Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно мировой статистике в наше время, отмечается стремительная тенденция к увеличению числа больных острыми нарушениями мозгового кровообращения (ОНМК) – инсульт, которые занимают лидирующие позиции среди заболеваний по распространенности и инвалидизации. Проблема диагностики афазии при ОНМК и восстановления речи привлекает внимание логопедов, афазиологов, нейропсихологов, неврологов.
Вследствие органического поражения головного мозга (инсультах, травмах, опухолях) примерно в 40-50% случаях возникают речевые нарушения.
Одними из сложных речевых нарушений, с которыми в центр нейрореабилитации попадают пациенты - это афазия.
Проблема восстановительного обучения при афазии всегда остается актуальной темой научных и практических исследований специалистов различных отраслей научных знаний – неврологов, реабилитологов, нейропсихологов, логопедов-афазиологов, психотерапевтов и других исследователей. Интерес к этой проблеме обусловлен ее теоретической, практической и социальной значимостью для решения таких актуальных вопросов, как дальнейшее развитие и углубление научных представлений о сложной системе межфункциональных связей в работе мозга; выяснение взаимосвязи и взаимодействия нарушений речи при афазии с другими психическими процессами; дальнейшее изучение психофизиологических и нейролингвистических основ афазии; социальная реадаптация больных с афатическими нарушениями речи и их профессионально-трудовая реабилитация.
Динамическая афазия возникает вследствие поражения коры головного мозга у центра Брока.
Характерным является нарушение сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания. Нарушен процесс реализации речи во внешней среде (внутренняя программа сохранена). Пациентам трудно составить предложение по серии сюжетных рисунков. Имеется невозможность активного развертывания речи. Во время перехода нет последовательности линий. Трудности при назывании предметов, собственных названий. При динамической афазии основной задачей коррекционно-педагогической работы является преодоление инертности в речевом высказывании. Сначала это будет преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, затем - восстановление грамматического структурирования. Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется путем создания для больных внешних программ высказывания с помощью различных внешних опор (схем, предложений, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризации, сворачивание этой схемы внутрь.
На занятиях по стимулированию речевой активности можно инсценировать беседу с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях.
Анализ последних исследований и публикаций. Афазиология насчитывает более чем столетний период своего развития благодаря работам Лурии О. Р., Бэйн Э. С., Цветковой л. с. В наше время проблемы афазиологии приобретают все большую актуальность вследствие увеличения количества больных и их «омоложения». Исследованиями вопроса нейропсихологических изменений у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения занимались Гуреева И.Л., Гомзякова Н.А., которые предположили, что нарушения памяти и внимания в структуре нейропсихологической картины при ОНМК являются доминирующими. Проблемой использования интерактивных технологий в логопедической работе по восстановлению речевой функции при различных формах афазии занимается Ларина О. д. Восстановлением речи в постстационарном периоде с использованием нетрадиционных методов по реабилитации голоса, глотанию занимаются Штейнердт В. В., Ахутина Т. В., Ларина О. Д., Царева И. В., Руднев В. А., Шкловский В. М., Курушина О. В.
Выделение не решенных ранее частей общей проблемы. В современной неврологии наблюдаются различия в определенных видов речевых нарушений, в классификации афазий, реабилитационных подходах по восстановлению речи. Недостаточно изученными остается мозговая организация речевых процессов, а также причины вариабельности нарушений речи.
Объект исследования: динамическая афазия.
Предмет исследования: речь при афазии.
Цель работы: изучить особенности восстановления речи при динамической афазии.
Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть современные представления относительно патогенеза и проявлений афазии при мозговом инсульте;
- охарактеризовать особенности речевой деятельности при острых нарушениях мозгового кровообращения;
- определить пути преодоления нарушений речи при органических поражениях головного мозга.
Методы исследования. В процессе научных изысканий, автором были использованы методы: исторический и логический; абстрагирование и обобщение; комплексный и системный подходы.
Структура исследования: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 31 страница печатного текста.
ГЛАВА 1 Современные представления относительно патогенеза и проявлений афазии при мозговом инсульте
Учение об афазии сформировалось в отдельную отрасль научного знания в XIX веке и находится на грани многих наук – философии, психологии, физиологии, клинической неврологии, лингвистики, коррекционной педагогики, что определило различные подходы и направления к ее изучению.
В разные времена вопрос афазии в науке решался в соответствии с состоянием научных знаний и, прежде всего, представлений о высших психических функциях человека – их строении и связи с мозгом. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было положено работами Брока (1861) и Вернике (1874). Во время своих исследований ученым удалось продемонстрировать структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга. Их открытие вызвали полувековые дискуссии ученых, оформившихся в два основных направления - локализационистский и антилокализационистский.
Так, первое направление - начало учения о локализации функций речи в головном мозге, а второе указало на важность деятельности мозга как целого в сложной речевой функции. Опережая более поздние учения, определяющим для понимания природы афазии стало замечание H. Jackson (1864) о том, что ВПФ, в том числе и речевая, имеют значительную протяженность в мозге «по вертикали», то есть к их осуществлению причастны как элементарные, так и самые высокие структуры мозга. Ученый отметил, что при очаговом поражении мозга практически никогда не исчезает полностью – непроизвольные действия, которые имеют отношение к этой функции, как правило, остаются сохраненными [3, c.94].
Таким образом, H. Jackson удалось создать прорыв в науке, подчеркнув, что локализовать поражение, которое приводит к расстройству речи, и локализовать функцию речи – две совершенно разные вещи. Со временем накопленный опыт в области последствий локальных поражений мозга стал предпосылкой для возникновения современных представлений о природе афазии.
