Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование навыков и умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе - одно из условий повышения эффективности обучения, познания и осведомленность, а также развитие когнитивных навыков. Эти навыки придают детям важные качества, такие как критическое мышление, чувство ответственности за свою работу, уверенность в себе и повышают их интерес к учебе.
Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности младших школьников, даже Ю.К. Бабанский отметил, что исследований, посвященных проблемам, связанным с «развитием общеобразовательных навыков у детей школьного возраста и умением контролировать себя», пока мало.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена еще и тем, что большинство школьников считают доказательство знаний исключительной компетенцией преподавателя и не привыкли проверять себя и не умеют это делать, несмотря на это происходит как часть их деятельности. В образовательной деятельности младших школьников должен быть установлен план внутренних действий и самосовершенствования. Учитель же должен быть компетентен в вопросах самоконтроля и развивать потребность в постоянном пересмотре своей работы у каждого ученика.
Существуют психологические модели формирования учебной саморегуляции, но методика работы по формированию этой деятельности на базе различных учебных дисциплин еще недостаточно разработана, поэтому часто используется целевая работа в учебной практике выполняется индивидуально. Формирование самоконтроля в рамках учебной деятельности требует особой организации и учителя должны быть компетентны в этом вопросе.
Развитие самоконтроля - это длительный процесс постоянного предъявления школьникам определенных требований. Школьникам сложно освоить технику самоконтроля, так как им еще не хватает знаний, навыков и методов усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством учителя. Поэтому упор следует делать на обучение школьников. По мере увеличения знаний и навыков учащиеся будут развивать самоконтроль.
Все это определило тему нашего исследования:
«Формирование навыка самоконтроля в процессе изучения арифметического материала в начальной школе».
Цель исследования: выявить особенности формирования навыков самоконтроля на уроках в начальной школе и проверить эффективность методов и приемов, способствующих их развитию.
Объект исследования: процесс формирования самоконтроля в классе начальной школы.
Предмет исследования: формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики начальной школы.
Гипотеза: развитие навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики возможно, если методы и приемы их обучения применяются учителем систематически и всесторонне.
Задачи исследования:
1. Анализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разъяснение сущности понятия «самоконтроль»;
3. Распознавать особенности развития навыков самоконтроля у младших школьников;
4. Отобрать диагностический материал для проверки уровня развития навыков самоконтроля у младших школьников;
5. Выбрать и опробовать различные методы и приемы развития самоконтроля у младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, учебной и методической литературы; Изучение педагогического опыта; Наблюдение, учебный эксперимент, беседа с учителем, анализ и обобщение материала, полученного в результате исследования.
Теоретическая цель исследования - обобщить и систематизировать методы и приемы развития навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе.
Практическая значимость исследования показана в аннотациях к уроку математики с помощью ряда методов и приемов, направленных на развитие навыков самоконтроля у второклассников.
База исследования: МБОУ СОШ №5, 2 «Б» класс, классный руководитель Малышева Т.Н.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыка самоконтроля в процессе изучения арифметического материала в начальной школе
1.1. Понятие самоконтроля как компонента учебной деятельности. Особенности самоконтроля как регулятивного универсального учебного действия
Самоконтроль как психологический и воспитательный феномен упоминается в литературных источниках далекого прошлого, в работах Аристотеля, Д. Дидро и других. Много веков назад Д. Дидро в своем трактате «План государственного университета или школы всех наук для правительства России» использовал «метод умышленных ошибок», чтобы приучить школьника к самоуважению, потому что « учись постепенно. Найди истину и развивай свой интеллект».
Однако это явление давно было вне досягаемости научных интересов. В литературе он упоминается как «акцептор действия», «компаратор», «компаратор» и другие.
В произведениях Л.И. Рувинский, А.Я. Арет рассматривают самоконтроль чертой личности, необходимой ступенью в процессе самообразования.
Н.Д. Левитов рассматривает самоконтроль как акт умственной деятельности человека, форму проявления и развития самосознания и мышления, а Н.И. Кувшинов под самоконтролем понимает сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда.
