Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время российское общество продолжает испытывать тревогу за морально-нравственное состояние молодежи, в том числе и детей школьного возраста. Это обусловлено тем, что среди немалой части учащихся нередко часто проявляется бездуховность, а также отсутствие чувства социальной ответственности за свое поведение. Кроме этого, обостряются конфликтные ситуации, не снижается преступность. Уровень морально-нравственного развитие младших школьников также продолжает оставаться на не высоком уровне. Ведь окружающая ребенка среда негативным образом влияет на развитие его морально-нравственной сферы. Нередко в средствах массовой информации школьник видит сцены насилия, жестокости. В отдельных семьях нравственного облика родителей также невысок, что неизменно ведет к потере нравственных ориентиров у детей. В свою очередь педагоги школ на современном этапе тоже вопросам морально-этического образования уделяют мало внимания.
Младший школьник весьма восприимчив к внешним влияниям, он непосредственен в поведении. Поэтому именно в данном возрасте имеются весьма большие возможности для последовательного и систематического морально-нравственного образования детей.
Проблема исследования
Основы нравственного воспитания детей должны стать стержнем перехода непосредственно от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, формирования позитивного целостного мировоззрения школьников, становления у них гражданской позиции, а также развития гармоничной личности. Подобный подход в нашей стране осуществляется в разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Проблема нравственного воспитания младших школьников в учебном процессе занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста нравственных норм и не сформированы в полной мере практика совершения школьниками нравственных поступков и их моральной оценки.
Данная проблема возникла из противоречия – в соответствии с ФГОС НОО [26] необходимо уделять внимание нравственному воспитанию младших школьников. Тем не менее, в практике работы начальной школы это направление реализуется в недостаточном объеме.
Цель исследования: определить возможности и условия нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
Объект исследования: процесс нравственного развития учащихся начальной школы.
Предмет исследования: методы, формы и психолого-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в учебном процессе.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику педагогической категории «нравственное воспитание».
2.Определить возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования нравственного поведения.
3.Проследить условия формирования нравственного поведения у младших школьников.
4.Подобрать диагностические методики для изучения уровня сформированности нравственности у младших школьников.
5.Разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию нравственности у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические:
1. анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Эмпирические (практические):
1. педагогический эксперимент (констатирующий этап);
2. наблюдение;
3. тестирование;
4. статистическая обработка данных, полученных в результате эксперимента.
Методологической основой исследования являются труды ученых: по педагогике (Е.М. Елизарова [5], А.А. Калюжный [8; 9] и др.), психологии (Б.С. Братусь [2], М.В. Никитина [18] и др.), по методике преподавания и воспитания (Е.А. Алябьева [1], В.Н. Клепиков [10], Л.И. Матвеева [14] и др.).
База исследования: МБОУ средняя школа № 65, 4 класс (32 ученика).
Период исследования: октябрь – декабрь 2020 г.
Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
§1. Характеристика педагогической категории
«нравственное воспитание»
Нравственное воспитание младших школьников – это целенаправленная деятельность педагога, ориентированная на формирование у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.
Нравственное развитие младших школьников – это своего рода процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей [12, c. 164].
Во всестороннем развитии личности младшего школьника нравственному воспитанию отводится особое место. Нравственное развитие, как таковое, нравственная характеристика формирует объективную общественную ценность человека. От нравственной воспитанности в значительной мере зависят цели жизни человека и их реализация, умение человека общаться с окружающим миром, его богатство знаний, умений, навыков. Нравственные устремления человека оказывают непосредственное влияние на эстетические вкусы и оценки, способствуют более полному пониманию и осознанию прекрасного. Нравственное воспитание направлено на становление личности в целом. При этом оно осуществляется в течение всей жизни ребёнка: в труде, в игре, учении, общении с окружающим миром. На выполнение задач нравственного воспитания ребенка в первую очередь направлена специальная воспитательная деятельность педагога [2, c. 82].
Понятие «нравственность» необходимо рассматривать в контексте сознания и поведения конкретного человека.
Нравственный поступок – это такое действие, которое положительно оценивается с общественных и нравственных позиций. Нравственная деятельность не может существовать сама по себе, а вступает как особая сторона или аспект некоего другого вида деятельности конкретного человека. При этом в любых поступках человека предполагается наличие морального аспекта, который может проявляться как в цели или намерении, так и в выборе средств, а также в организации деятельности, в её результатах и последствиях.
Достаточно часто общественное значение нравственного воспитания осознаётся только в то время, когда человек сталкивается с нарушением норм морали, с некоторыми отрицательными проявлениями. В таких случаях воспитание непосредственно связывается с общественным осуждением, наказанием [3, c. 51].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры / Е.А. Алябьева. – М.: Просвещение, 2016. – 130 с.
2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 2015. – 64 с.
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2019. – 174 с.
4. Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. 2015. № 9 (сент.). URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. (дата обращения: 05.01.2021).
5. Елизарова Е.М. Справочник учителя начальных классов / Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселева. – Волгоград: Учитель,2017. – 410 с.
6. Замищак М.И. Факторы и механизмы становления моральной самооценки младших школьников / М.И. Замищак // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 65 – 67.
7. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре / под ред. Т.Д. Попова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2018. – 224 с.
8. Калюжный А.А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ / А.А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2016. – 156 с.
9. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. – М.: Академия, 2015. – 188 с.
10. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям / В.Н. Клепиков // Воспитание школьников. – 2011. – №8. – С.18-22.
11. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: методическое пособие / сост. Н.В. Наконешнюк. – М.: АСТ, 2018. – 101 с.
12. Курносова С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике / С.А. Курносов // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 1. – С. 67–71.
13. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 2018. – 214 с.
14. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – СПб.: Ун- т им. А.И. Герцена, 2017. – 146 с.
15. Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.С. Ахтян. – М.: «Айрис Пресс», 2017. – 232 с.
16. Мулярчик Н.Н. Азбука этики / Н.Н. Мулярчик // Начальная школа. – 2012. – №12. – С. 24-26.
17. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – № 6. – С. 3 – 8.
18. Никитина М.В. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе: автореф. дис… канд. пед. наук / М.В. Никитина. – Омск 2000. – 24 с.
19. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Просвещение, 2017. – 196 с.
20. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Провоторова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 51-53.
21. Рудковская М.Ю. Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников: учеб.- метод. пособие / М.Ю. Рудковская. – Анжеро- Судженск. 2018. – 84 с.
22. Сандабкина Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников / Т.Б. Сандабкина // Вестн. Бурятск. гос. ун-та. – 2013. – № 4. – С. 151 – 156.
23. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Е.Я. Сироткина // Начальная школа. – 2011. – №8. – С. 29 - 32.
24. Сладковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Сладковский. – М.: Изд-во Москва, 1992. – 164 с.
25. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2017. – 576 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 31 с.
27. Федосеева О.Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников. URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64342.html. (дата обращения: 05.01.2021).