Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие и совершенствование моторной сферы является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Формирование двигательной сферы у ребенка является важной составляющей его развития. Несмотря на относительную самостоятельность моторная сфера человека, по мнению Л.С. Выготского, представляет собой одну из возможностей компенсации интеллектуального нарушения. Развитие двигательной сферы имеет тесную связь с развитием интеллекта, памятью, логическим мышлением и речью (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев) [4, 21, 21].
У детей со сложной структурой имеется нарушение речи. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Таким образом, актуальность нашей работы заключается в дальнейшем изучении взаимосвязи речевого развития, в особенности ее моторного компонента, в условиях нарушенного развития, а также разработка ряда специальных занятий, обеспечивающих исправление, ослабление, сглаживание недостатков детей с нарушением слуха и интеллекта.
Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были предметом исследований М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донской, Л.И.Тиграновой, М.Ф.Титовой, Л.С.Тамошюнене и др [5, 15, 6]. В отличие от детей с нарушениями слуха и сохранным интеллектом у этой категории детей обнаруживается ярко выраженная инертность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие, неумение использовать оказываемую помощь, некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля. Значительное отставание отмечается в речевом развитии: крайне ограничен словарь, фразовая речь в зачаточном состоянии.
Е.М.Мастюкова, Н.Г.Байкина, В.Б.Галкина, Б.Б.Колесов и др.[24,3] обращают внимание на необходимость специальной работы по развитию моторной сферы у детей с нарушением слуха в комплексе коррекционного воздействия. Наличие различной степени недостаточности общей, мелкой и артикуляционной моторики отрицательно влияет на формирование у детей с комплексным нарушением не только устной речи, но и процесса письма, а также двигательных навыков и умений.
Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать проблему тугоухости у детей дошкольного возрста.
Цель исследования: изучение проблемы тугоухости у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тугоухость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с тугоухостью.
Гипотеза исследования: у дошкольников с тугоухостью выявляется качественное своеобразие формирования общей, мелкой артикуляционной моторики, а также соотношение между недостатками познавательных процессов и моторного развития. Эффективность учебно-воспитательного процесса повысится при создании системы работы, включающей специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме и охарактеризовать состояние разработанности проблемы.
2. Разработать методику оценки уровня проблемы
3. Изучить особенности моторной сферы у дошкольников с тугоухостью
4.Провести исследование.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование дает возможность выявить специфику формирования двигательной активности детей со сниженным слухом.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; эмпирические: организация и проведение педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов.
Глава 1. Теоретические проблемы тугоухости детей дошкольного возраста
1.1 Развитие слуха ребенка в норме
Важнейшую роль в процессе обеспечения двигательной активности и поведения ребёнка во младенчестве играют глубокие структуры мозга. Этот факт отразил в своих исследованиях Л. С. Выготский. Он же отметил, что в первые месяцы жизни ребенок проходит три стадии развития моторики и поведения, которые соответствуют последовательному созреванию стриополидарной системы подкорки (1, 2 стадии) и созреванию коры больших полушарий ( на 3 стадии). Тем не менее, наиболее полное представление об иерархической организации движений человека в контексте активного приспособления поведения мы имеем благодаря концепции Н. А. Бернштейна, который разработал теорию уровней построения движений.
Эта теория определяет, что развитие движений, которые соответствуют каждому уровню, возможно в онтогенезе по мере ого, как созревают отделы мозга, которые отвечают за эти движения [5]. Но было бы ошибочно считать, что созревание само обеспечит эти движения на данном уровне. Созревание может создать условия, которые человек должен реализовать. Соответственно, не реализуй он их, не будет и движений. Причем реализация условий зависит от факторов, которые относятся или не относятся к двигательной сфере. Кроме того, созревание уровней будет зависеть и от последовательности формирования поведенческой активности. Важный механизм этой активности - механизм обратной связи, который формирует все формы произвольной двигательной активности. Развитие двигательной сферы в онтогенезе осуществляется в результате формирования локомоторных функциональных систем на основе процессов системогенеза и идет в направлении от простейших универсальных движений уровней А и Б к высокодифференцированным манипулятивным движениям уровня Е, имеющим социокультурное происхождение [21].
Здесь большую роль играет слуховое восприятие раздражителей, без которых невозможно полноценное развитие двигательного аппарата.
Существует несколько этапов развития:
Этап 1. Младенчество (от 0 до 1 года)
Когда ребёнка кладут на живот, он может лишь на секунду поднять голову. Он не может управлять своей головой. На раздражитель реагирует общей двигательной активностью, нет координации в движениях.
Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребен¬ка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путём многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать кого ребенка, условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качест¬ву (по тембру, по высоте).
Этап 2. (1-3 года)
Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспри¬нимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2005. –576 с
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова ; под ред. Н.М.Назаровой. 2-е изд., Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 400 с.
3. Байкина Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев. - М. : Сов. спорт, 1991. – 62 с.
4. Безруких, М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования // Научные исследования в образовани. - 2011. - с.1-9;
5. Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом / Г.П. Бертынь // Дефектология. – 1998.- № 6
6. Бертынь Г.П. Клинико-психологическое изучение глухих со сложным дефектом / Г.П. Бертынь, Т.В. Розанова // Дефектология.- 1993.- № 6
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Т.Г.Богданова.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-224 с.
8. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). — СПб.: «Паритет», 2002.
9. Власовой Т.А НИИ дефектологии АПН СССР.- М., 1967.-С.293-294.
10. Зикеев, А. Г. Специальная педагогика: развитие речи учащихся : учеб. пособие – 2-е изд. / А. Г. Зикеев. – М. : Академия, 2005. – 200 с.
11. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ин-т, 2008. – 354 с.
12. Лапшин В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/В.А.Лапшин, Б.ПЛузанов М.: Просвещение, 1990,- С.77-89.
13. Леонгард, Э.И. Я не хочу молчать: из опыта работы по организации процесса обучения глухих и слабослышащих детей / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. М.: Просвещение, 1990. - 110 с.
14. Лигостаева И. А., Дерюгина Л. И. Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 123-127
15. Ляхова, И.Н. Коррекционное значение гимнастики в учебно-педагогическом процессе по физическому воспитанию глухих школьников младших классов: дисканд. пед. наук / И.Н. Ляхова, М., 1992. - 151 с.
16. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова // Дефектология, 1987. №3. - С. 3-9.
17. Науменко Д.Э Особенности развития детей со сложной структурой нарушения как психолого-педагогическая проблема / Д. Э. Науменко //
Материалы IX Международной научно-образовательной конференции «Актуальные специальной психологии и коррекционной педагогики»
Под редакцией А.И. Ахметзяновой. - Том. IX .- 2015. – С.183- 188.
18. Певзнер М.С., Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей с затруднениями в обучении // Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложными дефектами. М., 1980. С.4-42.
19. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом//Дефектология, 1992,№2-3
20. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
21. Сермеев, Б.В. Методика воспитания двигательных качеств аномальных детей / Б.В. Сермеев. Горький, 1976. - 76 с.
22. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001. — С. 333.
23. Фарфель B.C. Двигательные способности детей, их развитие и пути изучения / B.C. Фарфель // Развитие двигательных способностей у детей: тез. симпозиума. М., 1976. - С. 191-194.
24. Шапкова Л.В. Коррекционно-подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2002.-212 с.