Более существенные черты самоконтроля (его структурные составляющие и акты умственных действий, направленные на осуществление самоконтроля), можно обнаружить в определениях И.В. Страхова и Л.Б. Ительсона: «Самоконтроль - это форма действия, которая проявляется в контроле над выполняемой задачей, в практической оценке рабочего процесса и исправлении его недостатков». «Самоконтроль - это набор компонентов сенсорной, двигательной и интеллектуальной деятельности, необходимых для оценки правильного и эффективного планирования, выполнения и регулирования рабочего процесса, который необходимо выполнить».
В работах А.С. Лынды Самоконтроль рассматривается как черта личности, связанная с проявлением вашей активности и независимости. Его задача - самостоятельно управлять своей деятельностью и практической деятельностью в сравнении, самооценке, корректировке, улучшении хорошо выполненной работы, развитии соответствующих навыков и умений, развитии мышления, внимания и т. д. Их поведение и регулирование посредством соответствующей адаптации. Это умственные, моторные и сенсорные компоненты человеческого процесса, которые позволяют вам контролировать свои действия и их последствия [25, с. 152-162]. Действия, основанные на цели и запланированном плане, основанном на ней (сравнение, сравнение), намеренно адаптируют вашу работу, реализацию или планирование или применимые правила. Он подчеркивает, что «отсутствие коррекции неизбежно ведет к неполному самоконтролю, снижению его эффективности и остроте самооценки» [16, с. 173].
Другой взгляд на самоконтроль - А.В. Петровский: «Самоконтроль - это осознание и оценка действий, процессов и психических состояний субъекта. Возникновение и развитие самоконтроля определяется потребностями общества в поведении человека. действия и состояния «.
По мнению В.Л. Крутецкого: «Самоконтроль - это сознательная оценка и регулирование собственной активности и своего поведения, собственных действий и действий, движений с целью адаптации к изначальным намерениям, целям или требованиям человека, правилам или требованиям общества. Благодаря этому человек может контролировать и корректировать свои действия и поведение [11, с. 304], контролировать выполнение намеченного плана действий и воздерживаться от нежелательных действий.»
В психологии под самодеятельностью согласно активному подходу понимается способность человека регулировать осуществляемую деятельность и сравнивать ее выполнение с определенной программой.
Психологи обращают внимание на природу самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения [9, c. 264]. Так, как отмечает Д. Богоявленский, Н.А. Независимо от визуальных паттернов, развивайте способность обновлять идеи за конкретными словами. Со своей стороны, Дж. Арет рассматривает самоконтроль как метод саморегуляции, который помогает поддерживать интерес к дисциплине и подрывает качество знаний школьников.
Основным прорывом в развитии истории вопроса саморегуляции учебной деятельности явилась работа российских педагогов и психологов К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Блонский и др., которые подчеркнули важность тренировки самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности тренировки.
В произведениях Д. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина и других психологов самоконтроль рассматривается с точки зрения концепции создания учебной деятельности. Они рассматривают самоконтроль как один из основных компонентов процесса планирования учебной деятельности, наряду с мотивами, целями, учебной деятельностью и оценками. Со временем учебная программа должна включать «все более сложные системы (возраст за возрастом, класс за классом) целей обучения, типов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки».
В своей работе мы будем использовать мнение Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, А.С. Лынды, Л.И. Жаровой, которые рассматривают самоконтроль как часть учебной деятельности школьников, заключающуюся в анализе, регулировании их успеваемости и их результатов, то есть умение контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.
1.2. Приемы формирования навыка самоконтроля у младших школьников
В последние годы проблема самоконтроля все чаще становится предметом психологических и педагогических исследований. На наш взгляд, это связано с тем, что самоконтроль является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность школьников [1, с. 256]. Его цель - своевременно предотвращать или обнаруживать уже сделанные ошибки. Формирование учебной деятельности рациональнее начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем, тесты показывают, что самоконтроль у школьников наименее развит.
Результаты поиска по Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, П.М. Эрдниева показывает, что эффективность и успешность учащихся в учебном процессе зависит от их способности критически оценивать свои знания, выявлять пробелы, пробелы, ошибки, анализировать причины их возникновения и исправление их деятельности.
Проблемы с самоконтролем и их развитие у детей школьного возраста трактуются разными авторами по-разному. Некоторые думают, что на уровнях 1 и 2 уже есть идеи для самоконтроля [32]. Однако в регулярном обслуживании нет необходимости (Г.А.Собиева, И.Н.Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что «правильный контроль возможен только после прохождения второго курса». В некоторых исследованиях (С.П. Тищенко, К.П. Мальцев, Н.А.Романова и др.) Было обнаружено, что у учащихся 1 и 2 классов самообладание отсутствует или оно крайне незначительно.
