Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующим. В современном обществе агрессивное поведение детей выступает в качестве одной из ведущих проблем. С позиции отечественных и зарубежных исследователей, агрессивное поведение, сформировавшееся еще в период детства, может сохраняться в течение всей жизни человека.
В современном мире агрессивное поведение все чаще встречается там, где защита может иметь иные формы выражения. То есть изменившиеся представления о поведенческой линии человека и технологиях построения внутригрупповых и межличностных отношений требуют пересмотреть и феномен агрессивного поведения, оценивая его, скорее, как проблемы, нежели естественный защитный механизм. Поэтому весьма важно решать эту проблему еще в ДОО, применяя инновационные методы работы.
Все это делает рассмотрение темы «Инновационные методы работы с агрессивными детьми в условиях ДОО» актуальным.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных инновационных методов работы с агрессивными детьми в условиях ДОО.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- проследить особенности чувственно-эмоционального развития старших дошкольников;
- рассмотреть понятие агрессии и агрессивного поведения;
- описать инновационные методы профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников;
- разработки программы эмпирического исследования и на основе ее выявить особенности и причины агрессивного поведения старших дошкольников;
- выработать рекомендации по применению инновационных методов работы по преодолению и профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников в условиях ДОО.
Объектом исследования является агрессивные проявления в старшем дошкольном возрасте.
Предметом – инновационные методы работы по преодолению и профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников в условиях ДОО.
Отдельные аспекты рассматриваемой темы нашли свое отражение в работах таких исследователей, как: А. Бандура, Л.В. Беркавиц, Л.И. Божович, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Ю.Н. Гераскина, А.Г. Долгова, М.В. Ермилова, И.Ю. Кулагина, Г.И. Марасанов, В.А. Петровский, Е.И. Рогов, А.В. Семенович, Р. Уолтерс, И.А. Фурманов, П. Экман, Д.Б. Эльконин и др.
В работе применялся следующий комплекс методов.
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической и педагогической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирической информации: 1) методика диагностики агрессивности Басса – Дарки; 2) проективная методика Вагнера «Рука»; 3) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина.
3. Методы количественного и качественного анализа, а также табличной и графической интерпретации данных.
Базой эмпирического исследования стадо ДОО № 120. В выборку вошли 24 воспитанника подготовительной группы.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть полезны при преодолении агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы применения инновационных методов работы с агрессивными детьми в условиях ДОО
1.1 Особенности чувственно-эмоционального развития старших дошкольников
Рассматривая особенности эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте, в первую очередь укажем, что у детей дошкольного возраста не утрачена непосредственность выражения различных эмоций, однако у них формируется эмоциональная компетентность, развивается способность вербализовать и осознавать как собственные чувства, так и чувства окружающих людей. При этом проблему эмоционального развития рассматривали многие учёные (например, это М.В. Гамезо, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, Е.И. Рогов, Т.П. Скрипкина и другие), каждый из которых, смог внести свой отдельный вклад для приближения разрешения такой важной на настоящий день проблемы.
Необходимо указать, что базовые изменения в эмоциональной сфере у дошкольников в первую очередь обусловлены установлением иерархии мотивов, а также возникновением новых потребностей и интересов. Чувства дошкольника постепенно теряют свою импульсивность, они становятся по смысловому содержанию более глубокими. Однако остаются все же трудно контролируемые эмоции, которые связаны с органическими потребностями, например, это жажда, голод и т.д.1
Особое влияние на эмоциональное развитие дошкольников оказывает развитие их познавательной сферы личности, в том числе, включение в эмоциональные процессы речи, что неизменно приводит к их интеллектуализации2. При этом укажем, что именно эмоции выступают в качестве показателя общего состояния старшего дошкольника, его физического и психического и самочувствия. Также укажем, что тенденция к развитию эмоциональной регуляции, а также формирование дифференцированной и адекватной эмоциональной экспрессии, активное развитие у ребенка дошкольного возраста способности использовать ее как средство общения становятся взаимосвязанными3.
Развитие у детей эмоциональной саморегуляции представляет собой также значимое направление их развития в целом. При этом социализация детей дошкольного возраста включает в себя: а) упорядочение у детей врожденной спонтанности; б) постепенный переход от импульсивного выражения эмоций к контролируемым формам, которые приемлемы в конкретном обществе4.
У детей развитие эмоциональной регуляции имеет несколько планов. При этом контроль над экспрессией принимать может формы подавления, маскировки, симуляции, более жесткую субординацию. Важно указать, что современный дошкольник нередко испытывает заметные трудности в развитии эмоциональной сферы в первую очередь по причине таких обстоятельств, как, например, дефицит общения со взрослыми людьми, активное стремление взрослых совершенствовать интеллектуальное развитие ребенка, обедненный реальный и игровой опыт. Уровень развитие у дошкольников эмоциональной саморегуляции наглядно показывает их развитие когнитивной сферы, а также уровень опыта социальных отношений. Постепенно эмоциональная коммуникация дошкольников приобретает сходство с коммуникацией взрослых людей. Также отметим, что тенденция к формированию эмоциональной регуляции, развитие дифференцированной и адекватной эмоциональной экспрессии, совершенствование способности использовать ее как средство общения именно на этапе дошкольного детства – все это взаимосвязано между собой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Наука, 2000. – 508 с.
2. Берковиц, Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л.В. Беркавиц. – СПб.: Нева, 2001. – 510 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – 5-е изд. – СПб., 2016. – 244 с.
4. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Питер, 2004. – 137 с.
5. Бэрон, Р.А. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. – М.: АСТ, 2014. – 411 с.
6. Волков, Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
7. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2013. – 434 с.
8. Гераскина, Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.Н. Гераскина. – М.: Педагогика, 2015. – 106 с.
9. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. 2005. – 244 с.
10. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром [Электронный ресурс] // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm. - (дата обращения 07.01.2020).
11. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. – 5-е изд. – М.: Линка–Пресс, 2016. – 225 с.
12. Долгова, А.Г. Агрессия в детском возрасте: диагностика и коррекция [Текст] / А.Г. Долгова. – М.: Академия, 2009. – 215 с.
13. Ермилова, М.В. Проблема агрессивности в современной психологии [Текст] / М.В. Ермилова // Общество - наука - инновации: сб. cт. В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. –С. 192 - 194.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. – 4-е изд. – М., 2015. – 344 с.
15. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г.И. Марасанов. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
16. Механизмы человеческой агрессии [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. М.К. Винина. - М.: Наука, 2015. – 168 с.
17. Петровский, В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Петровский. – М., 1996. – 198 с.
18. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / сост. Романова И.А. – 6-е изд. – М.: Экзамен, 2016. – 228 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Просвещение, 2016. – 412 с.
20. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст] / А.В. Семенович. – М.: Юрайт, 2015. – 320 с.
21. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст] / З. Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
22. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.
23. Экман, П. Психология эмоций [Текст] / П. Экман. – М.: Владос, 2013. – 239 с.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2009. – 388 с.