. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3-2(18). – С. 101-103
23. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112
24. Начального общего образования (1–4 класс): приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 31.12.2015). [Электронный ресурс]. – http://минобрнауки.рф/документы/922
25. Савиных Г. Как оценить качество внеурочных занятий по новым требованиям ФГОС / Г. Савиных // Справочник заместителя директора школы. – 2018. – № 2 [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/