Многие исследователи проблемы самоконтроля в науке отмечают, что сегодня школа недостаточно развивает свои умения у учащихся (Т.Н. Гавакова, А.С. Линда, М.П. Маланюк, Ю.О. Овакимян, В.С. Уманский, П.М. Эрниев и др.)
Причины такой ситуации: недостаточное понимание учителем роли и важности самоконтроля, спонтанность и неравномерность обучения, неумение учителя организовать самоконтроль среди школьников.
К.Д. говорил о необходимости выработки привычки к самоконтролю при выполнении воспитательной работы. Ушинский. В своей работе он уделяет особое внимание следующим методам обучения самоконтролю: активное повторение, чтение статьи, самостоятельное составление вопросов учащимися, взаимное исправление и самокоррекция ошибок.
К.Д. Ушинский говорил, что школьники сами исправляют свои ошибки. «Как мало впечатлений, - пишет он, - учителя многих школ исправляли детские ошибки!» Часто школьники даже не удосужились взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова. Поэтому ученики могут исправлять и исправлять ошибки самостоятельно. «Отсутствие методически правильной обработки ошибок, недооценка взаимного контроля и самоконтроля за правильностью почерка часто являются причиной необратимых последующих опечаток».
Разработано К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев играет важную роль в развитии деятельности школьников не только в приобретении и развитии знаний, но и в умении исправлять ошибки в собственных представлениях и знаниях: «Постоянное исправление ошибок в наших идеях и непрерывная работа. В нашем личном умственном развитии одна из важнейших задач нашей умственной деятельности. Каптерев подчеркивает, что «процесс восстановления длится всю жизнь» и что «более правильного взгляда на вещи можно достичь только путем постоянного исправления: если мы постоянно получаем новые впечатления от вещей, мы противостоим себе добровольно и невольно. Восприятие вещей и несоответствий. Мы адаптируем наши идеи к новому опыту».
По мнению П.П. Блонски, мой сын должен спросить: «Это правда или нет?» Они работают с учебным материалом и сравнивают свои действия с общепринятыми. Усвоение без проверки - простая и необъяснимая работа с памятью. Ассимиляция посредством интроспекции - это память, сосредоточенная на мысли «.
Развитие самоконтроля - длительный процесс, в котором ученики постоянно борются. Школьникам сложно освоить методы самоконтроля, так как им еще не хватает знаний, навыков и методов усвоения. Вы выполняете все учебные задания под руководством своего учителя. Их самостоятельность на работе развита слабо. По мере приобретения учащимися знаний и навыков у них развивается самоконтроль.
Для развития у учащихся навыков самоконтроля преподаватель должен знать: его сущность и содержание, специфику обучения и знакомить учащихся разных возрастных групп с учебным процессом, методами, приемами и ресурсами.
1.3. Характеристика уровней сформированности самоконтроля
Самоконтроль начинается, когда ребенок участвует в производстве контроля - в разработке собственных критериев, в применении этих критериев к различным конкретным ситуациям.
Развитие навыков самоконтроля должно основываться на следующих принципах:
1. Правильный самоконтроль работы должен быть максимально разным, чтобы можно было контролировать усилия каждого ученика индивидуально.
2. Шкалы контроля всегда должны быть разными, чтобы система контроля была гибкой и могла тонко реагировать на процесс (или регресс) прогресса ребенка.
3. Контроль со стороны учителя - это, прежде всего средство воспитания у детей здорового самоконтроля. Таким образом, школьники должны [28, с. 340]:
- Получать от учителя четкие и предельно ясные критерии контроля;
- Участвуйте в разработке контрольных шкал с учителем.
4. Самоконтроль ребенка должен предшествовать самоконтролю учителя, только тогда отношения перестают быть односторонними.
Кроме того, необходимы определенные условия для развития навыков самоконтроля. С первого года обучения необходимо прививать школьникам внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание собственной значимости и важности для учебной деятельности). Создавать положительные поводы для самоконтроля (стремиться к достоверным знаниям, находить наиболее рациональные методы работы, быстро выявлять и исправлять ошибки), развивать приемы и методы самоконтроля и умение применять их самостоятельно.
