Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы» [36].
Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Повышение педагогической культуры родителей — одно из важнейших направлений воспитания и социализации обучающихся. Современная ситуация в сфере воспитания в рамках ФГОС требует сегодня создания более эффективной системы социально—педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей также связана с инновационным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия и потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе воспитания нравственной культуры).
Противоречие: между необходимостью проведения взаимодействия педагогов образовательной организации с родителями по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста и недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов по данному вопросу.
Объект исследования: формирование нравственности младшего школьника во взаимодействие школы и семьи.
Предмет исследования: формы взаимодействия школы и семьи в воспитании нравственности.
Цель: Изучить особенности формирования нравственности младшего школьника во взаимодействии с семьей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность нравственной культуры личности.
2. Выделить особенность взаимодействия школы и семьи в воспитании нравственности.
3. Рассмотреть формы взаимодействия школы и семьи в воспитании нравственности.
4. Предложить программу «Воспитание нравственной культуры младших школьников».
Теоретическо—методологической основой исследования служат труды педагогов советского периода Ю.К. Бабанского, А.С. Макаренко, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и др.. Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имеет теория деятельности как фактор социально—нравственного развития личности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно—поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по нравственному воспитанию детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, анкетирование, опрос.
База исследования: База исследования: экспериментальное исследование проводилось с декабря по февраль 2020—2021 г. на базе МБОУ «СОШ№ 22» г. Анжеро— Судженска, Кемеровской обл., с обучающимися 2 А класса в количестве 20 человек, в возрасте 9 лет.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственности младшего школьника в условиях семейного воспитания
1.1. Понятие и сущность нравственной культуры личности
В современной социокультурной ситуации, когда в обществе наблюдаются духовный кризис, падение нравов, усиление конфликтов на межнациональной основе, важное значение приобретает формирование нравственной культуры. Они занимают в жизни каждого человека особое место, поскольку он с самого момента рождения, попадая в социальное пространство, осваивает его нормы, традиции, устои. Нравственная культура, являясь «аффективными образами» и отражением «чувственного состояния души» (К.Д. Ушинский), влияют на целостное развитие человека. Сначала ребенок, запечатлевая поступки родителей, затем сверстников и других окружающих, начинает подражать им. Он наблюдает, как реагирует общество на данные поступки, какую нравственную или моральную оценку они вызывают. Постепенно в сознании ребенка рождаются представления о правильном или неправильном поведении, нравственном или безнравственном, моральном или аморальном поступке, то есть происходит формирование нравственной культуры, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в конкретной ситуации, деятельности.
Развитие нравственности тесно связано с понятием нравственного идеала — высшего образца общечеловеческих ценностей. Нравственный идеал человека — общее представление о совершенном человеке, обладающем лучшими нравственными качествами, знаниями и умениями. От этого идеала зависит понимание содержания добра и зла, правильного и неправильного, что находит отражение в культуре и жизни каждого народа. Нравственный идеал — это вершина духовного совершенства, к которому стремится человечество, который является компасом в воспитательной и образовательной системах. На наш взгляд, нравственный идеал человека может характеризоваться как человек, совершающий добрые поступки, ответственный, смелый и честный, который не лжет, не ворует, не убивает. История развития человечества
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. 2015. — С. 48—53.
2. Бельский, В. Ю. К. Д. Ушинский о национальном характере воспитания / Бельский В. Ю. // Социально—гуманитарные знания — 2013 — N 6. — С. 203—213.
3. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2014. – С. 100–141.
4. Бочавер А.А., Вербилович О.Е., Павленко К.В., Поливанова К.Н., Сивак Е.В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование.2018. Т.23. № 4. – С. 10–11.
5. Будникова, В. В. Добрым быть совсем не просто / В. В. Будникова // Воспитание школьников. –2013. – № 8. – С. 20–25.
6. Валеев, Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д.Ж.Валеев // Социально—гуманитарные знания. – 2012. — №2. – С.196—207.
7. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Общественное участие в деятельности образовательных организаций: оценка родителей и директоров школ // Проблемы современного образования.2018. № 4. — С.102—112.
8. Вершловский С.Г. Семья в гуманистическом контексте // Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ—лабораторий / КО СПб.; СПб АППО. — СПб.: СПбЦИТиТ, 2012. —С. 6—21.
9. Воликова, Т. В. Учитель и семья: пособие для учителей. / Т. В. Воликова. –2—е изд., перераб.– М. : Просвещение, –2017. – 111с.
10. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. / JI.C.Выготский //Союз — №11 —2014. — С. 67—69
11. Глушкова, В. С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе / В. С. Глушкова // Классный руководитель. – 2018. № 9 – С. 140–145.
12. Гнатенко, О. А Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка / О. А. Гнатенко // Народное образование. – 2019. № 9. – С. 156–160.
13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с.
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно—нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2018. – 542 с.
15. Концепция духовно—нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М — 2017. – 42 с.
16. Лаврентьев, В. В. Рекомендации классным руководителям по работе с родителями / В. В. Лаврентьев // Классный руководитель. – 2017. – № 3 – С. 46–48.
17. Маломаркина, Г. С. Содержание, формы и методы работы с родителями / Г. С. Маломаркина, А. Г. Каухова // Классный руководитель. – 2014. – № 5. – С. 45–47.
18. Маркова, Л. Н. Проблемы семьи – проблемы школы / Л. Н. Маркова // Классный руководитель. – 2018. № 2. – С. 35–41.
19. Марьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А. И. Марьянова // Начальная школа. – 2017. №7. – С. 17–19.
20. Меренков, А. А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания / А. А. Меренков // Классный руководитель. – 2015. № 5. – С. 45–51.
21. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия семьи и школы: методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2019. – 142 с.
22. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: науч.—метод. пособие / под ред. О.А. Щекиной; науч. ред. Л.С. Нагавкина. — СПб.: СПб АППО, 2016. – 245 с.
23. Трофимова, Н. Новая социальная ситуация и школьное образование / Наталья Трофимова // Народное образование. – 2014. №9. — С.192—195.
24. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия шкоы и семьи в современных условиях / Т.П. Елисеева. Классный руководитель. — М. 2008. № 5. — С.65—72.
25. Хапачева С. М., Шишева Д. С. Система работы по осуществлению взаимодействия семьи и школы в процессе формирования младшего школьника // Научно—методический электронный журнал «Концепт». – 2016. № 2. — С. 16–20.
26. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. — 2012. № 5. — С. 19—26.
27. Щекина О.А. Некоторые аспекты подготовки педагога к взаимодействию с родителями обучающихся // Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования: материалы второй междунар. науч.—практич. конф. каф. педагогики и андрагогики 16—17 апр. 2012 г. — СПб.: СПбГУПМ, 2012. — С. 125—126.
28. Щекина О.А. Показатели развития взаимодействия семьи и школы // Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении: учебно—методическое пособие / под ред И.Е. Кузьминой. — СПб.: СПб АППО, 2012. —С. 39—46.