Определяющими стали достижения И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского в области локализации высших психических функций. Труды ученых положили начало системному подходу к анализу взаимодействия нейрофизиологических процессов и психических функций человека. Основные принципы этого подхода – органическое единство психического и физиологического, первичность физиологического по отношению к психическому – в дальнейшем получили свое развитие в исследованиях П.К. Анохина, А.Г. Лурия, Н.А. Бернштейна, Н.П. Бехтеревой, А.С. Адрианова и др. Не менее важными стали сформулированы И.П. Павловым и О.А. Ухтомским принцип динамической локализации высших корковых функций и сформулированный И.М. Филимоновым принцип поэтапной локализации функций, которые стали решающими в понимании физиологических и патофизиологических механизмов речи. Но, как указывает анализ литературных источников, наиболее широкое освещение с позиций о динамической и поэтапной локализации речевой и других ВПФ проблема афазии получила в трудах А.Р. Лурия в ракурсе нейропсихологии, которая включила в себя многие смежные области научного знания [12, c.73].
Выделение факторов, лежащих в основе афазии, и их форм синдромного анализа дефекта речи, освещение их патогенеза, анализ структуры нарушения речевой функции с учетом новых представлений в психологии о речи и его связях со всей психической сферой, разработка и применение на практике теоретического анализа клинических факторов – все это ознаменовало новый, научный подход к афазическим расстройств, основоположником которого стал А.Г. Лурия.
Такой подход и на сегодня остается наиболее перспективным. Взгляды О.Р. Лурия разделяют многие современные исследователи (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Э.С. Бейн, Же. М. Глозман, Т.Г. Визель, Н.К. Шохор-Троцка и др.), в том числе и зарубежные специалисты (Н. Несаеп, Z. Brain, М. Сritihley и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.Ф., Курбатова Ю.В. Организация логопедической работы при афазии в условиях клинического госпиталя ГУВД города Москвы // Логопедия. – 2006. – №1. – С. 42-45.
2. Астафьева А.В. Нейропсихологическая характеристика нарушений речи при острых нарушениях мозгового кровообращения и проблемы их классификации в отечественной и зарубежной литературе / А.В. Астафьева, Н.В. Епанешникова // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 6. – С. 73–79.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ лексики, семантики, прагматики. – М.: АВС, 2014. – 424 с.
4. Бейн Э.С. Клиника и лечение афазий / Э.С. Бейн, П.А. Овчарова. – М.: Книга по требованию, 2012. – 208 с.
5. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии / Е.Н. Винарская. – М.: Сфера, 2017. – 222 с.
6. Глозман Ж.М. Формы и методы опосредования в нейропсихологической реабилитации и коррекции / Ж.М. Глозман // Психологический журнал. – М.: Российская академия наук, 2019. – С. 87 – 91.
7. Гуреева И.Л. Нейропсихологические изменения у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. // Вестник ЮУрУГ. Серия «Психология». – 2017. Т. 10, – № 4. – С. 28–36.
8. Каширкина В.В. Неролингвистический аспект афазии // Молодой ученый. – 2018. – № 33(219) август. – С. 28–29.
9. Кокорева М.Е. Роль и функции семьи в социальной адаптации индивида, перенесшего инсульт головного мозга / М.Е. Кокорева // Знание. Понимание. Умение. Московский гуманитарный университет. – 2015. – №1. – С. 282-288
10. Кузьмина Т.В. Афазия и пути её преодоления / Т.В. Кузьмина, Е.В. Симоненко // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 287-289
11. Курушина О.В., Барулин А.Е., Куракова Е.А., Ансаров Х.Ш. Нарушение речи и их коррекция у пациентов после инсульта // Медицинский совет. –2017. – №5. – С. 28–32.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
13. Пурцхванидзе О.П. Особенности нарушения речевой и других ВПФ у больных с афазией / О.П. Пурцхванидзе // Логопедия сегодня. – М., – 2011. – № 3. – С. 35–45.
14. Руднев В.А., Прокопенко С.В. Новые принципы реабилитации двигательных и речевых функций человека. – Красноярск: Гротеск, 1999. – С. 50–53.
15. Столярова Л.Г. Особенности нарушения речи у больных с мозговым инсультом и некоторые прогностические факторы ее восстановления / Л.Г. Столярова // Оптимизация реабилитационного процесса при церебральном инсульте. – 1990. – Т. 126. – С. 95–98.
16. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения / Л. С. Цветкова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 744 с.
17. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Росток, 2000. – 96 с.
18. Шоломов И.И., Орнатская Н.А., Мещерякова Ю.Б., Носачев А.А., Жаренова Т.А., Крутцов А.С. Клиниконейровизуализационные сопоставления при афазиях, связанных с инсультом. Медицинский альманах. – 2011. – № 1(14) март. – С. 96–98.
19. Шохор-Троцкая М. К. Речь и афазия / М. К. Шохор-Троцкая. – М.: ЭксмоПресс, 2001. – 416 с.
20. Щербакова М.М., Котов С.В. Программы восстановления речового мышления у больных с последствиями инсульта: Учебное пособие. – М.: Росток, 2014. – 103 с.
21. Optiz B., Mechinger A., Friederice A. Functional asymmetry of human prefrontal cortex: Eneding and retrieval of vertally and nonverbally coded information // Learn Mem. – 2000. – V. 7, No.2. – P. 85-96.
22. Davis G. A. Aphasia and Related Cognitive-Communicative Disorders / G. A. Davis. – N. Y.: Pearson Education, 2014. – 432 р
23. Chapey R. Language Intervention Strategies in Aphasia and Related Neurogenic Communication Disorders / R. Chapey. – Philadelphia : Lippincott Williams & Wilkins, 2008. – 1091 р.