На втором курсе прогрессивное обучение начинает контролировать процесс усвоения технических знаний, то есть мы обучаем процедурному контролю, который можно назвать пошаговым. Использование таких приемов необходимо для того, чтобы дети знали, какие шаги нужно предпринять для достижения желаемого эффекта [8, с. 40].
В третьем ряду необходимо дополнительно освоить приемы самоконтроля и ввести такие приемы, как:
- Определение плана и направления деятельности (согласно алгоритму, памятке);
- Самостоятельное обучение и взаимное обучение по поставленной задаче;
- Анализ (например, орфография);
- Погружение в деятельность (например, работа с заголовком).
Школьник должен овладеть приемами педагогической работы, осознавать свою самостоятельность в выборе метода усвоения знаний, то есть научиться обращаться с учебной и справочной литературой, наглядными ресурсами и приемами усвоения, которые помогут усвоить учебный материал. (Наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).
Выполняя следующие упражнения и задания по известным алгоритмам, школьники смогут сосредоточиться на основных проблемах и выбрать рациональные способы решения учебных задач, то есть контролировать не только конечный результат, но и процесс выполнения задания.
Прежде чем вы сможете контролировать свои действия, вы должны научиться контролировать действия других. Таким образом, вы можете сначала узнать, как получить доступ к записным книжкам своих коллег. Обмен записными книжками увеличивает ответственность детей, они внимательнее, напоминают им и повторяют правило, так как им нужно не только исправлять ошибку механически, но и пояснить это исправление.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах /Под ред. М.И.Моро, А.М.Пышкало. М.: Педагогика, 2017. - 247 с.
2. Алексюк А.Н., Черный В.Н. Методы обучения в современной буржуазной педагогике США /Под ред. И.С.Хмель. Киев: Радянська школа, 2015. - 140 с. /на укр. яз./.
3. Алумяэ С. О потенциальных возможностях обучения учащихся начальных классов приемам самопроверки. В кн.: Проблемы дидактики. - Таллин: Валгус, 2016, с.48-54.
4. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 2015. - 304 с.
5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР, М.; Л., 2018, вып. 18, с.101-124.14
6. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2017
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2018
8. «Начальная школа», №10, 2015// Каткова Э.Н. «Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач»
9. «Начальная школа», №10, 2016// Царева С.Е. «Виды работ с задачами на уроке математики»
10. «Начальная школа», №10, 2018// Мор Г.Я. «Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся»
11. «Начальная школа», №2, 2015 // Истомина Н.Б. «Работа над составной задачей»
12. «Начальная школа», №2, 2017 // Царева С.Е. «Проверка решения задачи и формирование самоконтроля учащихся»
13. «Начальная школа», №3, 2015// Шадрина И.В. «Использование графических схем при работе над текстовой задачей»
14. «Начальная школа», №3, 2015// Шикова Р.Н. «О более полной реализации функций текстовых задач в практической деятельности»
15. «Начальная школа», №3, 2016// Артёмов А.К. «Приемы организации развивающего обучения».
16. «Начальная школа», №5, 2018// Патрушева В.В. «Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики»
17. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 2016. - 112 с.
18. Психология обучения. Под редакцией В.В.Давыдова. М., Просвещение, 2018
19. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности[Текст]/ Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 2017. - 275с.
20. Рыжик, В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике[Текст]/ В.И. Рыжик. //Математика в школе №3, 2018. - 364с.
21. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике[Текст] /Сост. Ю.Д. Кобалевский- М.: Просвещение, 2019. - 279с.
22. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии/ С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2015. - 521 с.
23. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников[Текст]/ Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2015. - 493с.
24. Тухман, И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников[Текст]/ И.В. Тухман // Нач. школа. - 2018. - №2. - С.20-24.
25. Формирование учебной деятельности школьников[Текст]/Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 2018. - 274с.
26. Чуканцов, С.М. Где ошибка? [Текст]/ С.М. Чуканцов. -Тула: Приокское книжное издание, 2015. - 287с.
27. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., Просвещение, 2015, с. 205
28. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Международная педагогическая академия, 2018. - 176с.
29. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 2018. - 185с.
30. Эрдниев, П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике [Текст] / П.М. Эрдниев. - М., Просвещение, 2016. -